ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативные правовые акты регулирующие бюджетные правоотношения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Часть 3 БК РФ. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Статья 3. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Кодекса. Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить настоящему Кодексу и федеральным законам, указанным в статье 2 настоящего Кодекса. 2. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, указанных в статье 2 настоящего Кодекса, указов Президента Российской Федерации, предусмотренных пунктом 1 настоящей
Определение № 309-ЭС16-2093 от 11.04.2016 Верховного Суда РФ
признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения , совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса. Частью 2 статьи 1105
Определение № 3-157/1-2003 от 28.04.2004 Верховного Суда РФ
и дополнений в закон о бюджете. Кроме того, закрепление законом о бюджете уже произведенных расходов, как-то устанавливает ч.4 ст. 12 Закона города, нарушает ст.5 БК РФ, согласно которой акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действия. Статьей 21 Закона города установлен норматив минимальной бюджетной обеспеченности для муниципальных образований. Между тем, согласно ч.4 ст.З БК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения , только в пределах своей компетенции. В соответствии с ч.2 ст. 135 БК РФ нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ. Согласно абз.8 ч.2 ст.35 Закона города лимиты предоставления бюджетных кредитов по целевому бюджетному экологическому фонду и целевым бюджетным фондам развития территорий устанавливаются не законом о бюджете, а правовыми актами главных распорядителей средств указанных фондов. Между тем, в соответствии с ч.7 ст.76 и ч.1 ст.77 БК РФ лимиты предоставления бюджетных кредитов устанавливаются
Определение № 07АП-3095/18 от 23.04.2019 Верховного Суда РФ
вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено. Как усматривается из судебных актов, обжалуемым представлением от 11.01.2018 № 06-06-01, вынесенным по результатам проверки, проведенной Контрольным управлением Новосибирской области в рамках внутреннего финансового контроля, Администрации Мочищенского сельсовета указано на нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения , выразившиеся: - в неосуществлении проверки целевого расходования субсидий, предоставленных муниципальному унитарному предприятию дирекции единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства «Летный» (далее – МУП ДЕЗ ЖКХ «Летный») в период 2013-2015 годы, в том числе, в нарушение соглашений о предоставлении субсидий, заключенных с предприятием; - в неосуществлении надлежащего контроля за исполнением муниципального правового акта в сфере управления муниципальной собственностью в период 2013-2016 годы; - в неоформлении распоряжений главы муниципального образования (либо иного уполномоченного им должностного
Определение № А58-7032/20 от 10.01.2022 Верховного Суда РФ
26.05.2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.09.2021, решение суда первой инстанции в обжалованной части отменено; принят новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным оспариваемое предписание в части требований восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы 3 906 417 руб., как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс); признано незаконным оспариваемое представление в части выводов об установлении по результатам проверки соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при расходовании средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), нарушений на сумму 3 906 417 руб.; на министерство возложена обязанность по устранению нарушений прав или законных интересов учреждения. В удовлетворении остальной части требований отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство выражает несогласие с судебным актом округа, ссылаясь на существенные нарушения норм права. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс)
Определение № А07-27516/19 от 11.04.2022 Верховного Суда РФ
УСТАНОВИЛ: решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.05.2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14.12.2021, заявленные требования удовлетворены частично. Предписание признано недействительным в части обязания в срок до 01.09.2019 принять меры по устранению нарушений по пунктам 1, 2 предписания путем восстановления на лицевой счет Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре средств, использованных нарушением действующего бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения . В остальной части требований отказано. В жалобе заявитель ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывает на применение судами норм права, не подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела. Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права
Постановление № 13АП-6114/2015 от 01.07.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Кодекса. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения , определены в статье 3 БК РФ: это указы Президента Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения; нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, принимаемые Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Понятие бюджетного нарушения раскрыто в пункте 1 статьи 306.1 БК РФ – это совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются
Постановление № А29-5169/2021 от 15.12.2021 АС Республики Коми
федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 БК РФ. В статье 3 БК РФ определены нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения , к которым относятся указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения. Статьей 265 БК РФ установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
Постановление № 17АП-3978/2022-АК от 16.05.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
оснований для частичного удовлетворения требований заявителя, а именно: признать недействительными предписания Финансового управления Администрации городского округа Сухой Лог № 6 от 20.09.2021, № 6 от 15.10.2021, в удовлетворении требований о признании предписания № 6 от 15.11.2021 в части пункта 2 недействительным отказать. Доводы учреждения о том, что оно не является участником бюджетного процесса, отклонены правомерно. В соответствии с пунктом 2 статьи 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения , совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Положениями статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что бюджетное учреждение не может являться получателем бюджетных средств и не является участником бюджетного процесса. Согласно положениям статьи 78.1 Кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. При этом статья 78.1. БК
Постановление № А58-646/2021 от 29.03.2022 АС Восточно-Сибирского округа
средства напрямую подлежали перечислению муниципальным образованиям, а не из бюджета района. В силу пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Частью 4 статьи 3 Бюджетного кодекса, предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения , в пределах своей компетенции. Согласно пункту 3 статьи 139 Бюджетного кодекса правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона Республики Саха (Якутия) от
Решение № 12-11/2017 от 09.03.2017 Боградского районного суда (Республика Хакасия)
в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения , совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, Бюджетным кодексом РФ допускается привлечение к ответственности за совершение бюджетных правонарушений, в том числе лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Учитывая вышеприведенное правовое обоснование, а также обстоятельства, которые были установлены в ходе проверки, часть 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса РФ позволяет привлекать бюджетные и автономные учреждения и
Решение № 21-267/15 от 25.08.2015 Смоленского областного суда (Смоленская область)
нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (ч. 1). Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения , совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2). Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами ФИО2 от (дата) № в период с (дата) по (дата) проведена плановая выездная проверка в отношении областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Смоленский областной центр контроля и сертификации лекарственных средств» в рамках изучения вопроса
Решение № 2-233К/11 от 30.06.2011 Сулейман-стальского районного суда (Республика Дагестан)
иском к М.О. «сельсовет Испикский» Сулейман Стальского района РД о признании незаконным бездействие главы муниципального образования «сельсовет Испикский» в части непринятия нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в части установления порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета и об обязании главу муниципального образования «сельсовет Испикский» принять предусмотренные статьями 3 и 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения , в части установления порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета. В судебном заседании ст. пом. прокурора С.Стальского района Абилов Р.Н. поддержал требования, изложенные в исковом заявлении и пояснил, что прокуратурой района в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2011 года проведена проверка соблюдения на территории района требований бюджетного законодательства за 2010 год. В