ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Объекты топливно энергетического комплекса - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 17АП-19502/18 от 26.08.2019 Верховного Суда РФ
Можга, ул. 60 лет Октября, 7; ПС 220 кВ «Садовая», п. Ува, 7 км тракта Ува-Сюмси; ПС 220 кВ «Сива», Воткинский район, 9 км Кельчинского тракта; ПС 220 кВ «Комсомольская», Игринский район, п. Нагорный; ПС 220 кВ «Игра», Игринский район, п. Нагорный; ПС 220 кВ «Балезино», п. Балезино, ул. М. Гвардии; ПС 220 кВ «Звездная», г. Глазов. Полагая указанное предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями. Судами установлено, что указанные объекты топливно-энергетического комплекса включены в Реестр объектов топливно-энергетического комплекса, в соответствии с которым объекты имеют низкую категорию опасности. Кроме того, данные объекты с категорией опасности «низкая» числятся и в региональном Сводном перечне объектов топливно-энергетического комплекса на территории Удмуртской Республики, подлежащих категорированию, утвержденному председателем Антитеррористической комиссии Удмуртской Республики. На всех одиннадцати категорированных объектах общества система физической защиты - охрана объектов осуществляется круглосуточно охранниками общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Энергобезопасность», которое на момент проверки не имело
Решение № АКПИ19-453 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
лишь в федеральном законе, а не в постановлении Правительства Российской Федерации, при этом действующее законодательство допускает привлечение частных охранных организаций к охране объектов топливно- энергетического комплекса. Кроме того, в пункте 21 Перечня произвольно вводится не основанный на федеральных законах критерий отнесения объектов к опасным производственным, конструкция такого пункта допускает неоднозначное толкование, а применяемая в оспариваемом пункте терминология не позволяет определить, к каким конкретно объектам относятся устанавливаемые им ограничения, так как в нем обозначены объекты топливно- энергетического комплекса , отличные от понятия таких объектов, данных в статье 2 Федерального закона «О безопасности объектов топливно- энергетического комплекса». Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченная представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях, не соглашаясь с доводами административного истца, указала, что Перечень утвержден высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует законодательству Российской Федерации. В судебном заседании представители административного истца Меркурьева М.А., Морозов В.Б.,
Решение № АКПИ19-87 от 06.04.2019 Верховного Суда РФ
(абзац двадцать восьмой приложения 1). К объектам топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации Федеральный закон «О безопасности объектов топливно- энергетического комплекса» относит объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения (пункт 9 статьи 2). Физическая защита объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства. Для обеспечения физической защиты объекта топливно- энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса (части 1, 4 статьи 9 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»). Из содержания пункта 21 Перечня следует, что частная охранная деятельность не распространяется на такие объекты
Определение № А71-5083/2021 от 20.06.2022 Верховного Суда РФ
актов в кассационном порядке, а также если указанные доводыне находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, по результатам внеплановой выездной проверки в отношении одиннадцати категорированных объектов филиала общества управлением выдано предписание о необходимости обеспечить вооруженную охрану объектов топливно-энергетического комплекса . Не согласившись с предписанием управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016
Постановление № А28-16348/20 от 11.02.2022 АС Волго-Вятского округа
закона обязанным возместить вред (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 № 78-КГ17-55). Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Согласно данному закону, охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса – это здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10 статьи 2). Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства. Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического
Постановление № А60-28913/2021 от 12.05.2022 АС Уральского округа
владеющих на законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, определены Федеральным законом от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (применительно к настоящему спору - в редакции Федерального закона № 8 от 24.04.2020, действующей на момент составления акта проверки; далее - Закон № 256-ФЗ). Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства. Критически важными объектами ТЭК являются объекты топливно-энергетического комплекса , нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения (пункт 5 статьи 2 Закона № 256-ФЗ). На основании статьи 6 Закона № 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О
Постановление № А60-31784/2021 от 17.05.2022 АС Уральского округа
и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Доводы о том, что объект ТЭК-Первоуральская ТЭЦ не имеет присвоенную категорию опасности на период выполнения требований предписания; единственным документом, который определяет категорию опасности, является акт категорирования, а не Реестр объектов ТЭК, апелляционным судом проверены и отклонены. Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства. Критически важными объектами ТЭК являются объекты топливно-энергетического комплекса , нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения (пункт 5 статьи 2 Закона№ 256-ФЗ). На основании статьи 6 Закона № 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Таким образом, требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического
Постановление № А17-10664/2022 от 30.08.2023 АС Волго-Вятского округа
в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании. Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов заявителя, просило оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Из материалов дела следует, что объекты топливно-энергетического комплекса Предприятия с 2012 года внесены в «Перечень объектов топливно-энергетического комплекса Ивановской области подлежащих категорированию», утвержденный распоряжением Губернатора Ивановской области от 28.09.2012 № 226-р. В период с 13.09.2022 по 10.10.2022 в соответствии с планом проведения Управлением плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2022 год проведена плановая выездная проверка объектов топливно-энергетического комплекса Предприятия. В ходе проверки сотрудниками Управления установлены множественные факты нарушения требований Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее
Постановление № 4А-374/2013 от 10.06.2013 Красноярского краевого суда (Красноярский край)
256-ФЗ) устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса. Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ объекты топливно-энергетического комплекса – это объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения; потенциально опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения
Решение № 2А-484/19 от 31.10.2019 Инзенского районного суда (Ульяновская область)
противодействии терроризму проведена проверка в деятельности ООО «Кит-Энергия», в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства. В соответствии с концессионным соглашением, заключенным между администрацией МО «Инзенский район», ООО «Кит-Энергия», МУП «Инзатеплоком» и третьей стороной в лице Губернатора Ульяновской области, ООО «Кит-Энергия» сроком на 25 лет переданы объекты (котельные Инзенского района Ульяновской области) коммунального хозяйства теплоснабжения, что подтверждается актом приема-передачи муниципального имущества. Проверка показала, что у ООО «Кит-Энергия» на территории Инзенского района имеются следующие объекты топливно-энергетического комплекса : котельная №2, расположенная по адресу: г.Инза, пер.Советский, 17; котельная №3, расположенная по адресу: г.Инза, ул.Шоссейная, 81; котельная №5, расположенная по адресу: г.Инза, ул.Транспортная, 15Б; котельная №6, расположенная по адресу: г.Инза, ул.Кянжина, 1Б; котельная №1, расположенная по адресу: г.Инза, ул.Школьная, 99; котельная №7, расположенная по адресу: г.Инза, ул.4-ой Пятилетки, 28Б; котельная №8, расположенная по адресу: г.Инза, ул.Рузаевская, 2Е; котельная №9, расположенная по адресу: г.Инза, ул.Вокзальная, 63А; котельная №10, расположенная по адресу: г.Инза, ул.Санаторная,