ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Передача имущества автономным учреждением - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 154.
округа и, соответственно, органами государственной власти края, области не был заключен. Указанное решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных унитарных предприятий, государственных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется. Органы государственной власти автономного округа, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти края, области, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанного в абзаце шестом настоящей части решения в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных унитарных предприятий и государственных учреждений . Подписанный передаточный акт в недельный срок со дня поступления в орган государственной власти, осуществляющий передачу имущества, представляется им в уполномоченные органы государственной власти для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества. Край, область, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания со дня возникновения
Определение № А83-16606/18 от 16.06.2021 Верховного Суда РФ
норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего. Как следует из обжалуемых актов, 20.07.2018 Советом министров Республики Крым было принято распоряжение № 792-р «О внесении изменений в некоторые распоряжения Совета министров Республики Крым и вопросах управления имуществом», которым внесены изменения в распоряжение от 23.12.2014 № 1481-р «О создании государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» - приложение № 1 к распоряжению дополнено строкой 206 в части указания имущества, закрепленного за государственным автономным учреждением «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым», согласно которой
Определение № 18АП-11712/2015 от 29.09.2016 Верховного Суда РФ
передачей в пользование обществу являются незаконными, администрация обратилась в арбитражный суд с указанными требованиями. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для возникновения права муниципальной собственности, отсутствие доказательств факта передачи спорного имущества администрации и пропуск трехгодичного срока исковой давности для предъявления требований об истребовании имущества из чужого незаконного владения, так как о нарушении своего права администрация должна была узнать в 1997 году. Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями абзаца 4 пункта 1 приложения № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и
Определение № 303-ЭС17-20622 от 18.01.2018 Верховного Суда РФ
оформленной актом приема- передачи имущества от 07.11.2012, о признании недействительными подпункты «а», «б», «в» пункта 2.1, пункты 3.1, 4.1 устава общества «Киномир», о признании недействительной государственную регистрацию общества «Киномир», о ликвидации общества «Киномир», возложив обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей, о признании недействительным договора купли-продажи доли в уставном капитале общества от 11.03.2014, заключенный между учреждением и обществом «Экран», об обязании общества «Киномир» возвратить учреждению спорное имущество, в связи с невозможностью возврата кинопроекторов: «23-КПК- Зквт» инв. № 0000000040, «23-КПК-Зквт» изв. № 0000000041, «МСО-5» инв. № 0000000043 и «МСО-5» инв. № 0000000044, в счет возмещения стоимости кинопроекторов взыскать с общества «Киномир» 47 574 руб., о признании недействительной государственной регистрации права собственности общества «Киномир» на спорное недвижимое имущество, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, Управления Федеральной
Определение № 310-ЭС19-11961 от 17.04.2020 Верховного Суда РФ
Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационных жалоб ФИО1, Общества, ФИО2 и Администрации, вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из материалов истребованного дела и установлено судами, во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 06.11.1995 № 894 «О передаче недвижимого имущества военных городков, находящиеся в общегосударственной собственности, в собственность областей» (далее – постановление № 894) в составе неиспользуемого имущества ликвидированного военного городка № 220 в городе Джанкой здание № 205 (столовая) было передано Министерством обороны Украины в собственность Автономной Республики Крым. Согласно регистрационному удостоверению, выданному 27.06.1996 на основании постановления № 894, свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от 20.11.2007 серии САВ № 562065 на здание столовой № 205 площадью 1880,8 кв. м, находящееся по адресу: <...>, зарегистрировано право собственности Автономной Республики Крым. Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22.11.2006 № 265-5/06
Постановление № 10АП-2433/09 от 09.07.2009 Десятого арбитражного апелляционного суда
передачи имущества в оперативное управление автономного учреждения, пользуются ими в настоящее время на основании договоров аренды, заключенных по заявкам арендаторов. Администрацией также указано, что в соответствии с новым Порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Глава администрации обладает полномочиями по закреплению имущества на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями в установленном порядке. Прокурор в суд апелляционной инстанции представил пояснения на апелляционную жалобу, в которых, возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, указал, что передача имущества автономному учреждению влечет невозможность выкупа (приватизации) данного имущества его арендатором в льготном порядке. По мнению прокурора, при создании автономного учреждения нарушены пп. 3 п. 5.2 и пп. 1 п. 5.3 Порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью м.о. «Ступинский муниципальный район» на переходный период». Совет депутатов Ступинского муниципального района Московской области в апелляционный суд представил отзыв на апелляционную жалобу, составленный в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором указал,
Постановление № 06АП-5632/2014 от 19.02.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда
в уставном капитале общества «Киномир» в пользу ООО «Экран» с рассрочкой на 5 лет и по цене 7 800 000 руб., являющейся меньше стоимости вклада. При рассмотрении требований прокурора, суд не применил положения Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» о нарушении сделками специальной правоспособности автономного учреждения МАУ «ЦРК – кинотеатр «Родина», нарушения цели создания учреждения и использования объектов социально-культурного назначения закрепленных за учреждением. Проведенные торги для выявления лица, которому подлежало передаче имущество автономного учреждения , носили формальный характер, юридическое лицо ООО «Экран», с которым заключен учредительный договор создано непосредственно перед проведением торгов, прокатной деятельностью не занималось, имущества не имело. Выводы суда о совершении сделок с целью более эффективного осуществления функций в сфере кинематографии, получения прибыли и экономической эффективности не соответствуют фактическим обстоятельствам. Паритетные начала при создании общества «Киномир» не соблюдались, поскольку фактическая стоимость муниципального имущества переданного в уставной капитал была занижена, распределение долей в уставном капитале 34
Определение № А70-1453/09 от 09.06.2009 АС Тюменской области
что Автономная некоммерческая организация «Культура» находится в стадии ликвидации с 21.02.2008 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 72). Налоговым органом 21.02.2008 в государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации лица и назначении ликвидатора. Таким образом, должником выполнены все действия по ликвидации предприятия. 26 декабря 2007 года Главой Нижнетавдинского района издано Распоряжение № 1503-р о создании автономного учреждения «Культура». На основании Распоряжения Главы Нижнетавдинского района от 04.08.2008 1024-р «О передаче имущества Автономному учреждению «Культура» Нижнетавдинского муниципального района, имущество АНО «Культура» имущество передано по акту приема- передачи от 04.08.2008 Автономному учреждению «Культура». В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Согласно, уставу АНО «Культура» является юридическим лицом, осуществляющее некоммерческую деятельность, созданное с целью предоставления населению библиотечных и иных носителей информации фонда художественной, технической, отраслевой
Определение № 06АП-5632/2014 от 21.11.2014 Шестого арбитражного апелляционного суда
уставном капитале общества «Киномир» в пользу ООО «Экран» с рассрочкой на 5 лет и по цене 7 800 000 руб., являющейся меньше стоимости вклада. При рассмотрении требований прокурора, суд не применил положения Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» о нарушении сделками специальной правоспособности автономного учреждения МАУ «ЦРК – кинотеатр «Родина», нарушения цели создания учреждения и использования объектов социально- культурного назначения закрепленных за учреждением. Проведенные торги для выявления лица, которому подлежало передаче имущество автономного учреждения , носили формальный характер, юридическое лицо ООО «Экран», с которым заключен учредительный договор создано непосредственно перед проведением торгов, прокатной деятельностью не занималось, имущества не имело. Выводы суда о совершении сделок с целью более эффективного осуществления функций в сфере кинематографии, получения прибыли и экономической эффективности не соответствуют фактическим обстоятельствам. Паритетные начала при создании общества «Киномир» не соблюдались, поскольку фактическая стоимость муниципального имущества переданного в уставной капитал была занижена, распределение долей в уставном капитале 34
Решение № 2-2940/17 от 03.10.2017 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)
своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Судом установлено, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» не исполняются требования действующего законодательства в указанной сфере. МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» используются объект недвижимого имущества: помещение клуба «Геракл», расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 131,8 кв.м. Основанием использования имущества является распоряжение Главы МО «Город Майкоп» от 29.09.2009 года № 5036-р «О передаче имущества автономному учреждению «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» муниципального образования «Город Майкоп». Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение в силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права
Апелляционное определение № 33-22472017 от 19.12.2017 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)
просил оставить без изменения, как законное. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, суд апелляционной инстанции находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что МАУ «Спортивно - оздоровительный центр «Майкоп» используется объект недвижимого имущества - помещение клуба «Геракл», расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 131,8 кв.м. на основании распоряжения главы МО «город Майкоп» от 29.09.2009 № 5036-р «О передаче имущества автономному учреждению «Спортивно - оздоровительный центр «Майкоп» муниципального образования «город Майкоп». В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а
Приговор № 1-14/2018 от 19.01.2018 Прибайкальского районного суда (Республика Бурятия)
предметов <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> -осмотрен журнал прихода денежных средств Филиала, <данные изъяты> <данные изъяты> -протокол выемки <данные изъяты> -инвентарная карточка учета основных средств <данные изъяты> согласно которой стоимость трактора Т-16 составляет 117392, 58 рублей. -инвентарная карточка учета основных средств <данные изъяты> согласно которой стоимость трактора ДТ-75 ДС составляет 90000 рублей. -ведомость транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ, числящихся на балансе в учреждении «Прибайкальский лесхоз», -акт приема- передачи имущества Автономного учреждения <данные изъяты> -расписка о возмещении ущерба потерпевшей Д.Л.С. в размере 526850 рублей, -кассовый чек о переводе потерпевшему К.И.П. 100000 рублей. Кроме того, в судебном заседании были исследованы характеризующие материалы в отношении подсудимого ФИО1: -копия паспорта ФИО1 л.д.79-80 т.3 <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Изложенные доказательства являются относимыми, допустимыми, добытыми с соблюдением требований уголовно-процессуального закона и в совокупности подтверждают вину подсудимого ФИО1 в