ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Передача имущества из федеральной собственности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 309-ЭС16-4305 от 24.05.2016 Верховного Суда РФ
Федеральный закон»Об общих принципах организации местного самоуправления» и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374. Как следует из ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, перераспределение имущества между федеральным уровнем и субъектом Российской Федерации производится в государственных интересах уполномоченными органами государственной власти. Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 установлено, что предложения субъекта Российской Федерации и муниципального образования о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность и передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления. Кроме того, необходимым в силу подп. "м" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 документом для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность
Определение № 301-КГ18-20873 от 24.12.2018 Верховного Суда РФ
пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений в соответствии с постановлением Правительства
Определение № 12АП-1122/20 от 07.10.2020 Верховного Суда РФ
оценив в совокупности и взаимной связи представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, установив, что спорное имущество, является сооружением ирригационных и мелиоративных систем, доказательств того, что данный объект утратил свое назначение и необходим исключительно для движения транспортных средств истцом не представлено, равно как и доказательств принятия уполномоченным органом решения об изъятии спорного объекта из оперативного управления истца, и его передаче в собственность Волгоградской области (в том числе наличия объективной необходимости передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации), суды отказали в удовлетворении иска. С учетом установленных судами обстоятельств дела, доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 АПК РФ, судья определил: в передаче кассационной жалобы федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской
Определение № 308-ЭС15-14911 от 30.11.2015 Верховного Суда РФ
определениях от 07.12.2006 №542-О, от 04.12.2007 №828-О-П, а именно: положения части 11 статьи 154 Закона №122-ФЗ применяются в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Безвозмездная передача имущества из одного уровня собственности в другой осуществляется с соблюдением порядка, установленного законодательной нормой и при наличии согласования сторон. В данном случае передача имущества обусловлена не разграничением полномочий между Российской Федерацией и органами местного самоуправления, обязанность органов местного самоуправления принять имущество, которое должно находиться в муниципальной собственности, следует из прямого указания закона. Установленный Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ порядок передачи федеральной собственности в муниципальную собственность не предусматривает возможность одностороннего отказа муниципальных образований от принятия в его собственность имущества, которое относится к объектам муниципальной собственности в силу закона. Доводы, приведенные заявителем, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела. Такие доводы не могут быть предметом рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного
Постановление № А19-18351/2021 от 08.06.2022 АС Восточно-Сибирского округа
Полагая указанное распоряжение незаконным и нарушающим его права, Администрация обратилась в суд с рассматриваемым требованием. Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из законности оспариваемого распоряжения о передаче спорного имущества, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности и может использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления; Суд округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает исходя из следующего. В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ передача имущества из федеральной собственности , в том числе в муниципальную собственность, осуществляется на основании решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, принимаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами
Постановление № А56-32019/14 от 25.08.2015 АС Северо-Западного округа
83 Земельного кодекса Российской Федерации предназначены для застройки и развития населенных пунктов; оформление документов, необходимых для рассмотрения вопроса о безвозмездной передаче земельных участков и связанных с их формированием, относится к компетенции Теруправления Росимущества, а Администрация, не являясь правообладателем, не вправе обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений в отношении земельного участка, не принадлежащего муниципальному образованию. Теруправление Росимущества в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что безвозмездная передача имущества из федеральной собственности в муниципальную может иметь место только при наличии волеизъявления собственника; в установленном порядке испрашиваемые участки не переведены из категории земель лесного фонда, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, в земли иной категории, поскольку включение в границы населенного пункта лесных участков не согласовывалось с уполномоченным федеральным органом; земельный участок площадью 147,5 га не сформирован; решение вопроса о безвозмездной передаче земельных участков входит в компетенцию Росимущества. В судебном заседании представитель Теруправления Росимущества возражал
Постановление № 13АП-13185/2018 от 05.07.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке. Находящееся в собственности субъекта Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъекта Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения
Решение № 2-1498/2017 от 18.01.2018 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)
муниципальную собственность. В ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") было установлено, что передача имущества из федеральной собственности и из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность осуществляется в следующем порядке: находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную
Решение № 2-2168/2021 от 20.04.2021 Калининского районного суда г. Тюмени (Тюменская область)
для объектов жилой застройки. В соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке. Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: - если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не
Решение № 2-607/2021 от 17.09.2021 Смидовичского районного суда (Еврейская автономная область)
и иными законами. Согласно ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установить, что передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке (ч. 11). Установить, что в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между
Апелляционное определение № 33-2498/2018 от 18.04.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
муниципальную собственность, из муниципальной собственности в Федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» пришел к правильному выводу о том, что принятие решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность происходит на основании обращения уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ или уполномоченного органа местного самоуправления. При этом судом первой инстанции обоснованно учтены разъяснения, изложенные в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 828-О-П где указано, что передача имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность должна сопровождаться наличием согласия уполномоченного органа местного самоуправления на прием передаваемого имущества, что положения абзацев шестого и седьмого части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа