ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Ограничен в обороте земельный участок всм - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № А41-2345/22 от 23.05.2022 АС Московской области
применяется исключительно в случаях аренды земельных участков, относящихся к перечню, установленному п. 5 ст. 27 ЗК РФ (земельные участки, ограниченные в обороте). В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения. Заключением Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничениях оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером 50:31:0031001:1 и сведениями РГИС Московской области подтверждается, что земельный участок ограничен в обороте в связи с частичным вхождением в зону планируемого строительства ВСМ «Москва-Адлер», а также частично в зону реконструкции автомагистрали федерального значения М-2 «Крым» согласно Постановлению Правительства Московской области от 25.03.2016
Решение № А43-40152/20 от 13.04.2021 АС Нижегородской области
органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующем с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации. В соответствии с пунктом 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Согласно градостроительному заключению от 22.10.2018 №СЛ-406-14273/18 арендуемый ООО «ЛОТ» земельный участок находится в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжение (II и III пояс водозабора). Кроме того, участок расположен в границах разработки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта «Участок Москва-Казань высокоскоростной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург (ВСМ 2). Участок «станция Владимир ВСМ (искл.) станция Аэропорт ВСМ (вкл.) Нижний Новгород. Этап 2 (приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.09.2016 №637/пр).
Постановление № А41-68531/19 от 20.08.2020 АС Московского округа
предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату по цене указанного участка 15 % от кадастровой стоимости без проведения торгов (заявление зарегистрировано за № Р001-3253435887-24823405). 22.07.2019 администрацией вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении указанного земельного участка ввиду того, что участок ограничен в обороте (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). В частности, администрация указала, что земельный участок находится в зоне планируемого размещения высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ ) «Москва-Санкт-Петербург». Считая отказ администрации незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего. Из положений статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований общества необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения администрации и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Решение № 2А-1502/2021 от 13.09.2021 Реутовского городского суда (Московская область)
решение об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов" вышеуказанного земельного участка, содержащее следующие основания отказа: что указанный участок ограничен в обороте, на основании пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ (л.д. 7-8). В качестве основания для отказа, администрация указала, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне предназначенного для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (предназначен для строительства высокоскоростной специализированной пассажирской магистрали (ВСМ ) «Москва-Нижний Новгород- Казань). Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому
Решение № 2-4667/18 от 02.11.2018 Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)
участка в собственность, истец обращался в Министерство инвестиции, земельных и имущественных отношений [Адрес], однако сообщением от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер] [ ... ] - истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка. Отказ мотивирован тем, что в настоящее время земельный участок ограничен в обороте, поскольку расположен в полосе отвода предварительного варианта прохождения трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали [Адрес] (ВСМ 2). Вместе с тем, на основании приказа Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации [Номер]/пр от [ДД.ММ.ГГГГ] утверждена документация по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта [Адрес]). Участок «[Адрес]». В соответствии со схемой расположения спорного земельного участка относительно зоны размещения ВСМ2, установленной документацией по планировке территории спорный земельный участок не находится в границах размещения ВСМ 2, либо зоны размещения инфраструктуры ВСМ 2, что нашло свое подтверждение в отзыве АО «Скоростные магистрали» и представленных им документах. Согласно сообщения филиала ОАО «Р» спорный земельный участок расположен вне границ полосы отвода железной дороги (ориентировочно) на расстоянии
Решение № 2-1398/19 от 11.03.2019 Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)
земли населенных пунктов. Спорный участок не пересекает границ красных линий. По вопросу предоставления земельного участка в собственность, истец обращался в администрацию [Адрес], однако письмом [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. [ ... ] - истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка. Отказ мотивирован тем, что в настоящее время земельный участок ограничен в обороте, поскольку расположен в полосе отвода предварительного варианта прохождения трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали [Адрес] Вместе с тем, в соответствии с документацией по планировке территории, предусматривающей размещение объекта «Участок [Адрес] высокоскоростной железнодорожной магистрали [Адрес] (ВСМ2), утвержденной приказом Минстроя России от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер] (с изменениями от [ДД.ММ.ГГГГ]) спорный земельный участок не находится в границах размещения ВСМ 2, либо зоны размещения инфраструктуры ВСМ 2, что нашло свое подтверждение в отзыве АО «[ ... ]». Таким образом, высокоскоростная железнодорожная магистраль [Адрес] не затрагивает спорный земельный участок. Иных сведений об изъятии земельного участка из оборота, ограничении в обороте, либо резервировании для государственных или муниципальных нужд суду
Апелляционное определение № 2-1047/2021 от 12.10.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
сведениям автоматизированной системы градостроительной информации, расположен в красных линиях железной дороги, перспективной магистральной улицы районного значения в границах территориальной зоны ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры) является ограниченным в обороте в силу п.п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ (л.д. 32-34). В отзыве на исковое заявление АО «Скоростные магистрали» указало, что на основании Схемы территориального планирования РФ в области федерального транспорта, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ разработана и утверждена приказом Минстроя России от 13.09.2016 № 637/пр документация по планировке территории, предусматривающая размещение объекта «Участок Москва-Казань – Екатеринбург (ВСМ 2). Участок станции Владимир ВСМ (искл) – станция Аэропорт ВСМ (Нижний Новгород. Этап 2». В соответствии с указанной документацией по планировке территории испрашиваемый земельный участок расположен вне границ зоны планируемого размещения объектов капитального строительства ВСМ 2 в соответствии с приложенной схемой (л.д. 53,54,67). Согласно п. 2.8. Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и
Апелляционное определение № 33-7981/2022 от 05.07.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
заключения департамента градостроительного развития и архитектуры указанный земельный участок не подлежит отчуждению, т.к. по сведениям автоматизированной системы градостроительной информации он расположен в красных линиях железной дороги, перспективной магистральной улицы районного значения в границах территориальной зоны ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры) и является ограниченным в обороте в силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно отзыва третьего лица - АО "Скоростные магистрали" в настоящее время на основании Схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации разработана и утверждена приказом Минстроя России от 13 сентября 2016 года N 637/пр документация по планировке территории, предусматривающая размещение объекта "Участок Москва-Казань-Екатеринбург (ВСМ 2). Участок станции Владимир ВСМ (искл) - станция Аэропорт ВСМ (Нижний Новгород. Этап 2". В соответствии с указанной документацией по планировке территории испрашиваемый земельный участок расположен вне границ зоны планируемого размещения объектов капитального строительства ВСМ 2 в соответствии с приложенной схемой.