председательствующего Александрова В.Н., судей Николаевой О.В. и Абакумовой И.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 ноября 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. по делу № За-640/2020 по административному исковому заявлению Скворцовой КВ. о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастроваястоимость , на 2017 г., утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 г. № 326-13-303/16; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 г., утвержденного приказом министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14 сентября 2017 г. № 326-13-463/17; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
заявлением к Правительству Москвы о признании незаконным бездействия, выраженного в нераспространении действия пункта № 24687 приложения № 1 на отношения, возникшие с 01.01.2017 при принятии постановления Правительства Москвы от 29.05.2019 № 600-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП» (далее - Постановление № 600-ПП), и в не включении нежилого здания с кадастровым номером 77:17:0130405:2211, расположенного по адресу: г. Москва, <...>, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастроваястоимость на 2017 год, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление № 700-ПП) (в редакции постановления Правительства Москвы № 789-ПП от 29.11.2016 «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП» (далее - Постановление № 789-ПП)). К участию в деле в качестве третьих лиц,
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 49-АЛА 19-18 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ город Москва 2 августа 2019 года Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Зинченко И.Н., судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А. при секретаре Виноградовой Е.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими пунктов 3030, 3031, 3032 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастроваястоимость на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год), пункта 1261 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год) и пункта 1756 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год), утвержденных приказами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан включить в Перечень объектов недвижимого имущества на очередной налоговый период все выявленные объекты недвижимого имущества, отвечающего критериям, установленным подп. 1 и 2 п. 1 настоящей статьи, и не включенные в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены. Приказом Министерства от 25.12.2015 № 302-П в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база которых исчисляется исходя из их кадастровойстоимости на 2017 год. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами 74:36:0202004:48, 74:36:0202004:655 поставлены на кадастровый учет ранее даты утверждения спорного Перечня на 2017 год, соответственно подпадают под критерии, установленные пунктами 3 - 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не оспаривается сторонами, принимая во внимание, что спорные объекты недвижимости
соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372 НК РФ). Согласно пункту 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. Конкретный перечень таковых особенностей законодателем не регламентирован. Таким образом, если в отношении отдельных видов имущества, поименованных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, закон субъекта Российской Федерации не предусматривает исчисление налога исходя из его кадастровойстоимости и в установленных НК РФ пределах приводит иной перечень объектов, входящий в определенный подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, то в отношении данных отдельных видов имущества, определенных федеральным законодателем, но исключенных региональным законодателем, действует общий порядок определения налоговой базы, установленный статьей 375 НК РФ, то есть налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества,
налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» спорный объект, включен в указанный Перечень на 2017 год (строка 239). Как указано выше, положения ст. 378.2 Налогового кодекса РФ не предусматривают альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, то есть в перечень подлежат включению объекты, которые указаны в п. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Заявительный характер при формировании перечня нормативными актами не предусмотрен. Таким образом, у заинтересованного лица и третьего лица имелась реальная возможность для того, чтобы установить наличие спорного объекта и рассмотреть вопрос о включении его в Перечень по налогу на имущество. При этом неправомерные действия органов субъекта Российской Федерации, уполномоченных выявлять объекты недвижимости, подлежащие включению в Перечень для исчисления налога на имущество от кадастровойстоимости , не должны влечь для субъектов предпринимательской деятельности такие последствия как уплата налога в большем размере. При таких обстоятельствах
объектах недвижимости, подлежащих включению в Перечень, которое обязано использовать Правительство УР при утверждении перечня. Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в нарушение вышеуказанного Положения Министерство не провело всех мероприятий в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости, в том числе анализ информации об объекте недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Неправомерные действия органов субъекта Российской Федерации, уполномоченных выявлять объекты недвижимости, подлежащие включению в Перечень для исчисления налога на имущество от кадастровойстоимости , не должны влечь для субъектов предпринимательской деятельности такие последствия как уплата налога в большем размере. Вместе с тем, по обращению заявителя к Министерству, с заявлением о включении спорного объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, с представлением документов технического учета (инвентаризации), подтверждающих, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <...> с кадастровым номером 18:26:030061:2816 расположено в здании,
незаконным. В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества «Башинформсвязь» суд первой инстанции обязал Министерство рассмотреть обращение общества «Башинформсвязь» об исключении из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 № 636, сведений об объектах недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:55:020504:3519, 02:55:020416:1957, 02:62:010803:1627, в соответствии с требованиями Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастроваястоимость , утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 № 233, Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28.11.2003 № 43-з. Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал. Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного
зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Для того, чтобы признать помещение торговым объектом, его площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а для включения такого объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастроваястоимость , необходимо, чтобы назначение, разрешенное использование или наименование объекта предусматривало размещение торговых объектов, либо объект фактически использовался в указанных целях не менее 20% от его общей площади. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости спорный объект недвижимости с кадастровым № имеет назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение. В соответствии с техническим паспортом на спорный объект недвижимости, составленным Межрайонным отделением по гор.Брянску № 2
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1, 2 пункта 1статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость. Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровойстоимости , за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает
стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п.2 ст.402 НК РФ). Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п.3 ст.402 НК РФ). Согласно пункту 4 статьи 12 и пункту 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, представительному органу муниципального образования предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровойстоимости , в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Брянской области от 15 июня 2022 года № 916), в части включения в них нежилых помещений с кадастровыми номерами , расположенных по адресу:, ссылаясь на отсутствие критериев, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения данных объектов в оспариваемые Перечни. Представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО2 административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что спорные объекты подлежали включению в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастроваястоимость , в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как нежилые помещения в составе торгового центра - нежилого здания с кадастровым №, расположенного по адресу:, которое по сведениям из ЕГРН имеет назначение: нежилое, наименование: производственное здание, площадь 8796 кв.м, по техническому паспорту в составе здания имеются помещения с наименованием «торговый зал», площадью 5 669,7 кв.м ( 64,46%), т.е. более 20% от общей площади
представитель административного ответчика указывал в письменном отзыве на то, что спорный объект недвижимого имущества включен в оспариваемые нормативные правовые акты, утвердившие Перечень 1 (на 2018 год), Перечень 2 (на 2019 год), Перечень 3 (на 2020 год), Перечень 4 (на 2021 год), Перечень 5 (на 2022 год) на основании сведений о предназначении Здания, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» что, по мнению административного ответчика, являлось достаточным основанием для включения Зданий в Перечниимущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастроваястоимость . Из представленных административным истцом и административным ответчиком в материалы дела документов, пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что отношении здания с кадастровым номером **:276 в 2018 году, в 2019 году, в 2020 году, в 2021 году, 2022 году обследования на предмет установления фактического использования Здания, уполномоченным органом не проводилось. Между тем, суд не может согласиться с доводами административного ответчика, которые были поддержаны его представителем в ходе рассмотрения дела