ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Письмо налогоплательщику - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ ФНС России от 16.12.2014 N ММВ-7-14/651@ "О проведении пилотного проекта по реализации в ПИК ЕГРН возможности ввода сведений заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по форме N 1А, утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@, в федеральную базу данных ЕГРН, доведения включенных в ЕГРН сведений заявления до всех налоговых органов по месту учета налогоплательщика - физического лица, подавшего заявление, а также использования предоставленного в заявлении адреса для направления по почте документов при формировании налоговым органом любых документов в указанный в заявлении период" (вместе с "Планом мероприятий проведения пилотного проекта по реализации в ПИК ЕГРН возможности ввода сведений Заявления о предоставлении налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу адреса для направления по почте документов по форме N 1А, утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@, в федеральную базу данных ЕГРН, доведения включенных в ЕГРН сведений Заявления до всех налоговых органов по месту учета налогоплательщика - физического лица, подавшего Заявление, а также использования предоставленного в Заявлении адреса для направления по почте документов при формировании налоговым органом любых документов в указанный в Заявлении период", "Временным порядком работы при осуществлении приема от налогоплательщика - физического лица Заявления по форме N 1А, утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@, ввода в федеральную базу данных ЕГРН сведений указанного Заявления и доведение включенных в ЕГРН сведений Заявления до всех налоговых органов по месту учета налогоплательщика - физического лица, подавшего Заявление")
сведений об адресе для направления документов необходимо производить контроль на наличие сформированных налоговых уведомлений в период до даты изменения адреса. В случае если на дату, с которой налоговое уведомление должно направляться по новому адресу, налоговым органом соответствующее налоговое уведомление на уплату имущественных налогов сформировано и направлено данному налогоплательщику, или выгружено для централизованной печати в филиалы ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, и количество дней до срока уплаты составляет менее 36 календарных дней, то необходимо направить предупредительное письмо налогоплательщику следующего содержания: "В соответствии с Вашим Заявлением от (дата регистрации) N (регистрационный номер) сообщаем, что по состоянию на (дата) налоговое уведомление с расчетом имущественных налогов направлено по адресу (фактический адрес направления налогового уведомления) в связи с получением Заявления после завершения работы по формированию и направлению налоговых уведомлений по уплате имущественных налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Направление налоговых уведомлений по адресу, указанному в Заявлении от (дата регистрации) N (регистрационный номер), будет
Приказ ФНС России от 06.03.2020 N ЕД-7-19/142@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 09.07.2013 N ЗН-7-12/234@"
3. Налоговая инспекция в срок не позднее пяти рабочих дней после получения заявления и прилагаемых к нему документов обеспечивает их рассмотрение и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении услуги - печать запрошенного налогового уведомления, включая отрывной корешок, а также его передачу (под расписку) налогоплательщику (его представителю) либо в МФЦ в случае, если результат оказания услуги предоставляется через МФЦ. В случае отсутствия основания для предоставления налогового уведомления налоговая инспекция информирует об этом в форме письма налогоплательщику (его представителю) с передачей письма в МФЦ в случае, если результат оказания услуги предоставляется через МФЦ. 4. Сотрудник МФЦ в назначенное налогоплательщику время сверяет информацию о налогоплательщике (его представителе) в налоговом уведомлении с реквизитами представленного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика (его представителя), вручает ему налоговое уведомление (с заполнением отрывного корешка к налоговому уведомлению и возвратом отрывного корешка в налоговую инспекцию не позднее рабочего дня после вручения налогового уведомления) либо передает письмо налоговой инспекции в случае
Приказ ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@ (ред. от 03.06.2019) "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи"
подлинность ЭП налогового органа и полученные документы сохраняются. Налоговый орган 4.10. В установленные сроки регистрирует обращение налогоплательщика (представителя) и готовит письмо налогового органа и приложения к нему (при наличии) в ответ на обращение. 4.11. С помощью приемного комплекса выполняет следующую последовательность действий: письмо налогового органа и приложения к нему (при наличии) подписывает своей ЭП и сохраняет в хранилище электронных документов; формирует транспортный контейнер, содержащий зашифрованное для налогоплательщика (представителя) подписанное ЭП налогового органа письмо налогового органа и направляет налогоплательщику (представителю) через оператора ЭДО. (в ред. Приказа ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/74@) (см. текст в предыдущей редакции) Программным обеспечением на стороне оператора ЭДО (в ред. Приказа ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/74@) (см. текст в предыдущей редакции) 4.12. При получении письма налогового органа для налогоплательщика (представителя) в течение двух часов выполняется следующая последовательность действий: фиксируется дата отправки электронного документа; формируется подтверждение даты отправки и подписывается ЭП оператора ЭДО; (в ред. Приказа
Письмо ФНС РФ от 25.05.2011 N ЗН-4-1/8319 <О недопустимости соглашений налоговых органов и компаний>
 ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 25 мая 2011 г. N ЗН-4-1/8319 Федеральная налоговая служба сообщает, что в 2011 году отмечены случаи направления Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации писем налогоплательщикам - юридическим лицам о заключении с налоговыми органами "Соглашений - обязательств" по платежам в федеральный бюджет, в соответствии с которыми налогоплательщик - организация обязуется обеспечить поступления налогов в федеральный бюджет в сумме не менее чем будет указано в Соглашении. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) (статья 44) обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика только с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N АПЛ16-124 <Об исключении из мотивировочной части решения Верховного Суда РФ от 01.02.2016 N АКПИ15-1383 выводов суда, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца двенадцатого письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 "О применении положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации">
Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, правовым позициям, изложенным в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило. В поступивших объяснениях на апелляционную жалобу указано, что Письмо затрагивает права налогоплательщиков и обладает нормативными свойствами, подобного рода акты не могут быть подписаны директором департамента Минфина России, в связи с чем Министерством юстиции Российской Федерации подготовлено письмо в Минфин России об отзыве Письма с исполнения. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей частичному удовлетворению. Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ, вступившим в силу 1 января 2012 г., часть первая Кодекса дополнена разделом V.1
Апелляционное определение № АПЛ21-299 от 26.08.2021 Верховного Суда РФ
полномочий и в соответствии с действующим законодательством, не нарушает прав и законных интересов административного истца; Письмо не является актом, обладающим нормативными свойствами, а содержащиеся в нем разъяснения не выходят за рамки адекватного толкования положений действующего законодательства и не влекут изменение правового регулирования соответствующих отношений. Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации полагало, что приведенные в Письме разъяснения не могут считаться в полной мере основанными на положениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано. В апелляционной жалобе ФИО2 просит данное решение отменить ввиду неправильного толкования судом первой инстанции пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 212-ФЗ и принять новое решение об удовлетворении административного иска. Считает, что датой начала правоотношений по предоставлению имущественного налогового вычета конкретному налогоплательщику является только дата, когда впервые выполнены два условия: налогоплательщик получил право на вычет и выразил
Апелляционное определение № АПЛ20-26 от 19.03.2020 Верховного Суда РФ
указанным нормам ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов или сборов, не предусмотренные данным кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено названным кодексом. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Как видно из материалов административного дела, Письмом на налогоплательщиков не возлагается обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации либо установленные в ином порядке, чем это определено данным кодексом. Каких-либо неясностей и противоречий в применении подпункта 9 пункта 2 статьи 342, пункта 1 статьи 3425 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, содержащихся в Письме, не имеется, что подтверждается единообразной судебной практикой по этому вопросу. Поскольку Письмо не устанавливает, не изменяет и не отменяет правила, обязательные для неопределенного круга
Апелляционное определение № АПЛ21-367 от 21.10.2021 Верховного Суда РФ
не являлись подакцизными товарами. Анализируя содержание Писем, включая положения, с которыми административный истец связывает возможное нарушение своих прав, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что разъяснения, содержащиеся в Письмах, не вступают в противоречие с действующим законодательством о налогах и сборах, какого-либо нового правового регулирования они не вводят, а также не изменяют и не прекращают действия нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения. В связи с этим доводы Общества о нарушении Письмами его прав как налогоплательщика , включая право на судебную защиту, несостоятельны. Кроме того, суд правомерно отметил в своем решении, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет правовых последствий применения норм НК РФ, который относит к числу обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым
Решение № А74-3640/10 от 19.11.2010 АС Республики Хакасия
правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 января 2008 года № 9н, определено, что в случае, если рассмотрение поставленных в письменном обращении вопросов не входит в компетенцию налоговых органов, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, подготавливает письмо о направлении этого обращения по принадлежности и письмо налогоплательщику (его представителю), в котором информирует о направлении его письменного обращения по принадлежности. С учетом приведенных норм, налоговая инспекция, по мнению предпринимателя, получив его заявление от 10 июня 2010 года, должна была сообщить заявителю об отсутствии у нее полномочий по решению вопросов возврата страховых взносов в связи с возложением данных полномочий с 01 января 2010 года на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, и направить это заявление по принадлежности в Государственное учреждение –
Решение № А46-13424/08 от 21.07.2008 АС Омской области
полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденном приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 18.01.2008 № 9н. Названными Регламентами закреплена обязанность должностных лиц налоговых органов, ответственных за исполнение государственных функций, в случае, если рассмотрение поставленных в письменном обращении вопросов не входит в компетенцию налоговых органов, в установленные названными Регламентами сроки подготавливать в двух экземплярах письмо о направлении этого обращения по принадлежности и письмо налогоплательщику (его представителю), в котором информировать о направлении его письменного обращения по принадлежности. Таким образом, суд не может не согласиться с доводами заявителя о наличии обязанности у УФНС России по Омской области при рассмотрении письменного обращения ООО «ЮЗА» решить вопрос о направлении поступившего от ООО «ЮЗА» обращения в соответствующий компетентный орган. В данном случае УФНС России по Омской области в своем ответе на обращение ООО «ЮЗА» дало разъяснение относительно тех вопросов, которые относятся к компетенции
Решение № А33-16230/08 от 29.12.2008 АС Красноярского края
решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения. Налоговым органом не представлено доказательств того, что налогоплательщик извещался о времени и месте рассмотрения результатов проверки. Представленные копия реестра корреспонденции и квитанции 662150-95, выполненные на одном листе, не могут быть расценены судом в качестве допустимого доказательства, так как текст является нечитаемым, выяснить, направилось ли по этому реестру письмо налогоплательщику , невозможно. В пояснениях налоговый орган указал, что налогоплательщик не представил разногласий и не явился на рассмотрение акта. Согласно ч. 1 ст. 108 Налогового Кодекса Российской Федерации, никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Поскольку порядок не соблюден, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования заявителя. Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный
Решение № 11-25-15 от 12.08.2011 Котельниковского районного суда (Волгоградская область)
и требования № по сроку уплаты на ДД.ММ.ГГГГ на сумму руб.. В связи с изменением срока уплаты и на основании вступившего в законную силу Закона Волгоградской области от 12.03.2010 года №2012-ОД 02 июня 2010 года налогоплательщику было направлено налоговое уведомление № на уплату транспортного налога за год в сумме руб., по сроку уплаты на ДД.ММ.ГГГГ год, вместо ранее вынесенных налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ и требования №. К данному налоговому уведомлению было приложено информационное письмо налогоплательщику об изменении срока уплаты налога и признании недействительными направленные ранее уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с технической ошибкой и согласно внесенных изменений в Закон Волгоградской области «О транспортном налоге». По требованию № по сроку уплаты на ДД.ММ.ГГГГ, был произведен перерасчет в связи с внесением в законодательство изменений, сумма по данному налоговому требованию была погашена, как ошибочно начисленная по налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Модяновой Е.Г. задолженность в добровольном порядке уплачена не была,
Апелляционное определение № 33АПА-3622/16 от 26.05.2016 Амурского областного суда (Амурская область)
апреля 2016 года указанное административное исковое заявление оставлено без движения. Административному истцу в срок до 10 мая 2016 года предложено устранить недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения. В частной жалобе начальник УПФР в городе Благовещенске по Амурской области Ф.И.О.5 просит данное определение отменить, поскольку официальный сайт «Почта России» является общедоступным и достоверным источником, подтверждающим направление копии административного искового заявления административному ответчику. Согласно информации, размещенной на официальном сайте «Почта России» упомянутое письмо налогоплательщику не вручено с отметкой «неудачная попытка вручения», что свидетельствует об уклонении административного ответчика от получения упомянутых документов. Просит определение суда первой инстанции отменить и разрешить вопрос по существу в соответствии с п.2 статьи 316 КАС РФ. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность определения в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, оснований к его отмене не находит. На основании части 1 статьи 315 КАС РФ частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в
Апелляционное определение № 33АПА-924/16 от 24.02.2016 Амурского областного суда (Амурская область)
и обязательное медицинское страхование в сумме <данные изъяты> руб. Определением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 11 января 2016 года указанное административное исковое заявление оставлено без движения. Административному истцу в срок до 05 февраля 2016 года предложено устранить недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения. В частной жалобе начальник УПФР в г. Благовещенске Амурской области ФИО1 просит данное определение отменить, поскольку согласно информации, размещенной на официальном сайте «Почта России» упомянутое письмо налогоплательщику не вручено с отметкой «ожидает адресата в месте вручения», что свидетельствует об уклонении административного ответчика от получения упомянутых документов. Просит определение суда первой инстанции отменить. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность определения, приходит к следующему. На основании части 1 статьи 315 КАС РФ частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей. В соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы