ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Норма предоставления - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 33-КА20-3 от 27.05.2020 Верховного Суда РФ
с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на такой учет в соответствии с законодательством, действующим на территории муниципального образования «Приозерское городское поселение» Приозерского муниципального района Ленинградской области до вступления в силу решения Совета депутатов названного муниципального образования от 20 февраля 2006 года № 32, уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления (как это было установлено ранее действовавшими Правилами учета), но при этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством. Так, пунктом 1 решения Совета депутатов муниципального образования «Приозерское городское поселение» Приозерского муниципального района Ленинградской области от 20 февраля 2006 года № 32 утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 15 кв. м общей площади. При этом по смыслу положений подпункта 1
Определение № А61-5305/18 от 12.07.2021 Верховного Суда РФ
задолго до возникновения неисполненных обязательств перед конкурсными кредиторами. Оснований полагать, что приобретение жилого помещения состоялось со злоупотреблениями, не имеется. Судами не установлено наличие в собственности должника, его бывшей супруги и их несовершеннолетних детей другого жилого помещения, не обремененного ипотекой и обеспечивающего по такому критерию как площадь нормальное существование человека без умаления его достоинства. При этом частью 3 статьи 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 51-РЗ «О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма определена в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Как установили суды, в спорной квартире проживает ФИО2, его бывшая супруга и двое их несовершеннолетних детей. Следовательно, для них норма общей площади жилого помещения составляет 72 квадратных метра. Из материалов дела не усматривается, что при реализации спорной квартиры и приобретения за счет вырученных средств замещающего жилья площадью не менее 72 квадратных метров отказ от исполнительского
Определение № 301-ЭС21-20125 от 01.11.2021 Верховного Суда РФ
полномочиями Республики Коми», пришел к выводу, что оспариваемые решения министерства соответствуют действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителя. Расходование бюджетных средств (субвенции) при приобретении жилых помещений муниципальными образованиями в целях их дальнейшего предоставления по договорам социального найма должно отвечать целям эффективности и результативности. Соответственно, специализированным жильем должны быть обеспечены дети-сироты по установленной норме предоставления жилой площади. Суд, апелляционной инстанции установив, что в соответствии с требованиями Закона № 159-ФЗ и Закона № 134-РЗ норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма должна составлять не менее 18 кв.м, но не более 38 кв.м, тогда как площадь приобретенных жилых помещений составляет 59,9 кв.м и 66,2 кв.м, исходил из того, что приобретение жилых помещений общей площадью более 38 квадратных метров свидетельствует о неэффективном использовании средств республиканского бюджета, в связи с чем оснований для доведения предельного объема финансирования расходов для оплаты полной стоимости приобретаемых жилых помещений по указанным контрактам у министерства
Определение № 05АП-9455/19 от 23.10.2020 Верховного Суда РФ
не менее учетной нормы, установленной для населенных пунктов Приморского края. Субвенция предоставлялась гражданам в одинаковом размере с применением расчета, установленного статьей 23.2 Закона о ветеранах. Жилые помещения выбирались и приобретались гражданами-получателями социальной выплаты самостоятельно, жалоб на нарушение прав от них не поступало. Суд кассационной инстанции, проверив постановление суда апелляционной инстанции, поддержал изложенные в нем выводы. В судебном разбирательстве изучены и мотивированно отклонены доводы казначейства о том, что специальными нормами Закона о ветеранах установлена повышенная норма предоставления жилого помещения по сравнению с Жилищным кодексом Российской Федерации. Следует отметить, что Жилищный кодекс Российской Федерации не регулирует вопросы предоставления гражданам выплат взамен обеспечения жилым помещениями. Приведенное в нем понятие «норма предоставления» касается вопросов предоставления жилого помещения в натуре по договору социального найма или на ином имущественном праве. В этой связи позиция казначейства о том, что с помощью социальной выплаты должно быть профинансировано приобретение гражданами жилых помещений площадью 36 кв. м, что для этой
Постановление № А74-7798/2021 от 10.03.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
Хакасия, осуществляющего государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, об обеспечении жилыми помещениями. Согласно статье 2 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ на осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления ) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (часть 1 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом согласно части 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи
Постановление № А60-45309/2021 от 22.06.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
также на неправильное применение судом норм процессуального права. В обоснование жалобы ее заявитель приводит доводы об отсутствии у суда оснований для завершения процедуры реализации имущества в отношении должника. В частности, указывает на то, что зарегистрированная за должником квартира, общей площадью 96,8 кв.м, расположенная по адресу: <...>, которая по своим объективным характеристикам (площадь помещения) чрезмерна для разумного и достаточного удовлетворения конституционно значимой потребности должника в жилье. Отмечает, что согласно постановлению Главы г.Екатеринбурга от 31.08.2005 №824 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «город Екатеринбург», исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма, составляет 16 кв.м общей площади на одного человека, таким образом, норма предоставления жилья должнику и членам его семьи составляет 64 кв.м, что на 32,8 кв.м. превышает площадь указанной выше квартиры. Указывает на то, что кадастровая стоимость спорной квартиры составляет 6 242 630,61 руб., то есть
Постановление № А76-30587/2021 от 18.10.2022 АС Уральского округа
и социальных гарантиях приемной семье» жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом частями 1, 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления ) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии с частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного
Постановление № А07-25137/2021 от 01.08.2023 АС Уральского округа
159-ФЗ и Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления ) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В силу пункта 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 02.12.2005 № 250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан» к полномочиям органов местного самоуправления в Республике
Решение № 2-531 от 14.11.2011 Русско-полянского районного суда (Омская область)
судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области к администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области об обязании главы администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области внести изменения в постановление главы администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области №302-П от 16.06.2010г. «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» в части закрепления в нем количества лиц (количества членов семьи) на которых распространяется учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Русско-Полянского района, обратившись с вышеуказанным исковым заявлением, просил обязать главу администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области внести изменения в постановление главы администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области №302-П от 16.06.2010г. «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» в части закрепления в нем количества лиц (количества членов семьи), на которых распространяется учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения. Свои