осведомленная о проведении Министерством государственной экологической экспертизы проектной документации, не реализовала своего права, предусмотренного абзацем 4 пункта 3 статей 22 Закона № 174-ФЗ, на участие в качестве наблюдателя через своих представителей в заседаниях экспертной комиссии государственной экологической экспертизы; доказательства обращения Организации к заказчику экологической экспертизы – Обществу с заявлением о предоставлении документации для проведения общественной экологической экспертизы проектной документации по строительству указанного объекта в установленном порядке не предоставлены; в соответствии с действующим законодательством общественная экологическая экспертиза могла быть проведена Организацией независимо от проведения государственной экологической экспертизы; однако заявитель не представил в материалы дела заключение общественной экологической экспертизы, которое бы ставило под сомнение выводы государственной экологической экспертизы, равно как и доказательств, свидетельствующих о незаконности или ошибочности выводов, сделанных комиссией государственной экологической экспертизы в положительном заключении; согласно совокупности представленных в материалы дела доказательств нарушения при порядке проведения государственной экологической экспертизы отсутствуют, оспариваемые акты соответствуют закону и не нарушают права и законные
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 309-ЭС16-10611 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 12 августа 2016 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Р.А.Хатыпова, рассмотрев ходатайство акционерного общества «Томинский горно-обогатительный комбинат» от 03.08.2016 № 0458 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2016 по делу № А76-26164/2015 по заявлению Челябинского регионального экологического общественного движения «За природу» к акционерному обществу «Томинский горно-обогатительный комбинат» (далее – общество) об обязании предоставить для проведения общественной экологической экспертизы проектную документацию – «Горно-обогатительный комбинат «Томинский». Горнотранспортная часть», «Горно-обогатительный комбинат «Томинский». Обогатительная фабрика», «Горно-обогатительный комбинат «Томинский». Хвостовое хозяйство и оборотное водоснабжение», предусматривающую строительство объектов, связанных с размещением отходов в объеме, предоставленном на государственную экологическую экспертизу, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Сосновского муниципального района, установил: решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2016 заявленные требования удовлетворены частично, на общество возложена обязанность в течение десяти
Российской Федерации, положениями Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ) и исходил из того, что по договору от 10.04.2017 произведена передача неимущественного права на проведение общественной экологической экспертизы в пользу субъекта права, который на момент совершения сделки не прошел обязательную процедуру государственной регистрации заявления о проведении соответствующей экспертизы в порядке, предусмотренном положениями Закона № 174-ФЗ; совершением данной сделки затрагиваются публичные интересы, поскольку организация получает право проводить общественную экологическую экспертизу , не имея на то соответствующих полномочий; условия договора не соответствуют взаимосвязанным положениям Закона № 174-ФЗ, в связи с чем являются ничтожными как противоречащие существу законодательного регулирования соответствующих правоотношений. Кроме того, суд округа отметил, что вступившим в законную силу решением Калининского районного суда города Челябинска от 11.10.2017 по делу № 2-3722/2017 договор о передаче неимущественного права требования от 10.04.2017 признан недействительным. Доводы жалобы в силу статьи 291.6 АПК РФ не являются основанием для
прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Проверив доводы кассационной жалобы, изучив оспариваемые судебные акты, суд не находит оснований к передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, выводы которого поддержал суд округа, руководствуясь положениями Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», установив, что партнерство является общественной организацией, обладающей правом инициирования, организации и проведения общественной экологической экспертизы ; истец обращался в установленном законом порядке в орган местного самоуправления с требованием о проведении общественной экологической экспертизы, принимая во внимание отказ общества в предоставлении проектной документации истцу для проведения экологической экспертизы, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований партнерства об обязании общества предоставить проектную документацию завода для целей проведения общественной экологической экспертизы. Нормы права применены судами первой и кассационной инстанций правильно. Довод общества о том, что проектная документация отнесена
законную силу решения Заволжского районного суда города Ярославля от 13.01.2020 по делу № 2-2217/2019 общество направило в управление комплект документов для проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня материалов проектной документации «Строительство комплекса термического обезвреживания отходов». Письмом управления от 26.06.2020 № 05/2825 отказано в проведении государственной экологической экспертизы. Отказ мотивирован непредставлением заказчиком экспертизы доказательств проведения общественных слушаний, необходимых для оценки потенциального воздействия проектируемого объекта на окружающую среду. Не согласившись с отказом управления, общество обратилось в арбитражный суд. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологическойэкспертизе », Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, суды пришли к выводу о том, что отказ управления соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя. Судебные инстанции исходили из того, что общество не обеспечило участие
от 24.06.1998 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза определена как установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. В соответствии со статьей 4 Закона № 174-ФЗ в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза . Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленным данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации (статья 10 Закона № 174-ФЗ). Согласно статьей 18 Закона № 174-ФЗ заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую
области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды» и состоит из данного закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона № 174-ФЗ). В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза (статья 4 закона № 174-ФЗ). В статье 10 Закона № 174-ФЗ определено, что государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В статьях 11 и 12 Закона № 174-ФЗ перечислены объекты государственной экологической экспертизы федерального значения и регионального уровня соответственно.
или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 1 ст. 384 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 20 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» - далее Закон об экологической экспертизе). В силу п. 3 ст. 22 Закона
и Ярославской областям и в отношении которой начата государственная экологическая экспертиза. Однако, ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» до настоящего времени требование Закона не исполнено. В силу ч.2 ст.25 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы (ч.2.1 ст.25 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»). При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение (ч.2 ст. 19 Федерального закона от 23.1 1.1995 N 174-ФЗ «Об экологической
Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об экологической экспертизе" такую экспертизу могут проводить общественные организации (объединения), в уставе которых указано, что к основным направлениям их деятельности относится охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы. Кроме того, в соответствии с п.3.1. и пп. 3.2.1 и 3.2.4 Устава Некоммерческое партнерство «Экологическое Международное Аудиторское Сообщество. Сертификация», соответствуют требованиям о проведении общественной экологической экспертизы. Согласно ст. 23 Закона № 174-ФЗ общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным. Решение об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы нарушает права административного истца, поскольку ущемляет право на проведение общественной
вопросам местного значения муниципального, городского округа. Аналогичное положение закреплено в ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее Закон №174-ФЗ). В соответствии со ст.4 Закон №174-ФЗ в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза . Статьей 5 Закона №174-ФЗ закреплены полномочия в области экологической экспертизы Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти, в число которых относится утверждение порядка проведения государственной экологической экспертизы. Статьей 9 Закона №174-ФЗ закреплены полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории. В числе полномочий: - принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов,