ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Органы местного самоуправления вправе устанавливать - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 27.
6, подпунктов 1, 4 - 6 пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Обеспечение социальных прав и гарантий лиц, признанных беженцами, в части, в которой на них распространяются права и гарантии граждан Российской Федерации, вынужденных переселенцев, является расходным обязательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с их компетенцией по обеспечению социальных прав и гарантий граждан Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать расходные обязательства соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по содействию размещению и обустройству лиц, признанных беженцами."; в пункте 2 слова "за счет средств выдворяемого (депортируемого) лица, а при отсутствии указанных средств за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти по миграционной службе и федеральному органу исполнительной власти по внутренним делам" заменить словами "в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан
Статья 15. Финансирование расходов на прием, проезд и размещение лиц. Финансирование расходов, связанных с выдворением (депортацией) лиц за пределы территории Российской Федерации
6, подпунктов 1, 4 - 6 пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Обеспечение социальных прав и гарантий лиц, признанных беженцами, в части, в которой на них распространяются права и гарантии граждан Российской Федерации, вынужденных переселенцев, является расходным обязательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с их компетенцией по обеспечению социальных прав и гарантий граждан Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать расходные обязательства соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по содействию размещению и обустройству лиц, признанных беженцами. (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Финансирование расходов, связанных с выдворением (депортацией) за пределы территории Российской Федерации лиц, получивших отказ в рассмотрении ходатайства по существу или отказ в признании беженцами либо утративших статус беженца или лишенных статуса беженца, и членов их семей, а также лиц,
Статья 86. Расходные обязательства муниципального образования
свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции) 5. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий, субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга. Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Глава IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Кассационное определение № 37-КАД22-2 от 18.05.2022 Верховного Суда РФ
наделенным законом Орловской области статусом городского округа. Подпунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. В части 5 статьи 20 Закона № 131 -ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (абзац второй); финансирование полномочий, предусмотренное данной частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (абзац третий). В целях
Определение № КАС04-13 от 17.02.2004 Верховного Суда РФ
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» среди других полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, указано и полномочие по регулированию цен и тарифов на продук- цию (услуги) предприятий, организаций, находящихся в муниципальной - собственности, не свидетельствует об исключении из полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного регулирования цен (тарифов) в отношении услуг систем водоснабжения и канализации, оказываемых предприятиями, находящимися в муниципальной собственности при том, что (как правильно указано в решении суда) органы местного самоуправления вправе устанавливать в конкретных величинах це- ны (тарифы) в отношении приведенных выше услуг с учетом и в рамках мак- симальных пределов, определяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке государственного регулирования этих цен (тарифов). Именно установление такого государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию и услуги муниципальных предприятий (заключающее- ся лишь в определении максимальных пределов данных показателей) соот- ветствует полномочиям Правительства РФ, предусмотренным абзацем 14 ст. 1 и абзацем 4 ст. 15 Закона РФ
Определение № 306-ЭС21-11386 от 26.07.2021 Верховного Суда РФ
органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется. Собственность на спорный земельный участок не разграничена. В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается
Определение № 5-КГ19-140 от 06.08.2019 Верховного Суда РФ
правоотношениям, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса (часть 1). Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (часть 2). Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения
Постановление № А78-4177/19 от 09.03.2022 АС Восточно-Сибирского округа
статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества входит в плату за содержание жилого помещения. В силу частей 7, 8 статьи 156, части 9, 10 статьи 155, пункта 3 части 3 cтатьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, и указывается в договоре управления многоквартирным домом. Органы местного самоуправления вправе устанавливать размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом и (или) решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 3 статьи 156, часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации). В рассматриваемом случае, как установлено апелляционным судом, истец в спорный период осуществлял свою деятельность по управлению поименованными многоквартирными домами (общежития) на основании договоров от 06.10.2014 и договора
Постановление № А79-5311/20 от 22.04.2021 АС Волго-Вятского округа
обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона № 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Закона № 220-ФЗ). На основании части 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута
Постановление № А56-43628/04 от 15.06.2005 АС Северо-Западного округа
обоснованными. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 9 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее – Закон № 2116-1) в редакции от 05.08.2000 № 118-фз, действовавшей в рассматриваемый период, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты. В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 статьи 11-3 Закона № 81-11 налогоплательщики, производящие подакцизную продукцию, освобождаются от уплаты 50 процентов налога на прибыль предприятий и организаций в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга. Обязательными условиями для получения льготы являются: - осуществление капитальных вложений в основные производственные фонды в сумме, эквивалентной не менее 5 000
Постановление № А50-8058/14 от 27.01.2015 АС Уральского округа
(бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие одного из названных условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя. В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (п. 1.2 ст. 30 названного Кодекса). Порядок предоставления земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми определен Положением. Согласно п. 3.1 названного Положения (в редакции действующей на момент принятия Департаментом земельных отношений оспариваемого решения)
Решение № 2-494/20 от 05.08.2020 Баргузинского районного суда (Республика Бурятия)
субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии. При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24 Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ). Согласно положениям абз. 2 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Согласно положениям абз. 2 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального
Решение № 2-3332/12 от 09.08.2012 Невского районного суда (Город Санкт-Петербург)
социальные услуги для населения, которые официально не запрещены законами стали разрешены в любых организациях и органах власти. Эта политика нашла свое отражение в законе Российской Федерации от 31.12.2005 № 199-фз, который своей 29 статьей внес изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности, частью 2, подпункта б, пункта 5, статьи 29 закона РФ №199-фз внесены дополнения в закон РФ № 131 « Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в Федеральных Законах положений, устанавливающих указанное право. С января 2006 года эти изменения внесены в Федеральный Закон №131 и являются действующими. Таким образом, с января 2006 г. Муниципальным образованиям дано право применять дополнительные меры социальной поддержки, даже если они не
Определение № 33-769 от 04.04.2012 Мурманского областного суда (Мурманская область)
законодательству и недействующим постановления администрации муниципального образования Кольский район от 19 августа 2010 года № 779 «Об утверждении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах». В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соответствия действующему законодательству данного нормативного правового акта установлено, что оспариваемое постановление принято администрацией Кольского района с нарушением ее компетенции. Так, в соответствии с п. 1.2 ч.1 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Согласно п.10 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Статьей 44
Апелляционное определение № 66А-3294/2021 от 28.10.2021 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции
государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2). Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам регламентируется статьей 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, согласно которой наряду с указанными в части 1 статьи 14 данного Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1). Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2). Порядок выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута определен статьей 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ. При этом