ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Подключение к бесхозяйным сетям - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (ред. от 14.02.2020) "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации")
установок или тепловых сетей потребителя (или тепловых сетей единой теплоснабжающей организации) с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплосетевой организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя; "точка поставки" - место исполнения обязательств теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, которое располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или единой теплоснабжающей организации, или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети ; "точка приема" - место физического соединения источников тепловой энергии или тепловых сетей с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплоснабжающей организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя. II. Критерии, порядок присвоения статуса единой теплоснабжающей организации и требования к ее деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2019 N 637) (см. текст в предыдущей редакции) 3. Статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой
Определение № 303-ЭС22-9300 от 23.06.2022 Верховного Суда РФ
целью осуществления теплоснабжения объекта недвижимости - здания по адресу: <...> и в связи с отсутствием иной возможности подключения к централизованным сетям теплоснабжения без использования существующей схемы теплоснабжения. Также ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз» выражает несогласие с выводом апелляционного суда о том, что спорный участок теплотрассы до здания представляет собой единый имущественный комплекс и является принадлежностью к главной вещи, в силу чего должен следовать судьбе главной вещи. По мнению заявителя, оспариваемое бездействие нарушает его права и законные интересы в связи с тем, что университет вынужден нести дополнительные расходы, связанные с оплатой тепловой энергии в части тепловых потерь, а также нести бремя осуществления аварийных ремонтных работ на данном участке тепловой сети, которая университету не принадлежит. В обоснование жалобы ФГУП «Нацрыбресурс» указывает на наличие у спорного участка признаков бесхозяйной вещи; учебный корпус отапливается от ТЭЦ, но сами сети теплоснабжения в техническом паспорте объекта не отражены, спорная сеть в состав единого имущественного комплекса со зданием учебного
Определение № 309-ЭС21-2632 от 01.04.2021 Верховного Суда РФ
узла учета тепловой энергии компании по внешней границе стены здания узла учета компании, для теплопотребляющих объектов компании - по внешней границе стен теплопотребляющих объектов компании, с установлением точки поставки и границы эксплуатационной ответственности в точке подключения (технологического присоединения) узла учета компании, расположенного в здании узла учета компании, находящегося в границах балансовой принадлежности компании. Апелляционным судом установлено, что соглашение сторон в отношении границы эксплуатационной ответственности при оформлении приложения № 2 к договору от 01.10.2013 не достигнуто, названное приложение сторонами не согласовано. Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что истец не является законным владельцем спорного участка сети, который предназначен не только для снабжения объектов истца, но и других потребителей; ответчик осуществляет фактическую эксплуатацию бесхозяйного участка тепловой сети в целях исполнения договорных обязательств и получения прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах, несмотря на подписанную сторонами ранее схему разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям, при рассмотрении вопроса о
Постановление № А43-36216/2017 от 19.03.2018 Первого арбитражного апелляционного суда
имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению ФАС России и ФИО1, деятельность по технологическому присоединению, находясь в сфере публичных правоотношений, накладывает на лицо, использующее сеть газораспределения для оказания услуг по транспортировке газа (газораспределительной организации), обязанность по осуществлению технологического присоединения газоиспользующего оборудования любого обратившегося к ней лица. При этом законодательством предусмотрена возможность подключения к сетям «исполнителя» и к сетям основного абонента. Запрет на подключение к бесхозяйным сетям , связанными с сетями газораспределительной организации, нормативными правовыми актами не предусмотрен. ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» в отзыве на апелляционные жалобы выражает несогласие с доводами, изложенными в них, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения. Представив возражения на отзыв Общества, ФИО1 указывает на неправомерность позиции ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», просит суд не принимать ее во внимание. В судебном заседании представитель ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» поддержал позицию своего
Постановление № 08АП-11602/2015 от 25.11.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда
самоуправления в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты централизованного водоснабжения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг водоснабжения и поставляемого ресурса или невозможности оказания таких услуг в дальнейшем. На основании постановления Администрации от 28.05.2013 № 108-П, гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения на территории Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области является АО «Омскоблводопровод». Факт осуществления эксплуатации АО «Омскоблводопровод» бесхозных сетей подтверждается выдачей гарантирующей организацией технических условий на подключение к бесхозяйным сетям водоснабжения и водоотведения. Фактическое использование АО «Омскоблводопровод» бесхозяйных сетей ответчиком не оспаривается. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что с момента выявления бесхозяйных сетей, факт выявления которых установлен решением Таврического районного суда Омской области от 27.06.2014 по делу № 2-391/2014, не только у Администрации появляется обязанность по оформлению указанных сетей в собственность, но и у АО «Омскоблводопровод», как у гарантирующей организации, в силу закона появляется обязанность, до признания на такие
Постановление № 21АП-1112/19 от 30.05.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда
из материалов дела 23 января 2018 года ГУПС «Севтеплоэнерго» (теплоснабжающей организацией) и ГБДОУ «Детский сад №25» (потребителем) заключили контракт теплоснабжения №1225, согласно которому теплоснабжающая организация обязуется поставить потребителю тепловую энергию, а потребитель обязан принять и оплатить тепловую, соблюдая режим потребления тепловой энергии (пункт 1.1. договора). Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации признается точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или в точке подключения к бесхозяйной сети (пункт 1.2. контракта). Согласно пункту 3.7.1 контракта потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, потребленные в расчетном периоде, в установленном контрактом порядке. Потребитель обязан ежедневно фиксировать показания приборов учета (узлов учета) тепловой энергии, установленных в точках поставки (в случаях, когда прибор учета установлен не в точке учета), в журнале учета потребления тепловой энергии и предоставлять их теплоснабжающей организацией не позднее второго рабочего дня месяца, следующего за расчетным (пункт 3.7.2 контракт). В
Постановление № 17АП-16367/2021-ГК от 14.02.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
закреплено определение точки учета тепловой энергии, теплоносителя, используемой в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя посредством установки в ней приборов учета или проведения расчета количества и качества производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя с учетом места нахождения этой точки учета. Из положений части 5 указанного закона следует, точка поставки по общему правилу должна располагаться на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или в точке подключения к бесхозяйной сети , если потребитель подключен к сетям, не имеющим владельца. В абзаце 2 пункта 2 Правил №354 закреплено, что внутридомовые инженерные системы, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме, - это инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения
Решение № 2-487/12 от 12.03.2012 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)
ст. 2 ФЗ от .............. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не относится к категории основных абонентов в понятии, придаваемом п. 17 Правил определения и предоставления технических условий, в связи с чем, согласие ФИО9 на выдачу истцу технических условий подключения строящегося жилого дома к уличному водопроводу не требовалось. Указанный водопровод является бесхозяйным, по этой причине ответчик обязал истца написать повторное заявление о выдаче технических условий на подключение к бесхозяйным сетям . Выдача технических условий на подключение к бесхозяйным сетям не исключена законодательством. Возражение относительно того, что обязанность выдачи технических условийвозложена законодательством на Администрацию Ленинского поселения. В соответствии с пунктами 2, 6 и 9 Правил определения и предоставления технически) условий... в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного (строящегося) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки
Решение № 2-93/20 от 18.02.2020 Багаевского районного суда (Ростовская область)
в реестре муниципальной собственности администрации Манычского сельского поселения Багаевского района спорное недвижимое имущество не состоит, ни за кем не закреплено, и никто не осуществляет контроль за его техническим состоянием. В данном случае администрация Манычского сельского поселения Багаевского района является единственным уполномоченным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. В ходе проверки установлено, что Багаевским районным газовым участком филиала ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в г. Аксае осуществлено технологическое подключение к бесхозяйным сетям газораспределения, расположенным по адресу: ул. Комсомольская, ст. Манычская, Багаевский район, газопровода, общей протяженностью 773,1 м. Вышеизложенное подтверждает факт длительного непринятия мер к урегулированию правоотношений по вопросу оформления и принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества – газопровода – в целях его надлежащего содержания и обеспечения безопасности при его эксплуатации в интересах неопределенного круга лиц. Уклонение администрации Манычского сельского поселения от учета бесхозяйного имущества негативно влияет на исполнение возложенных на них законом обязанностей по тепло-,
Решение № 2-95/20 от 18.02.2020 Багаевского районного суда (Ростовская область)
в реестре муниципальной собственности администрации Манычского сельского поселения Багаевского района спорное недвижимое имущество не состоит, ни за кем не закреплено, и никто не осуществляет контроль за его техническим состоянием. В данном случае администрация Манычского сельского поселения Багаевского района является единственным уполномоченным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. В ходе проверки установлено, что Багаевским районным газовым участком филиала ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в г. Аксае осуществлено технологическое подключение к бесхозяйным сетям газораспределения, расположенным по адресу: ул. Широкая, ст. Манычская, Багаевский район, газопровода, общей протяженностью 396,0 м. Вышеизложенное подтверждает факт длительного непринятия мер к урегулированию правоотношений по вопросу оформления и принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества – газопровода – в целях его надлежащего содержания и обеспечения безопасности при его эксплуатации в интересах неопределенного круга лиц. Уклонение администрации Манычского сельского поселения от учета бесхозяйного имущества негативно влияет на исполнение возложенных на них законом обязанностей по тепло-,
Решение № 2-417/20 от 18.08.2020 Багаевского районного суда (Ростовская область)
постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – пункт газораспределительный ГРПШ -07-2У1 с РДНК-1000, расположенный по адресу: <адрес>; пункт газораспределительный ГРПШ с РДНК-400, расположенный по адресу: <адрес>, №-к, <адрес> – не приняты. В данном случае администрация Багаевского сельского поселения <адрес> является единственным уполномоченным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. В ходе проверки также установлено, что <адрес> газовым участком филиала ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в <адрес> осуществлено технологическое подключение к бесхозяйным сетям газораспределения, расположенным по адресам: <адрес> в <адрес>. Вышеизложенное подтверждает факт длительного непринятия мер к урегулированию правоотношений по вопросу оформления и принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества – газопровода – в целях его надлежащего содержания и обеспечения безопасности при его эксплуатации в интересах неопределенного круга лиц. Уклонение администрации Багаевского сельского поселения от учета бесхозяйного имущества негативно влияет на исполнение возложенных на них законом обязанностей по тепло-, электро-, газо- и водоснабжению населения, влечет ненадлежащее техническое
Апелляционное определение № 33-1780/2022 от 09.08.2022 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)
планируется подключение, не является основанием для отказа в выдаче технических условий и/или заключения договора о подключении. Действующие антимонопольное и гражданское законодательство, Правила технологического подключения налагают на газораспределительную организацию обязанность обеспечения правообладателю земельного участка подключения построенного (реконструированного) объекта капитального строительства к инженерным сетям, а также обязанность по заключению договора о подключении с каждым обратившимся, при наличии технической возможности. При этом законодательством предусмотрена возможность подключения к сетям «исполнителя» и к сетям основного абонента. Запрета на подключение к бесхозяйным сетям , связанным с сетями газораспределительной организации, нормативными правовыми актами не предусмотрено. С учетом того, что до ДД.ММ.ГГГГ право собственности на распределительный газопровод низкого давления по и пер. Песчаному в Республики Адыгея за ФИО2 В.И. зарегистрировано не было, АО «Газпром газораспределение Майкоп» не могло ограничивать права отдельных потребителей (новых абонентов) в реализации их права подключения построенного (реконструированного) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям. Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать