ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации. Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается и выплачивается в соответствии с данным федеральным законом и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей ) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации (части 1-3 указанной статьи). На основании статьи 91 названного закона ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, выплачивается, начиная с месяца рождения ребенка, если обращение о назначении указанного пособия последовало в срок не позднее шести месяцев со
года № 262. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л. А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: согласно пункту 2 Порядка назначения и выплаты многодетным семьям ежемесячной денежной компенсации взамен набора социальных услуг, предоставляемых в натуральном выражении, на каждого ребенка в возрасте до восемнадцати лет, утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения Ставропольского края от 26 августа 2013 года № 262, опубликованным в газете «Ставропольская правда» от 6 сентября 2013 года № 243-244 (в редакции от 12 декабря 2018 года), ежемесячная денежная компенсация назначается и выплачивается одному из родителей, опекунов (попечителей ) либо приемных родителей, имеющему регистрацию по месту жительства на территории Ставропольского края либо регистрацию по месту пребывания на территории Ставропольского края (при отсутствии регистрации по месту жительства на территории другого субъекта Российской Федерации), на каждого рожденного, принятого под опеку
числу государственных пособий гражданам, имеющих детей, данный федеральный закон относит в том числе ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, которое предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации (статьи 1, 3, 9). В соответствии с частью первой статьи 9 Федерального закона № 81-ФЗ назначение и выплата ежемесячного пособия осуществляется одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей ) ребенка в возрасте до 17 лет, являющемуся гражданином Российской Федерации и постоянно проживающему на территории Российской Федерации. Ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, выплачивается начиная с месяца рождения ребенка, если обращение о назначении указанного пособия последовало в срок не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях указанное пособие выплачивается начиная с даты обращения за назначением указанного пособия. Ежемесячное пособие в связи
опеки и попечительства определены органы местного самоуправления. В Ставропольском крае вопросы по организации и деятельности органов местного самоуправления определяются законом Ставропольского края от 25.07.99г. №25 «Об организации опеки и попечительства в Ставропольском крае» В соответствии со статьей 1 указанного закона, для осуществления деятельности органов местного самоуправления по опеки и попечительству соответствующие функции в отношении несовершеннолетних лиц, лишившихся родительского попечения возлагаются на муниципальные органы управления образованием. К числу полномочий органов опеки и попечительства относятся назначение опекунов и попечителей , и подготовка материалов о выплате опекунам и попечителям денежных средств на содержание подопечных и размере, установленных Правительством Российской Федерации. Статья 4 закона Ставропольского края от 29.07.99г. №25 «Об организации опеки и попечительству указывает, что муниципальные органы Управления образования осуществляют выплаты пособий на опекаемых детей. В 2003-2005г.г. МУ «Управление образования администрации г.Пятигорска» производило соответствующие выплаты. С 01 января 2005 года вступил в силу закон Ставропольского края от 02 марта 2005 года №12-кз «О
назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком. Пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) предусмотрено, что опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации. Частью 2 названной статьи предусмотрено, что орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем
молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» о невозможности гражданина быть опекуном, возложении обязанности. Изучив письменные материалы дела, с учетом мнения административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, зам.прокурора Петуховского района ФИО согласившихся с рассмотрением дела в порядке гражданского судопроизводства, суд приходит к следующему. В силу ст. 4 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются: защита прав и законных интересов подопечных. Назначение опекунов и попечителей согласно ст.11 указанного Закона относится к полномочиям органов опеки и попечительства. В соответствии со ст. 225 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 5 и 6 статьи 39, частях 6 и 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса. Согласно ст. 194 КАС РФ, если иное не
адвоката ФИО4, возражавших против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций допущены. Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 4 августа 2022 г. обратилась в администрацию г. Назрань с заявлением и о назначении ее попечителем детей: - ФИО6, ФИО7, и опекуном ФИО12 10 августа 2022 г. в удовлетворении заявления ФИО2 о назначении опекуном и попечителем отказано, в письме № 434-из сообщено, что мать детей ФИО1 не лишена родительских прав, является единственным законным представителем несовершеннолетних детей, решением суда место жительства детей определено с матерью. Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ФИО2 является родной бабушкой ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО13 ФИО14., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец несовершеннолетних детей умер 24 апреля 2009 г., согласно пояснениям ФИО2 дети