ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Ненадлежащая реклама - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 305-АД16-13140 от 19.10.2016 Верховного Суда РФ
рассмотрении дела об административном правонарушении с нарушением правил территориальной подсудности подлежат отклонению. Согласно части 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий (подпункт «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). В настоящем случае ненадлежащая реклама , содержание которой было определено обществом с нарушением положений Федерального закона от 13.03.2006 № 38ФЗ «О рекламе», была выявлена на территории Московской области, в связи с чем дело об административном правонарушении рассматривается соответствующим управлением. Проверяя законность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций на предмет их соответствия требованиям, установленным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа не усмотрел оснований для их отмены. Окружной суд посчитал, что принятые по делу
Определение № А73-11202/2017 от 13.04.2018 Верховного Суда РФ
по делу судебных актов таких оснований для передачи жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено. Как следует из судебных актов, решением антимонопольного органа реклама, содержащая текст «Аптека Миницен. Лекарства со склада», размещенная обществом на рекламных конструкциях, признана не соответствующей требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». На основании указанного решения обществу выдано предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы в срок до 25.05.2017 (признано законным в рамках дела № А73-9479/2016 Арбитражного суда Хабаровского края). Неисполнение предписания послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения,
Определение № 021/05/2028 от 28.09.2020 Верховного Суда РФ
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу «Газпромбанк» (Акционерное общество) (далее – банк) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 28.10.2019, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.05.2020 по делу № А79-8624/2019 по заявлению банка о признании недействительным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы Чувашской Республики – Чувашии (далее – управление, антимонопольный орган) от 05.06.2019 по делу № 021/05/28-163/2019 о признании ненадлежащей рекламы , распространяемой банком в период апрель – май 2019 года на щитовой рекламной конструкции, расположенной по проспекту Никольского в городе Чебоксары (остановка улица Гражданская, 1), поскольку ее содержание нарушает требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), о признании банка нарушившим часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе и о передаче материалов должностному лицу управления для
Постановление № 309-АД15-14583 от 24.11.2015 Верховного Суда РФ
В информационном блоке листовки указан адрес специалиста, который поможет сформировать индивидуальную коллекцию напитков для винных шкафов и погребов, подберет напитки для корпоративных торжеств в рамках любого бюджета, а также поможет выбрать подходящие напитки для частных событий – sovet@krasnoe-beloe.ru. Кроме того, в листовке указан адрес для Online-заказа товаров – zakaz-kb.ru. По результатам рассмотрения возбужденного на основании указанных материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 07-17-30/2014 антимонопольным органом 17.06.2014 принято решение, которым указанная информация признана ненадлежащей рекламой , как нарушающая часть 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). В отсутствие представителей общества, извещенного надлежащим образом, антимонопольным органом 13.08.2014 в отношении общества «Альфа Оренбург» составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, а 25.09.2014 управлением вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 07-18-49/2014, которым общество привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи
Постановление № А44-3157/2021 от 27.07.2022 АС Северо-Западного округа
или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2); товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3); ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4). Ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона № 38-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и
Постановление № Ф04-6697/2008 от 16.04.2009 АС Западно-Сибирского округа
14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Несогласие Общества с привлечением его к административной ответственности явилось основанием для обращения с данным заявлением в арбитражный суд. Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанций о правомерном привлечении Общества к административной ответственности за распространение рекламы без указания лицензии исходя из следующего. В соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе ( ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы). Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащая реклама определена той же статьей Закона как реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В силу пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе реклама,
Постановление № А65-11743/2009 от 17.09.2009 АС Поволжского округа
и проведении административного расследования. По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 14.04.2009 № А059р/02, на основании которого вынесено постановление от 30.04.2009 № А059р/02 по делу об административном правонарушении о наложении штрафа, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 100 000 руб. В соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях противоправным деянием признается нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе ( ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы), которое влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч руб. В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом
Постановление № А78-13438/16 от 19.07.2017 АС Восточно-Сибирского округа
ЖК «Бест Вей» признан нарушившим часть 1, пункт 1 части 3, часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). В соответствии с пунктом 5 указанного решения ЖК «Бест Вей» 23.05.2016 выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В связи с невыполнением предписания комиссией Забайкальского УФАС России был проведен осмотр страницы интернет-сайта информационного агентства «Чита.ру», на которой была размещена ненадлежащая реклама , по адресу: http://articles.chita.ru/80612/. В ходе осмотра было установлено, что ненадлежащая реклама о деятельности ЖК «Бест Вей» продолжает распространяться по указанному адресу, о чем составлен акт от 12.07.2016. 19.08.2016 ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Забайкальского УФАС России ФИО1 в отношении ЖК «Бест Вей» составлен протокол об административном правонарушении № 43/02-06 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.4 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации. Из протокола об административном правонарушении следует, что
Постановление № А74-2480/2007-Ф02-760/2008 от 11.03.2008 АС Восточно-Сибирского округа
в виде штрафа в размере 4000 рублей. Признавая по заявлению предпринимателя постановление от 20.09.2007 № 35-Р-07-АП незаконным и отменяя его, суд первой инстанции исходил из следующего. Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе, в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия (часть 6 статьи 5 Закона о рекламе). Нарушение
Решение № 7(2)-254/19 от 13.05.2019 Белгородского областного суда (Белгородская область)
вины в совершении инкриминируемого правонарушения и на малозначительность совершенного деяния. Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего жалобу по указанным в ней доводам, представителя УФАС по Белгородской области ФИО2, возражавшей против удовлетворения жалобы, нахожу постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда подлежащими отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе ( ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей. Из материалов дела следует, что в Белгородское УФАС России 15 января 2018 г. поступило заявление Л. о нарушении "Б" законодательства о рекламе, при распространении в газете "Н" от 12 января 2018 г. № 1 (1738) информации об оказываемых платных услугах по производству и размещению предвыборных агитационных материалов, о предоставлении редакцией газеты "Н" печатное площадки
Решение № 72-14/2016 от 15.02.2016 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)
или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 данной статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37,14.38,19.31 данного Кодекса. Согласно п.п. 1, 4 ст.3 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Согласно ч.ч.2, 3 ст.28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчиваться об иных условиях оказания соответствующих
Решение № 07-211/19 от 13.03.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования п.4 ч. 3 ст.5 Закона о рекламе. В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту Закон о рекламе) определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (п. 4 ст. 3 Закона о рекламе). В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Исходя из цели проведения стимулирующего мероприятия –
Решение № 2-115/18 от 29.09.2017 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)
соответствия предлагаемой к продаже табачной продукции установленным обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни и здоровья потребителя, не предоставлена на сайтах. Также не указаны сведения о продавце предполагаемой к продаже табачной продукции: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно используемым в ФЗ «О рекламе» основным понятиям «реклама», «Объект рекламирования», «товар», « ненадлежащая реклама » указанное на сайтах предложение табачной продукции к продаже является ненадлежащей рекламой. Такое предложение табачной продукции к продаже на сайтах создает угрозу для здоровья и жизни неопределенного круга потребителей, так как не обеспечена безопасность этой табачной продукции для жизни, здоровья потребителей. Согласно ст. 26.1 Закона № 2300-1, при дистанционном способе продажи товаров продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления