ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Опасные производственные объекты - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 50-АД20-4 от 07.12.2020 Верховного Суда РФ
о гражданской обороне) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в числе прочего планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время. Пунктами 2, 3 указанной статьи (здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) предусмотрено, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования и локальные системы оповещения. Согласно пункту 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 (далее - Положение о гражданской обороне) создание локальных систем оповещения является одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих, в том числе
Определение № 304-КГ17-2958 от 21.07.2017 Верховного Суда РФ
проектной документацией или ее модификацией; 2) реконструкции объектов капитального строительства, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, кроме исключений, указанных в частях 2,3, 3.1 указанной статьи, к которым объект по настоящему делу не относится. Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса установлено, что к особо опасным и технически сложным объектам относятся, среди прочего, опасные производственные объекты , подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов: а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества; б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более. Учитывая изложенное, основанный на
Определение № 17АП-13807/19 от 01.06.2020 Верховного Суда РФ
Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из представленных материалов, общество является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты - магистральные трубопроводы сетевой воды тепловой сети. В ходе проведенной в отношении общества внеплановой документарной проверки установлено, что общество в нарушение норм действующего законодательства не зарегистрировало данные опасные производственные объекты в территориальном органе Ростехнадзора; на спорные объекты отсутствуют паспорта опасных производственных объектов, документы о надлежащем вводе объекта в эксплуатацию; в государственном реестре опасных производственных объектов отсутствуют сведения о спорных объектах. По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание, которым на общество возложена обязанность
Постановление № 03АП-3505/2015 от 13.08.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
безопасности. В силу статьи 2 Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону. К таким объектам относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, взрывчатые, горючие, токсичные, высокотоксичные вещества, способные возгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. По пунктам 3 и 4 статьи 2 Федерального закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II
Постановление № А60-36481/14 от 02.06.2015 АС Уральского округа
результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной или негосударственной экспертизы. В п. 2 ст. 49 Кодекса перечислены объекты капитального строительства, экспертиза в отношении проектной документации которых не проводится. Частью 1 ст. 48.1 Кодекса определены объекты, относящиеся к особо опасным и технически сложным, в том числе опасные производственные объекты , подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов: а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества; б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более; в) опасные производственные объекты,
Постановление № А33-1277/2009 от 19.02.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону. К таким объектам относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, взрывчатые, горючие, токсичные, высокотоксичные вещества, способные возгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В силу пункта 3 и 4 статьи 2 Федерального закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
Постановление № 17АП-11672/18-АК от 12.09.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
что при помощи Google карты произведено расстояния от объектов «Топливное хозяйство ТЭЦ ЗАО МК «Уралметпром» (наземные резервуары нефтепродуктов) до объектов ООО «ВИЗ-Сталь» (резервуары для ГСМ), согласно которому расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров. Заявитель же считает, что измерение расстояния между опасными производственными объектами посредством Google карты не является надлежащим и не позволяет с достоверностью установить действительное расстояние между объектами. В рассматриваемой ситуации административным органом установлено, что две организации эксплуатируют опасные производственные объекты II и III класса опасности, находящиеся по одному адресу, административным органом указано в акте проверки на выявленный факт. Между тем, обществом не представлено документальное подтверждение произведения им замеров между эксплуатируемыми объектами, как и не оспорено, что расстояние между объектами составляет менее пятисот метров. Представитель общества указал, что поскольку сведения об опасных производственных объектах, содержатся в реестре, который не является публичным, то, у общества отсутствовала информация об эксплуатации соседней организацией опасных производственных объектов. Однако,
Постановление № 17АП-4262/2022-АК от 17.05.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
дела судом в их отсутствие. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела, в 2015 г. во исполнение приказа командующего войсками Центрального военного округа от 17.02.2015 №80 «О состоянии объектов гостехнадзора в соединениях и воинских частях Центрального военного округа по итогам 2014 года», о необходимости, в том числе до 15.03.2015 провести идентификацию и зарегистрировать в государственном реестре опасные производственные объекты , эксплуатируемые на арсеналах, базах и складах боеприпасов и складах (базах) ГСМ, где осуществляется производственная деятельность (т. 1 л.д. 93-95) за ФКУ «ОСК Центрального военного округа», как эксплуатирующей организацией в качестве опасных производственных объектов в государственном реестре ОПО произведена регистрация, в том числе спорных складов ГСМ в/ч 58661, что подтверждается выданными свидетельствами о регистрации от 26.10.2015, 06.06.2019 (т. 1 л.д. 26-27, т. 2 л.д. 1-2). Ссылаясь на изменение критериев отнесения объектов или требований
Решение № 21-92/20 от 18.03.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)
на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В соответствии со свидетельством о регистрации А75-00547 выданным Дальневосточным управлением Ростехнадзора 12 ноября 2019 года, (т. 1 л.д. 181) ООО «Озерновский ГМК» эксплуатирует опасные производственные объекты : - участок горного капитального строительства (специализированный) II класса опасности (регистрационный номер А75-00547-0001, дата регистрации 29 августа 2017 года); - гараж месторождение «Озерновское» IV класса опасности (регистрационный номер А75-00547-0002, дата регистрации 15 ноября 2017 года); - склад химических реагентов IV класса опасности (регистрационный номер А75-00547-0003, дата регистрации 25 апреля 2018 года). Опасные производственные объекты «Участок горного капитального строительства (специализированный)» и «Склад химических реагентов» по материалам дела именуются как «Карьер» и «Склад». В соответствии
Апелляционное определение № 33А-2292/2018 от 12.04.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
об устранении нарушений №/Пр от 12.10.2017; признать незаконным предписание Северо-Западного управления Ростехнадзора №/Пр от 12.10.2017. В обоснование требований административного иска указывалось, что Северо-Западным управлением Ростехнадзора проведена внеплановая проверка ФГУП «Завод имени Морозова», по результатам которой составлен акт проверки от 12.10.2017 и административному истцу выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком устранения 18.12.2017 года. В предписании Северо-Западного управления Ростехнадзора указано на допущенные нарушения, выразившиеся в том, что ФГУП «Завод имени Морозова» неверно идентифицированы опасные производственные объекты , в виду присвоения не корректного класса опасности для объектов спецхимии, определенных приказом Минпромторга России «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса» от 3.07.2015 № 1828, разработанного в соответствии с требованием Постановления Правительства РФ от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса», нарушена ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 7 главы 11 приказа Ростехнадзора «Об утверждении требований к
Апелляционное определение № 2-3213/20 от 19.10.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)
IV класса опасности. Проведенный анализ федерального законодательства и технических характеристик объекта показал, что опасный производственный объект - «Участок трубопроводов теплосети г. Пермь рег.№ А48-12679-0001» относится к III классу опасности, а его занижение привело к отсутствию плановых проверок Западно-Уральского управления Ростехнадзора, что не обеспечило безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта и повлекло смерть пяти человек. Так, в соответствии с п. 5.1 Закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» плановые проверки юридических лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, проводятся не чаще чем один раз в течении трех лет, тогда как в силу п. 5.2 закона в отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся. Установленные нарушения, допущенные ООО «Пермская сетевая компания» при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно занижение класса опасности объекта, повлекшее отсутствие плановых проверок опасного производственного объекта уполномоченным органом, представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, может привести к возникновению аварийной
Апелляционное определение № 33А-8173/2023 от 11.10.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)
локальной системы оповещения. По результатам проверки в отношении общества вынесено предписание об устранении выявленного нарушения № 23/0037-ВМ от 4 марта 2022 г. в срок до 31 августа 2022 г. ПАО «Коршуновский ГОК» считает вынесенные в отношении него предписания незаконными. ПАО «Коршуновский ГОК» обязано было бы создать локальную систему оповещения на складе ВМ (Рудногорск) и складе ВМ (базисный) только в случае, если данные объекты в совокупности соответствовали бы следующим критериям: организация должна эксплуатировать либо опасные производственные объекты I и II классов опасности, либо организация должна быть включена в перечень, организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, либо организация эксплуатирует гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности; последствия аварий на объекте могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий. ПАО «Коршуновский ГОК» действительно эксплуатирует опасные производственные объекты I класса опасности, но утверждает, что