Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2018, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2018 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.01.2019 по делу № А76-26431/2016 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ФИО1) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска (далее – налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 29.06.2016 № 19/15 в части начисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 12 386 167 рублей, соответствующей суммы пеней, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в сумме 2 200 611 рублей 50 копеек и об уменьшении штрафов ввиду наличия смягчающих обстоятельств, установил: решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2017 заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции признано недействительным в части начисления 12 386 167 рублей НДФЛ, 2 798 151 рубля 98
установленного для применения УСН. В результате объединения доходов от деятельности ИП ФИО3, ИП ФИО1 и ИП ФИО2 по реализации ГСМ в розницу через автозаправочную станцию (далее - АЗС) налоговым органом установлено превышение в III квартале 2013 года предельного размера доходов, установленного пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса, что привело к утрате предпринимателем с 01.07.2013 права на применение УСН. Решением управления от 02.10.2017 № 07-10/2/15136 решение инспекции отменено в части начисления налога по УСН в связи с излишним включением в состав доходов за 1 полугодие 2013 года 570 000 рублей, а также соответствующих пеней и штрафа; начисления пеней по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 1 полугодие 2013 года без учета излишней уплаты минимального налога за 2013-2015 годы и по НДС без учета налога, подлежащего возмещению за 4 квартал 2013 года и 4 квартал 2014 года; начисления НДС за 2 квартал 2015 года в сумме 3 110 рублей, НДФЛ
а именно, установить стоимость реализуемых товаров, работ и услуг (без включения в нее суммы налога) и добавляемую к этой стоимости сумму налога, которые в совокупности будут соответствовать реально сформированной договорной цене. В то время как противоположный подход приводит к исчислению налога с дохода, который хозяйствующим субъектом не получен. Вопреки позиции суда апелляционной инстанции и суда округа, тот факт, что оплата реализованных ГСМ производилась покупателями в безналичном порядке, не может служить основанием для начисления НДС сверх полученных предпринимателем доходов . Различное определение суммы налога к уплате в зависимости от формы оплаты реализованных товаров, работ и услуг (наличными денежными средствами или в безналичном порядке), а не в зависимости от фактических показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика, является недопустимым. Не может быть признан правильным и вывод суда апелляционной инстанции, поддержанный судом округа, о необходимости исчисления НДС сверх полученной предпринимателем выручки, мотивированный тем обстоятельством, что в документах на реализацию ГСМ оптовым покупателям НДС не выделялся отдельной
установленного для применения УСН. В результате объединения доходов от деятельности ИП ФИО1, ИП ФИО2 и ИП ФИО3 по реализации ГСМ в розницу через автозаправочную станцию (далее - АЗС) налоговым органом установлено превышение в 3 квартале 2013 года предельного размера доходов, установленного пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса, что привело к утрате предпринимателем с 01.07.2013 права на применение УСН. Решением управления от 02.10.2017 № 07-10/2/15136 решение инспекции отменено в части начисления налога по УСН в связи с излишним включением в состав доходов за 1 полугодие 2013 года 570 000 рублей, а также соответствующих пеней и штрафа; начисления пеней по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 1 полугодие 2013 года без учета излишней уплаты минимального налога за 2013-2015 годы и по НДС без учета налога, подлежащего возмещению за 4 квартал 2013 года и за 4 квартал 2014 года; начисления НДС за 2 квартал 2015 года в сумме 3 110 рублей,
Академией) - 500 рублей в сутки. За период с 01.06.2015 по 31.08.2015 были оказаны услуги по временному размещению в общежитии 33 человекам на сумму 70 571,40 рублей, дополнительных бытовых услуг оказано на сумму 27 828 рублей, что подтверждается представленными документами (пояснения заявителя от 21.06.2016 – т.3 л.д. 131-132). Для поиска внешних клиентов для размещения в общежитии ООВО «МУБиНТ» был заключен агентский договор от 17.06.2015 и ИП ФИО8 (т. 3 л.д. 133-135). В бухгалтерском учете начисление доходов по временному проживанию и по договорам найма отражалось в единой карточке «За общежитие Володарского» с НДС 18%. На суммы полученной выручки от услуг по временному проживанию в общежитии и услуг по проживанию по договорам найма с НДС были выписаны единые счета-фактуры, произведены записи в книге продаж, и эти суммы отражены в первичных налоговых декларациях по НДС за 2 и 3 кварталы 2015 года. В связи с тенденцией уменьшения численности контингента обучающихся в Академии руководством
плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н, счет 75 «Расчеты с учредителями» предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т.п.): по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов (дивидендов) и др. На субсчете 75-2 «Расчеты по выплате доходов» учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по выплате им доходов. Начисление доходов от участия в организации отражается записью по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями». При этом начисление и выплата доходов работникам организации, входящим в число его учредителей (участников), учитывается на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, указанная в акте приема-передачи от 14.07.2016 сумма задолженности по расчетам с ФИО1 по счету 75 соответствует сумме, указанной в гарантийном письме, и
и Ленинградской области. В ходе проведения ревизии с 04.05.2022 по 02.06.2022 КРУ ГУ МВД России финансово-хозяйственной деятельности ОМВД России за период с 01.05.2020 по 30.04.2022 на основании предписания начальника ГУ МВД России от 04.05.2022 № 117/282 была выявлена сумма ущерба по счету 209.41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» в размере 142000, 10 (сто сорок две тысячи рублей десять копеек), бухгалтерская справка от 30.05.2022 № 6 к документу « Начисление доходов », выявленная в рамках аудиторской проверки по теме: «Анализ использования средств федерального бюджета, выделенных на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности объектов ГУ МВД России». В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ ГУ МВД России является главным распорядителем бюджетных средств, что дает ему право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. ОМВД России является получателем бюджетных средств и подведомственным подразделением
обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Пунктом 6 статьи 15 Закона об ОМС предусмотрено, что медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования. Согласно приложению 2 к Приказу Министерства финансов РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» начисление доходов медицинскими бюджетными учреждениями, осуществляющими деятельность по программе ОМС, отражается по дебету счета 720532560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ) по программе ОМС». Согласно пункту 9 статьи 39 Закона об ОМС за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств
обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета. В соответствии с пунктом 10 Инструкции №157н систематизация обобщение и (или) группировка и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в регистрах бухгалтерского учета. Перечень регистров бухгалтерского учета установлен пунктом 11 Инструкции №157н. Проверкой установлено, что обороты ( начисление доходов и учет задолженности) по счету 020500 «Расчеты по доходам» в 2018 году в главной книге сформированы из журнала по прочим операциям, не смотря на то, что пунктом 201 Инструкции №157н отражение операций по счету 020500 «Расчеты по доходам» необходимо осуществлять в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам, который предусмотрен пунктом 11 Инструкции №157н. Таким образом, в нарушении пунктов 10, 11, 201 Инструкции №157н, ведение счета бухгалтерского учета 020500 «Расчеты по доходам» осуществляется с
СОШ №41, а именно проверки Главной книги и (или) других регистров учета, установленных законодательством Российской Федерации, установлено следующее. В соответствии с пунктом 10 инструкции №157н систематизация обобщение и (или) группировка и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в регистрах бухгалтерского учета. Перечень регистров бухгалтерского учета установлен пунктом 11 инструкции №157н. Однако установлено, что обороты ( начисление доходов и учет задолженности) по счету 020500 «Расчеты по доходам» в 2018 году в главной книге сформированы из журнала по прочим операциям. Хотя пунктом 201 инструкции №157н отражение операций по счету 020500 «Расчеты по доходам» необходимо осуществлять в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам, который предусмотрен пунктом 11 инструкции №157н. Согласно пояснений директора МОБУ СОШ №41 журнал операций расчетов с дебиторами по доходам не ведется и отражение операций по счету 020500 «Расчеты по доходам»
обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета. В соответствии с пунктом 10 инструкции №157н систематизация обобщение и (или) группировка и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в регистрах бухгалтерского учета. Перечень регистров бухгалтерского учета установлен пунктом 11 инструкции №157н. Однако установлено, что обороты ( начисление доходов и учет задолженности) по счету 020500 «Расчеты по доходам» в 2018 году в главной книге сформированы из журнала по прочим операциям. Хотя пунктом 201 инструкции №157н отражение операций по счету 020500 «Расчеты по доходам» необходимо осуществлять в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам, который предусмотрен пунктом 11 инструкции №157н. Согласно пояснений начальника финансового отдела администрации Пролетарского сельского поселения ФИО1 журнал операций расчетов с дебиторами по доходам не ведется и отражение операций по счету
обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета. В соответствии с пунктом 10 инструкции №157н систематизация, обобщение и (или) группировка и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в регистрах бухгалтерского учета. Перечень регистров бухгалтерского учета установлен пунктом 11 инструкции №157н. Однако установлено, что обороты ( начисление доходов и учет задолженности) по счету ... году в главной книге сформированы из журнала по прочим операциям. Хотя пунктом 201 инструкции №157н отражение операций по счету ... осуществлять в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам, который предусмотрен пунктом 11 инструкции №157н. Согласно пояснений начальника финансового отдела администрации Братковского сельского поселения ФИО4, журнал операций расчетов с дебиторами по доходам не ведется и отражение операций по счету ...» осуществлялось в журнале по прочим операциям. То есть,
управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н, а также пункта 34 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2018 года № 32н, при предоставлении бюджетной отчетности главному администратору доходов областного бюджета Министерства юстиции Мурманской области не обеспечил отражение в бюджетном учете в Балансе администратора доходов областного бюджета начисление доходов от 34 административных штрафов, наложенных административной комиссией в 2021 году на общую сумму 63,6 тыс.руб. и не уплаченных лицами, привлеченными к административному наказанию, в результате чего было допущено занижение суммы дебиторской задолженности, числящейся по счету 205.45 «Расчеты по прочим доходам от сумм принудительного изъятия», что повлекло искажение показателей Баланса администратора доходов областного бюджета за 2021 год, более чем на 10%. Приведенные в жалобе доводы не могут являться основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности