ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 3. Государство и система потребительской кооперации
Статья 3. Государство и система потребительской кооперации 1. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития. (в ред. Федерального закона от 28.04.2000 N 54-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Акты государственных органов или акты органов местного самоуправления, нарушающие
Статья 7. Государство и кооперативы
Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение. 2. При приватизации государственных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям законами и иными нормативными правовыми актами предусматривается преимущественное право сельскохозяйственных потребительских кооперативов на участие в приватизации данных предприятий. 3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 4. Убытки, причиненные кооперативу в результате незаконных действий (бездействия) государственных и иных органов либо их должностных лиц, нарушивших права кооператива, а также в результате ненадлежащего осуществления такими органами либо их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к кооперативу, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении таких убытков рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией. (в ред. Федерального
Решение № А66-5794/2006 от 03.07.2006 АС Тверской области
Согласно статье 69 Закона неисполнение решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящего Закона, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от восьмидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность коммерческих предприятий. Положения статьи 421 Гражданского кодекса РФ также предоставляют гражданам и организациям свободу в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Такие случаи в данном споре отсутствуют. В соответствии с положениями части 1 статьи 1.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения
Решение № А76-6871/13 от 04.07.2013 АС Челябинской области
муниципальных унитарных предприятиях». Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Однако, из существа указанного закона (ст. 16) не следует, что у органов местного самоуправления имеются полномочия по выбору контрагентов муниципальных унитарных предприятий, а при таких обстоятельствах, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц. Под конкуренцией в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Пунктами 2 и 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещено
Решение № А58-3917/08 от 29.10.2008 АС Республики Саха (Якутия)
не перечислении денежных средств ОАО «Якутскэнерго» по договорам энергоснабжения до погашения кредитных обязательств с ОАО «Собинбанк»; В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации , далее ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Суд согласен с доводом заявителя о том, что органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность коммерческих организаций. Однако исходя из обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что решение, зафиксированное в протоколе совещания с участием 1 заместителя мэра, представителей юридических лиц, не может быть оценено как действие органа местного самоуправления понуждению ЗАО «ЯКС» к исполнению протокола от 27.02.2006года не производить перечисление денежных средств ОАО АК «Якутскэнерго» по заключенным договорам энергоснабжения до погашения обязательств по кредитным договорам Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться
Постановление № А12-13209/06 от 13.03.2007 АС Поволжского округа
отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности строятся на основе договоров (пункт 1). Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт. 3) В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 (в редакции от 21.03.2002) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Акты органов местного самоуправления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, могут быть признаны недействительными. Убытки, причиненные потребительским обществам в результате незаконных действий органов местного самоуправления и их должностных лиц, возмещаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о нарушениях действующего законодательства, допущенных оспариваемыми действиями должностного лица и ненормативным актом
Постановление № 20АП-3177/2017 от 28.06.2017 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
прокуратуре предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1). В силу пункта 2 указанной статьи органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно- хозяйственную деятельность организаций. Это означает, что прокурор не вправе выходить за пределы предоставленной ему законом компетенции и вмешиваться в хозяйственную деятельность организации. Органы прокуратуры, в первую очередь, в силу положений вышеуказанного Закона, осуществляют надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего правоохранительных и
Решение № 2-262 от 19.07.2011 Новоспасского районного суда (Ульяновская область)
и пояснил, что спорное жилое помещение является собственностью СПК, о чем свидетельствуют акты передачи имущества от совхоза «Новоспасский» в ПКП «Лесное», и из ПКП «Лесное» в СПК «имени Н.П. Соловьева», однако не оспаривал тот факт, что данное жилое помещение было построено совхозом «Новоспасский». Истцы имеют задолженность перед СПК за пользование жилым помещением. Списки лиц, имеющих задолженность, вывешивались в общедоступных местах в д. Рокотушка, соответственно, Тальковы знали о наличии такой задолженности. Органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность сельскохозяйственного кооператива, а потому выдача ордера на жилое помещение в 2000 году является незаконной. Также полагает, что выписка из протокола заседания профкома о выделении жилья Тальковым сфальсифицирована, так как подпись председателя на ней отсутствует. 26 декабря 2008 года общим собранием учредителей СПК было принято решение об отказе лицам, имеющим задолженность по квартирной плате, в приватизации жилья. Если бы истцы обратились в СПК, погасили имеющуюся задолженность, то им было бы разрешено
Решение № 12-60/18 от 24.10.2018 Володарского районного суда (Астраханская область)
О.Г. с данным постановлением не согласилась, о чем подала жалобу, в которой указала, что ПАО «МРСК Юга» является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, к органам местного самоуправления не относится. В договорных отношениях с потребителями электрической энергии не состоит, никаких услуг не оказывает, публично-значимых функций не исполняет. ПАО «МРСК Юга» и его филиалы независимы от органов местного самоуправления при принятии ими решений; органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность Общества. Прокурор не может вмешиваться в деятельность ПАО «МРСК Юга» как самостоятельного субъекта права, поскольку обязание рассматривать обращения граждан и их объеденений применительно к организациям, не входящих в систему публичной власти, означает ограничение прав и свобод общества. Также, при рассмотрении дела нарушены правила территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности. В таких случаях необходимо исходить из места исполнения
Решение № 2А-225/2021 от 09.02.2022 Усть-большерецкого районного суда (Камчатский край)
местного самоуправления отнесено определение мест (перечня объектов), на которых отбываются исправительные работы, то есть фактически данными органами определяются организации и предприятия, в которых возможно трудоустройство осужденных и отбывание ими уголовного наказания. Вместе с тем, хоть на органы местного самоуправления и возложена обязанность только в определении перечня объектов для отбывания наказания в виде исправительных работ, то обязанность определить непосредственно вид работы лежит на работодателе который включен в данный перечень, так как органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность того или иного учреждения включенного ими в перечень объектов для отбывания указанного вида наказания. При изложенных обстоятельствах требования прокурора о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложения к постановлению администрации Октябрьского городского поселения от 29.03.2019г. № 15 «Об утверждении перечня организаций для отбывания наказания осужденных к исправительным и обязательным работам» в части определения видов работ для осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ являются законными,