2 статьи 24 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты. Из указанных норм следует гарантированное Конституцией Российской Федерации право, в том числе лица, на ознакомление с материалами проведенной по его заявлению либо в отношении него доследственнойпроверки . Данная правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 «По делу о проверке конституционности пункта 2
5 отдела (по расследованию преступлений на территории северо-восточной части ...) СУ МУ МВД России «Оренбургское» от ... об отказе в возбуждении уголовного дела по ст.ст. 116,126,127,161,162,163,166.306 УК РФ, в настоящее время окончательное процессуальное решение по материалу проверки не принято. Заявителю разъяснено, что ознакомление с материалами доследственной проверки не предусмотрено Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры Российской Федерации, а также разъяснено право на обращение с данным заявление на имя начальника ОРП N СУ МУ МВД России «Оренбургское». Учитывая изложенное, принимая во внимание вышеперечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что на должностных лиц прокуратуры не возложена обязанность ознакомления граждан с материаламидоследственнойпроверки . Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры Российской Федерации, разработанной в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено право ознакомления граждан с материалами надзорного производства. Указанное заявление от административного истца, либо от его
по его обращениям. Вместе с тем ему без объяснения причин не предоставили для ознакомления материал доследственной проверки, хотя в тот период данный отказной материал находился в прокуратуре (...), а не в УВД по (...), куда он также обратился с аналогичным заявлением об ознакомлении. Более того, о причинах, по которым он не был одновременно ДД.ММ.ГГ. ознакомлен с отказным материалом, его своевременно в письменном виде, как того требует закон, не уведомили. Таким образом, письменного ответа он на данное заявление не получил. В этом, по мнению заявителя, заключается нарушение органами прокуратуры законодательства о порядке разрешении обращений граждан. ФИО1 в судебном заседании не отрицал, что был ознакомлен с материаламидоследственнойпроверки , но в УВД по (...), где и хранятся эти материалы. Обжаловал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое прокурором (...) признано законным и обоснованным, а затем обжаловал в суд и действия прокуратуры, выразившиеся в нарушении требований ч.1 ст. 124 УПК
24 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ в случае, если: - часть этих материалов затрагивает права и законные интересы других лиц; - в материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. На заключении должностного лица о допуске к ознакомлению проставляется отметка об ознакомлениигражданина с материалами по обращению, которая заверяется его подписью (п. 116 Инструкции). Неправомерный отказ в ознакомлении либо необоснованное ограничение прав заявителя в процессе ознакомления с материалами доследственнойпроверки могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ. Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья
если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Отказывая истцам в удовлетворении заявления о возможности ознакомления с материалами проверки по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по Кингисеппскому району Ленинградской области исходило из того, что в целях соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина полиция обязана обеспечить каждому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом. Вместе с тем, по обращению № от ДД.ММ.ГГГГ действий в рамках уголовно-процессуального законодательства, доследственнойпроверки не производилось. Были совершены оперативно-розыскные мероприятия сотрудниками ОЭБ и ПК ОМВД России по Кингисеппском району Ленинградской области, в ходе которых, не было установлено признаков совершения уголовно наказуемого деяния. Материал по КУСП не регистрировался и уголовно-процессуальных документов по нему не принималось.
обжалования. Часть 2 ст. 24 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты. Из указанных норм следует гарантированное Конституцией РФ право, в том числе лица, на ознакомление с материалами проведенной по его заявлению либо в отношении него доследственнойпроверки . Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а ч. 2 ст. 145 и ч.