ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Передача имущества бюджетному учреждению - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 04АП-5229/2014 от 17.09.2015 Верховного Суда РФ
имущества (статья 454 Гражданского кодекса), которое он по договору безвозмездного пользования передал во временное владение и пользование учреждению, и при наличии в законе возможности прекратить договор в одностороннем порядке, имеет право потребовать возврата имущества (статьи 689, 699 Гражданского кодекса). Фонд также указывает, что суды при рассмотрении дела, в котором ответчиком по делу привлечено казенное учреждение, сделав вывод о возникновении у МВД Республики Саха (Якутия) права собственности фактом передачи указанного имущества учреждению, нарушили нормы материального права, регулирующие бюджетные правоотношения. Ответчик – федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия)» в соответствии с пунктом 9 Устава об учреждении, утвержденным Министерством внутренних дел Российской Федерации 30.03.2012, является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме казенного учреждения, являющегося государственным учреждением. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация (пункт 5). В соответствии с Федеральным Законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований
Определение № 309-ЭС16-4305 от 24.05.2016 Верховного Суда РФ
площадь 2 299,5 кв. м, со служебными строениями: 7 гаражей (лит. Г, Г1 - Г6), адрес: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Маршрутная, д. 5. По распоряжению Правительства Российской Федерации 05.05.2012 N 751-р субъектам Российской Федерации переданы федеральные бюджетные учреждения здравоохранения, подведомственные Роспотребнадзору, по перечню согласно Приложению. Пунктом 2 указанного распоряжения Росимуществу предписано осуществить в установленном порядке безвозмездную передачу находящегося в федеральной собственности имущества передаваемых в соответствии с данным распоряжением учреждений в собственность субъектов Российской Федерации. В пункте 9 Перечня передаваемых в ведение субъектов Российской Федерации федеральных бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Роспотребнадзору, указано ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии", субъект Российской Федерации - Пермский край. Приказом Роспотребнадзора от 18.12.2012 N 01/14473-12-27 "О передаче имущества учреждения дезинфекционного профиля в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации" согласована передача федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением. Согласно приложению к приказу в качестве предлагаемого к передаче в собственность Пермского края объекта значится
Постановление № А82-19323/19 от 29.09.2020 АС Ярославской области
в аренду, безвозмездное пользование имущества, находящегося в собственности Ярославской области, в том числе имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными бюджетными, государственными автономными учреждениями Ярославской области, имущества, составляющего казну Ярославской области, а также порядок определения арендной платы за пользование областным имуществом и осуществления контроля за использованием переданного в аренду, безвозмездное пользование областного имущества. В силу пункта 2.1 Порядка полномочия арендодателя, ссудодателя при предоставлении в аренду, безвозмездное пользование областного имущества осуществляет в случае передачи имущества бюджетного учреждения , автономного учреждения - соответствующее бюджетное учреждение, автономное учреждение. Предоставление в аренду, безвозмездное пользование имущества предприятия, имущества бюджетного, автономного учреждения осуществляется только с согласия уполномоченного органа (пункт 4.2 Порядка). Вместе с тем суд первой инстанции, применяя пункт 3 статьи 298 ГК РФ, правомерно указал, что разъяснение от 12.12.2018 не может быть оценено как отсутствие согласия собственника на распоряжение имуществом, поскольку данное письмо содержит разъяснения только относительно способа передачи имущества в аренду (на торгах)
Постановление № А82-22432/19 от 12.08.2021 АС Ярославской области
в аренду, безвозмездное пользование имущества, находящегося в собственности Ярославской области, в том числе имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными бюджетными, государственными автономными учреждениями Ярославской области, имущества, составляющего казну Ярославской области, а также порядок определения арендной платы за пользование областным имуществом и осуществления контроля за использованием переданного в аренду, безвозмездное пользование областного имущества. В силу пункта 2.1 Порядка полномочия арендодателя, ссудодателя при предоставлении в аренду, безвозмездное пользование областного имущества осуществляет в случае передачи имущества бюджетного учреждения , автономного учреждения - соответствующее бюджетное учреждение, автономное учреждение. Предоставление в аренду, безвозмездное пользование имущества предприятия, имущества бюджетного, автономного учреждения осуществляется только с согласия уполномоченного органа (пункт 4.2 Порядка). Суд апелляционной инстанции указывает, что письмо Департамента от 12.12.2018 не может быть оценено как отсутствие согласия собственника на распоряжение имуществом, поскольку оно содержит разъяснения только относительно способа передачи имущества в аренду (на торгах) и по существу не запрещает сдавать его в аренду иным лицам,
Решение № А78-9989/13 от 27.01.2014 АС Забайкальского края
с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. В соответствии с Уставом имущество ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» является федеральной собственностью, которое закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления. В соответствии с п.8.5 Устава образовательное учреждение распоряжается имуществом с согласия собственника. На основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №352 в редакции от 26.12.2011г. №1131 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, согласовывается передача имущества бюджетного учреждения в аренду. В письме Министерства образования и науки РФ от 30.05.2012г. №15-2812 установлен порядок согласования сделок, связанных с передачей образовательным учреждением недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в аренду. На момент заключения соглашения с 01.09.2013г. вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. Согласно ст.39 указанного Закона не допускается использование не по назначению входящей в специализированный жилищный фонд организации, осуществляющей образовательную деятельность, жилой площади общежитий, в том
Решение № А50-2448/09 от 10.07.2009 АС Пермского края
Закона Пермского края предусмотрено, что право собственности вновь образованных поселений, входящих в состав Чайковского муниципального района, на передаваемое имущество, в том числе движимое имущество, ранее переданное поселениям для решения вопросов местного значения в безвозмездное пользование, возникает с 01.01.2007г. Учитывая, что поселение, являясь собственником имущества с указанной даты, несет бремя содержания муниципального имущества, инспекция считает, что налог на имущество организаций в отношении переданного имущества подлежит уплате ответчиком с указанного момента, вне зависимости от фактической передачи имущества бюджетному учреждению и постановки его на бухгалтерский учет. Возражая инспекции, ответчик указывает на отсутствие законных оснований для возникновения у него обязанности по уплате налога, начиная с 01.01.07г. Суд считает доводы ответчика обоснованными в связи со следующим. В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность
Решение № 12-308/2015 от 22.12.2015 Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область)
отчетность указанного учреждения за 2014 год с искажением строки 260 «забалансовый отчет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» на начало года (графа 5) в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) на сумму 347350 рублей 52 копейки, что составляет более 10% искажения строки 260. В жалобе заявитель просит постановление отменить, производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, т.к. передача имущества бюджетного учреждения в безвозмездное пользование состоялась в период с 29.03.2013 по 14.06.2013, что должно было, но не нашло свое отражение в представленной в бюджетное учреждение 24.01.2014 бухгалтерской отчетности за 2013 год. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, предусмотренное ст. 15.11 КоАП РФ, имело место не 15 января 2015
Решение № 2А-578/18 от 27.08.2018 Луховицкого районного суда (Московская область)
на имущество, закрепляемое за учреждением или казенным предприятием, возникает с момента его передачи учреждению или казенному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от ... №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Исходя из смысла указанных норм, передача и закрепление имущества в оперативное управление учреждению или казенному предприятию осуществляются на основании специального акта, иных оснований для передачи имущества бюджетному учреждению законом не предусмотрено. В соответствии со статьей 305 ГК РФ лицо, не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве оперативного управления пользуется теми же правами, что принадлежат и собственнику имущества, вправе защищать свои права, связанные с владением имуществом наравне с собственником. Объект недвижимого имущества - нежилое здание Караванка-дом с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ..., передан в оперативное управление ФГБУ «Канал имени Москвы» по передаточному акту от ... в соответствии Распоряжением Правительства
Апелляционное определение № 33-3740 от 20.10.2016 Тверского областного суда (Тверская область)
жилые помещения могут передаваться в собственность граждан в порядке приватизации исключительно с согласия Управления делами Президента Российской Федерации. Однако доказательств того, что Управление делами Президента Российской Федерации согласовало бесплатную передачу федерального недвижимого имущества - спорной квартиры, в собственность ФИО1, материалы дела не содержат. То обстоятельство, что представитель собственника Управления делами Президента Российской Федерации ФИО6 принимала непосредственное участие при оформлении перехода прав по договору приватизации и прекращении права собственности Российской Федерации на спорное жилое помещение, не свидетельствует о получении такого согласия. Как видно из буквального содержания доверенности от 23 октября 2012 года № УДИ-3417, Управление делами Президента Российской Федерации не уполномочивало ФИО6 принимать от его имени решения о приватизации служебных жилых помещений, в том числе, спорной квартиры. Следовательно, федеральное государственное бюджетное учреждение «Оздоровительный комплекс «Тетьково» Управления делами Президента Российской Федерации заключило с ФИО1 договор приватизации без согласия надлежащего представителя собственника, и данный договор в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации
Апелляционное определение № 33-3241/17 от 03.07.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
комиссий по проведению инвентаризации имущества и до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию для определения состава имущества, подлежащего передаче в федеральную собственность с последующим закреплением его за учреждениями ФАНО России. В адрес заместителя Председателя Правительства РФ неоднократно направлялись информационные письма об отсутствии действий со стороны ФАНО России, направленных на обеспечение своевременной передачи имущества в федеральную собственность. ДД.ММ.ГГГГ Совет министров Республики Крым проинформировал заместителя руководителя ФАНО России о невозможности приступить к немедленной передаче имущества в федеральную собственность и его закреплению за федеральными государственными бюджетными учреждениями науки без завершения инвентаризации и предоставления полного пакета документов. Также указано, что срок окончания проведения инвентаризации определен до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ права в отношении указанного имущества не зарегистрированы. Из сведений ГУП РК «Крым БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано: 48/100 долей за Симферопольским городским Советом народных депутатов; 31/100 долей нежилых