ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Параметры объекта капитального строительства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А32-41141/19 от 21.01.2021 Верховного Суда РФ
расселение и выкуп земельных участков, с последующим демонтажем зданий и восстановлением нарушенных земель на территории сноса или демонтажа зданий. На основании этого разработаны следующие разделы: том 6,2 (Проект организации работ по сносу (демонтажу) объектов капитального строительства), том 6.3 (Восстановление нарушенных земель на территории сноса или демонтажа объектов капитального строительства). Не выполнен демонтаж (снос) зданий и сооружений после расселения на территории хутора Красный, Крымского района, в 4 км к юго-западу от г. Крымск. - параметры объекта капитального строительства , указанные в проектной документации, не советуют параметрам объекта капитального строительства, указанным в разрешении на строительство от 05.12.1012 № RU23-0104-Госстрой. Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства, руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частями 3 и 6 статьи 52, статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,
Определение № 11АП-8751/2014 от 19.10.2015 Верховного Суда РФ
9-этажного 252-квартирного 7-секционного жилого дома со встроенным магазином на первом этаже (от 09.07.2009 № RU16301000-87-ж), на основании которых осуществлялось строительство. Частями 21.5-21.7, 21.9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков) и в порядке, установленном частями 21.10, 21.14 названной статьи. Между тем в силу части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта. С учетом приведенной нормы следует признать, что предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими. Вместе с тем частью 7 статьи 52 указанного Кодекса отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации обусловлено необходимостью, выявленной в процессе строительства объекта, и соблюдением порядка изменения проектной
Постановление № 301-ПЭК15 от 11.11.2015 Верховного Суда РФ
встроенным магазином на первом этаже по ул. Четаева (от 9 июля 2009 года № RU16301000-87-ж), на основании которых осуществлялось строительство. Частями 21.5-21.7, 21.9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков) и в порядке, установленном частями 21.10, 21.14 названной статьи. Между тем в силу части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта. С учетом приведенной нормы следует признать, что предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими. Вместе с тем частью 7 статьи 52 указанного Кодекса отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации обусловлено необходимостью, выявленной в процессе строительства объекта, и соблюдением порядка изменения проектной
Определение № 302-КГ15-11292 от 28.09.2015 Верховного Суда РФ
капитального строительства. Суды не разграничили понятие «перепланировки» и «реконструкции». В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесение изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Согласно пункта 14 статьи 1 градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства , его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края полагает, что действующее градостроительное законодательство к реконструкции объектов капитального строительства относит именно изменение их параметров
Постановление № А74-1888/2008-Ф02-742/2009 от 10.03.2009 АС Восточно-Сибирского округа
Федерации, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Заявитель кассационной жалобы, оспаривая вывод судов о доказанности несоответствия параметров построенного объекта капитального строительства утвержденной проектной документации, указывает на то, что в силу пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Администрация при выдаче разрешения на строительство только соотносит проектную документацию на соответствие градостроительному плану земельного участка и не более; а также на ошибочность выводов судов о нетождественности понятий «предельные параметры разрешенного строительства» и « параметры объекта капитального строительства », поскольку в Градостроительном кодексе отсутствует четкое определение понятия «параметры объекта капитального строительства». Заявитель жалобы считает, что в данном случае необходимость внесения изменений в проектную документацию выявилась в процессе строительства, Законом предусмотрена возможность внесения изменений в проектную документацию и не предусмотрена обязанность получения нового разрешения на строительство или внесения изменений в ранее выданное, следовательно, при обращении общества за разрешением на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, Администрация обязана была проверить соответствие построенного объекта
Постановление № 17АП-12688/2023-ГК от 13.12.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
соответствующей деятельности. Фактически земельные участки испрашивается обществом для строительства объектов, в которых намеревается осуществлять предпринимательскую деятельность, однако обоснование площади земельного участка, необходимой для осуществления деятельности, заявитель не представил. Осуществление на земельных участках иного вида деятельности, отличающегося от ранее заявленного в решении о предварительном согласовании предоставления земельных участков требует, по мнению Министерства, предоставления документов и материалов, обосновывающих испрашиваемую площадь. Полагает, что в целях соблюдения принципа рационального использования земель, заявителю необходимо было представить проект, определяющий параметры объекта капитального строительства , подлежащего размещению на образуемом земельном участке. Указывает, что общество, вопреки доводам заявителя, не создано для достижения целей, определенных в пояснительной записке, а указанная деятельность фактически обществом не осуществляется. Соответственно, отсутствует совокупность условий для признания решения Министерства недействительным, в действиях заявителя усматривается недобросовестное поведение. До начала судебного разбирательства от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы. Лица, участвующие в
Постановление № 17АП-12448/2023-ГК от 13.12.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
возможности осуществления соответствующей деятельности. Фактически земельные участки испрашиваются обществом для строительства объектов для осуществления предпринимательской деятельности, однако обоснование площади земельного участка, необходимой для осуществления этого, заявитель не представил. Осуществление на земельных участках иного вида деятельности, отличающегося от ранее заявленного в решении о предварительном согласовании предоставления земельных участков требует, по мнению Министерства, предоставления документов и материалов, обосновывающих испрашиваемую площадь. Указывает, что в целях соблюдения принципа рационального использования земель заявителю необходимо было представить проект, определяющий параметры объекта капитального строительства , подлежащего размещению на образуемом земельном участке, следовательно, при рассмотрении заявления Министерство руководствовалось требованиями законодательства и в связи с этим отказало заявителю в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду без проведения торгов. Считает, что общество не создано для достижения целей, определенных в пояснительной записке, а указанная деятельность фактически обществом не осуществляется. Соответственно, отсутствует совокупность условий для признания решения Министерства недействительным. До начала судебного заседания от общества поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в
Постановление № 17АП-12205/2023-ГК от 21.12.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
участок испрашивается обществом для строительства объекта, в котором намеревается осуществлять предпринимательскую деятельность, однако обоснование площади земельного участка, необходимой для осуществления деятельности, заявитель не представил. Кроме того, осуществление на земельном участке иного вида деятельности, отличающегося от ранее заявленного в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка требует, по мнению Министерства, предоставления документов и материалов, обосновывающих испрашиваемую площадь. Заинтересованное лицо считает, что в целях соблюдения принципа рационального использования земель заявителю необходимо было представить проект, определяющий параметры объекта капитального строительства , подлежащего размещению на образуемом земельном участке. Таким образом, при рассмотрении заявления ООО «Виктория» Министерство руководствовалось требованиями законодательства, потому отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов. Апеллянт полагает, что судом неверно сделан вывод о наличии в действиях заинтересованного лица нарушенного права заявителя. ООО «Виктория» не создано для достижения целей, определенных в пояснительной записке к закону, обществом не представлены доказательства фактического осуществления деятельности в сфере изготовления продукции, необходимой для
Постановление № 17АП-13480/2023-ГК от 09.01.2024 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
соответствующей деятельности. Фактически земельные участки испрашивается обществом для строительства объектов, в которых намеревается осуществлять предпринимательскую деятельность, однако обоснование площади земельного участка, необходимой для осуществления деятельности, заявитель не представил. Осуществление на земельных участках иного вида деятельности, отличающегося от ранее заявленного в решении о предварительном согласовании предоставления земельных участков требует, по мнению Министерства, предоставления документов и материалов, обосновывающих испрашиваемую площадь. Полагает, что в целях соблюдения принципа рационального использования земель, заявителю необходимо было представить проект, определяющий параметры объекта капитального строительства , подлежащего размещению на образуемом земельном участке. Указывает, что общество, вопреки доводам заявителя, не создано для достижения целей, определенных в пояснительной записке, а указанная деятельность фактически обществом не осуществляется. Соответственно, отсутствует совокупность условий для признания решения Министерства недействительным, в действиях заявителя усматривается недобросовестное поведение. До начала судебного разбирательства от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы. В суд 09.01.2024
Решение № 2-771/20 от 23.09.2020 Октябрьского районного суда (Ростовская область)
49,0 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.10.2019г., расположенные по следующему адресу: <адрес>. Для улучшения своих жилищных условий, за счет собственных средств, истицей выполнены работы по строительству вышеуказанного жилого дома без разрешительной документации. Согласно заключению специалиста ООО "ЦСЭО НовЭкс" от 14.03.2020г. №506-н/19 установлено, что здание жилого дома площадью 49,0 кв.м., в том числе жилая 24,8 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> полной мере соответствует действующим строительным, градостроительным, пожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. Установленные параметры объекта капитального строительства - здания жилого дома, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером: № адресу: <адрес> не превышают предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительными регламентами, тем самым не создают угрозы жизни и здоровью граждан, принимающих участие в эксплуатации как самого здания жилого дома, так и зданий, строений и сооружений, находящихся в непосредственной близости от него, а также не нарушают права третьих лиц. Вместе с тем установленные параметры объекта капитального строительства - здания жилого дома