применяется исключительно в случаях аренды земельных участков, относящихся к перечню, установленному п. 5 ст. 27 ЗК РФ (земельные участки, ограниченные в обороте). В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения. Заключением Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничениях оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером 50:31:0031001:1 и сведениями РГИС Московской области подтверждается, что земельный участок ограничен в обороте в связи с частичным вхождением в зону планируемого строительства ВСМ «Москва-Адлер», а также частично в зону реконструкции автомагистрали федерального значения М-2 «Крым» согласно Постановлению Правительства Московской области от 25.03.2016
органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующем с 12.08.2017), в отношении ограниченных в оборотеземельныхучастков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации. В соответствии с пунктом 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Согласно градостроительному заключению от 22.10.2018 №СЛ-406-14273/18 арендуемый ООО «ЛОТ» земельный участок находится в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжение (II и III пояс водозабора). Кроме того, участок расположен в границах разработки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта «Участок Москва-Казань высокоскоростной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург (ВСМ 2). Участок «станция Владимир ВСМ (искл.) станция Аэропорт ВСМ (вкл.) Нижний Новгород. Этап 2 (приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.09.2016 №637/пр).
предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату по цене указанного участка 15 % от кадастровой стоимости без проведения торгов (заявление зарегистрировано за № Р001-3253435887-24823405). 22.07.2019 администрацией вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении указанного земельного участка ввиду того, что участок ограничен в обороте (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). В частности, администрация указала, что земельныйучасток находится в зоне планируемого размещения высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ ) «Москва-Санкт-Петербург». Считая отказ администрации незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего. Из положений статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований общества необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения администрации и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
решение об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов" вышеуказанного земельного участка, содержащее следующие основания отказа: что указанный участок ограничен в обороте, на основании пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ (л.д. 7-8). В качестве основания для отказа, администрация указала, что испрашиваемый земельныйучасток находится в зоне предназначенного для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (предназначен для строительства высокоскоростной специализированной пассажирской магистрали (ВСМ ) «Москва-Нижний Новгород- Казань). Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому
участка в собственность, истец обращался в Министерство инвестиции, земельных и имущественных отношений [Адрес], однако сообщением от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер] [ ... ] - истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка. Отказ мотивирован тем, что в настоящее время земельный участок ограничен в обороте, поскольку расположен в полосе отвода предварительного варианта прохождения трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали [Адрес] (ВСМ 2). Вместе с тем, на основании приказа Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации [Номер]/пр от [ДД.ММ.ГГГГ] утверждена документация по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта [Адрес]). Участок «[Адрес]». В соответствии со схемой расположения спорного земельного участка относительно зоны размещения ВСМ2, установленной документацией по планировке территории спорный земельныйучасток не находится в границах размещения ВСМ 2, либо зоны размещения инфраструктуры ВСМ 2, что нашло свое подтверждение в отзыве АО «Скоростные магистрали» и представленных им документах. Согласно сообщения филиала ОАО «Р» спорный земельный участок расположен вне границ полосы отвода железной дороги (ориентировочно) на расстоянии
земли населенных пунктов. Спорный участок не пересекает границ красных линий. По вопросу предоставления земельного участка в собственность, истец обращался в администрацию [Адрес], однако письмом [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. [ ... ] - истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка. Отказ мотивирован тем, что в настоящее время земельный участок ограничен в обороте, поскольку расположен в полосе отвода предварительного варианта прохождения трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали [Адрес] Вместе с тем, в соответствии с документацией по планировке территории, предусматривающей размещение объекта «Участок [Адрес] высокоскоростной железнодорожной магистрали [Адрес] (ВСМ2), утвержденной приказом Минстроя России от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер] (с изменениями от [ДД.ММ.ГГГГ]) спорный земельныйучасток не находится в границах размещения ВСМ 2, либо зоны размещения инфраструктуры ВСМ 2, что нашло свое подтверждение в отзыве АО «[ ... ]». Таким образом, высокоскоростная железнодорожная магистраль [Адрес] не затрагивает спорный земельный участок. Иных сведений об изъятии земельного участка из оборота, ограничении в обороте, либо резервировании для государственных или муниципальных нужд суду
сведениям автоматизированной системы градостроительной информации, расположен в красных линиях железной дороги, перспективной магистральной улицы районного значения в границах территориальной зоны ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры) является ограниченным в обороте в силу п.п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ (л.д. 32-34). В отзыве на исковое заявление АО «Скоростные магистрали» указало, что на основании Схемы территориального планирования РФ в области федерального транспорта, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ разработана и утверждена приказом Минстроя России от 13.09.2016 № 637/пр документация по планировке территории, предусматривающая размещение объекта «Участок Москва-Казань – Екатеринбург (ВСМ 2). Участок станции Владимир ВСМ (искл) – станция Аэропорт ВСМ (Нижний Новгород. Этап 2». В соответствии с указанной документацией по планировке территории испрашиваемый земельныйучасток расположен вне границ зоны планируемого размещения объектов капитального строительства ВСМ 2 в соответствии с приложенной схемой (л.д. 53,54,67). Согласно п. 2.8. Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и
заключения департамента градостроительного развития и архитектуры указанный земельный участок не подлежит отчуждению, т.к. по сведениям автоматизированной системы градостроительной информации он расположен в красных линиях железной дороги, перспективной магистральной улицы районного значения в границах территориальной зоны ТТ (зона инженерно-транспортной инфраструктуры) и является ограниченным в обороте в силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно отзыва третьего лица - АО "Скоростные магистрали" в настоящее время на основании Схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации разработана и утверждена приказом Минстроя России от 13 сентября 2016 года N 637/пр документация по планировке территории, предусматривающая размещение объекта "Участок Москва-Казань-Екатеринбург (ВСМ 2). Участок станции Владимир ВСМ (искл) - станция Аэропорт ВСМ (Нижний Новгород. Этап 2". В соответствии с указанной документацией по планировке территории испрашиваемый земельный участок расположен вне границ зоны планируемого размещения объектов капитального строительства ВСМ 2 в соответствии с приложенной схемой.