МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 20 марта 2013 г. N ОГ-Д23-1426 ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИКОЛИЧЕСТВАЭТАЖЕЙ И ЭТАЖНОСТИ И КРИТЕРИЯХ ОТНЕСЕНИЯ ЗДАНИЙ К ОБЪЕКТАМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращения и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее. 1. О внесении в
федеральным законом. Таким образом, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии должны проверять соответствие строения параметрам объекта недвижимого имущества, а не предельным параметрам разрешенного строительства. Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства перечислены в пунктах 2-4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Данные параметры включают в себя: минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количествоэтажей или предельную высоту зданий , строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка. В то же время параметры объекта индивидуального жилищного строительства закреплены в статье 1 ГрК РФ, пункт 39 которой относит к ним: количество надземных этажей не более чем три; высота не более двадцати метров; состоит из комнат и помещений
регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 635/10 «СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», включенному в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (пункт 66 названного перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521), при определенииколичестваэтажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и др. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении. Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда
транспортной инфраструктуры, отображение ландшафтно-археологической зоны, обозначенные на схеме территориального планирования Республики Башкортостан. Определение Блокированного жилого дома не верно, понятие сужено ограничением количества этажей и количества блок-секций. Приведено определение блокированного дома, в отношении проектной документации которого, в соответствии с ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, экспертиза не проводится. Дома блокированной застройки выше 3 этажей и с количеством блок-секций более 10 также являются домами блокированной застройки, только в отношении их проектной документации проводится экспертиза, отсутствует определение количества этажей здания , дано лишь определение этажности. Установленные статьями Главы 5 ПЗЗ процедуры фактически подменяют установленные Земельным кодексом РФ и противоречат ему в части перечня документов, сроков и видам решений, принимаемые органом местного самоуправления. В Земельном кодексе РФ и ГрК РФ отсутствует понятие градостроительной подготовки территорий, порядок ее проведения не установлен. Действующим законодательством за органами местного самоуправления не закреплено полномочие по принятию правового акта, регламентирующего процедуру предоставления земельных участков. Органы местного самоуправления вправе принимать только
периоде строительства), в котором возведены подвальный этаж с перекрытием и первый этаж с частичным перекрытием. По выводу эксперта после возведения трех надземных этажей строящегося здания количество этажей оконченного строительством здания будет составлять четыре (т.1 л.д.105). К данному выводу эксперт пришел, анализируя проектную документацию на дом, согласно которой высота подполья должна быть равна 1,8 метров, и установив, что фактическая высота подземного этажа составляет 3,41 – 3,45 метров, а, следовательно, подземный этаж подлежит учету при определенииколичестваэтажейздания . Вместе с тем, из материалов дела и заключения эксперта следует, что экспертом не исследовалась проектная документация на дом с внесенными в нее изменениями, которая предусматривает выполнение в подвальном этаже лестничного марша до верха ленты фундамента, а после завершения работ по монтажу инженерных коммуникаций – выполнение облегченного железобетонного перекрытия, толщиной 90мм, с отметкой верха -2100 по стальному каркасу (т.1 л.д.88). В этом случае, как видно из проекта, по завершении указанных работ высота подземного
надземных этажей, одного подземного (цокольного) этажа, который имеет техническое подполье высотой 1,76 м. Согласно А.1.7 СП54.13330.2016, утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 03.12.2016 года № 883/пр «Об утверждении СП 54.13330 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные», при определении этажности здания учитывают все надземные этажи, в том числе технические этажи, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. При определении количества этажей здания учитывают все этажи, включая подземные, подвальный, цокольный, надземные, технические, мансардный и технический чердак; не учитывают подполье, независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак высотой менее 1,8 м. Указанное сведения ставят под сомнение правильность выводов сотрудников контролирующего органа об установлении факта нахождения на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> кадастровым номером 90:25:010121:938, жилого дома состоящего из пяти этаже, имеющего 4 надземных этажа, 1 подземный этаж. В ходе рассмотрения жалобы ФИО1
изучения данных технической инвентаризации определено, что исследуемый жилой дом состоит из технического подполья, первого, второго и мансардного этажей. В соответствии с требованиями СП 55.13330.2011 «СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» утвержденные Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 года № 789, при определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие. При этом, техническое подполье под зданием с высотой менее 1,8м этажом не является и при определении количества этажей здания не учитывается. Жилой дом литер «А», «А1», «А2», расположенный по адресу: <адрес>, является трехэтажным, подвал литер «А2», площадью 47,7 кв.м., в жилом доме литер «А», «А1», «А2» является техническим подпольем. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, однако ответчиком доказательств того, что у жилого дома имеется подвал, жилой дом является четырехэтажным,