ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Подлежат административной ответственности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минфина России от 21.12.2021 N 24-03-08/104212 "О направлении информации по отдельным вопросам осуществления государственных (муниципальных) закупок"
Закона N 44-ФЗ); к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ, применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок (часть 11 статьи 26 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, должностные лица заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения подлежат административной ответственности в отношении действий, осуществляемых в соответствии с имеющимися полномочиями (определенными в соответствии с решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ), образующими их служебные обязанности. В этой связи, например, если уполномоченный орган, уполномоченное учреждение не осуществляют определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, поскольку указанное в силу распределения полномочий осуществляется заказчиком, - административной ответственности за совершение нарушений при таком определении и
Указ Президента РФ от 29.01.2000 N 118 (ред. от 11.08.2003) "О назначении судей районных судов"
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Таким образом, в случае невнесения квартальных авансовых платежей в сроки, установленные статьей 16.4 Закона 7-ФЗ, виновные лица, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежат административной ответственности . Заместитель Министра М.К.КЕРИМОВ ------------------------------------------------------------------
Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 55-О "По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иными словами, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством. Так, на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности , что соответствует принципам и нормам международного права (статьи 1.1 и 2.6 КоАП Российской Федерации). Регламентация же правового положения иностранных граждан, их пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в части предоставления им разрешений на временное пребывание (проживание) в Российской Федерации, осуществлена Федеральным законом от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". К числу административных правонарушений, являющихся в силу пункта 7 статьи 7 названного Федерального закона основанием
Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012 N 1286-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий банк "Транспортный" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 2.6.1 и частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
возможность привлечения юридического лица к административной ответственности за правонарушения, которые оно объективно совершить не может. В связи с этим заявитель просит признать данные положения не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 46 (часть 1), 54 (часть 2) и 56 (часть 2). 2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные ООО "Коммерческий банк "Транспортный" материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению. Согласно статье 2.10 КоАП Российской Федерации юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II данного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1); в случае, если в статьях разделов I, III, IV, V данного Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
порядка, устанавливаемого нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая требования к форме и содержанию данного сообщения. 11. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица - работодатели либо заказчики работ (услуг), которые привлекли к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного (муниципального) служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции". Граждане (физические лица) подлежат административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ в случае привлечения ими к трудовой деятельности на договорной основе иных физических лиц, являвшихся бывшими государственными (муниципальными) служащими. Например, к таким гражданам могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Исходя из примечания к статье 2.4 КоАП РФ лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 КоАП
Определение № 310-ЭС20-7287 от 19.08.2020 Верховного Суда РФ
правонарушение юридическое лицо. Согласно абзацу 4 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности. Кроме того, части 1 и 2 статьи 2.10 КоАП РФ дополнительно (специально) устанавливают, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, а если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть
Постановление № 11АП-14119/2014 от 29.06.2015 Верховного Суда РФ
части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» и разъяснениями, изложенными в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях», суды указали на то, что допущенное обществом в рассматриваемом случае бездействие не являлось административно наказуемым на основании действовавшего в то время законодательства. Кроме того, такое бездействие не подлежало административной ответственности и на момент его выявления административным органом, поскольку после введения в действие статьи 7.34 КоАП РФ (01.01.2013) нового срока исполнения хозяйствующими субъектами обязанности по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды или собственности не устанавливалось. При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований является правомерным. Изложенные в настоящей жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, с которой нет оснований не
Постановление № 228-АД20-1 от 21.07.2020 Верховного Суда РФ
приведенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение. Для привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ, правовое значение имеет факт передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного). Привлечение к административной ответственности за совершение данного правонарушения осуществляется на основе общих принципов законодательства об административных правонарушениях, в том числе презумпции невиновности. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1); лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2). Из материалов дела следует, что решением судьи Партизанского городского суда Приморского края от 12 декабря 2019 г. постановление мирового судьи судебного
Постановление № 37-АД20-1 от 18.12.2020 Верховного Суда РФ
значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Деяние члена единой комиссии по осуществлению закупок Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства» Коростелкиной Е.Ю., допустившей описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства, регулирующего организационные и правовые основы защиты конкуренции. Вопреки суждениям заявителя должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При этом из примечания к этой статье следует, что лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 указанного Кодекса,
Постановление № 71-АД21-1 от 01.02.2021 Верховного Суда РФ
удар кулаком в область правового предплечья несовершеннолетнему Г. в результате которого последний упал, после чего Деревянченко В.А. нанес удары ногами по голове и телу Г. причинив физическую боль, при отсутствии последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации. Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Деревянченко В.А. судья районного суда со ссылкой, в числе иного, на положения части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, установил, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении указанного лица не получили безусловного подтверждения факты: - нанесения им побоев или совершения иных насильственных действий, причинивших физическую боль, несовершеннолетнему Г. - наличия у Деревянченко В.А. умысла на избиение (в том числе ногами) несовершеннолетнего Г. - причинения несовершеннолетнему Г. имущественного вреда (отбирания у последнего мобильного зарядного устройства и выбрасывания его в снег,
Постановление № А56-50105/17 от 11.01.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
статьи. В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности, наличие события административного правонарушения и лицо, совершившее противоправное действие (бездействие). Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно части 2 указанной статьи в случае, если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу
Постановление № 13АП-27323/2022 от 18.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II этого Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. К административной ответственности могут быть привлечены: - физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; - должностные лица - лица на постоянной или временной основе либо в соответствии со специальными возложенными на них полномочиями осуществляющие полномочия представителей власти, наделенные в установленном действующим законодательством порядке распорядительными функциями в отношении лиц,
Постановление № А55-32736/2022 от 15.08.2023 АС Поволжского округа
Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336) предусмотрен запрет на проведение до конца 2022 года плановых проверок, а также внеплановых контрольных мероприятий, что свидетельствует о незаконности его привлечения к административной ответственности. Согласно положениям статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств (часть 1 статьи 1.4 КоАП РФ). Пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ) предусмотрено, что для целей данного Федерального закона производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях не относятся к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю. Таким образом, нормы
Постановление № 06АП-2726/2018 от 16.07.2018 АС Хабаровского края
в свою очередь свидетельствует об отсутствии в действиях Администрации состава административного правонарушения. Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы, со ссылкой на судебную арбитражную практику утверждает, в том числе о том, что: частью 1 статьи 1.4 КоАП РФ определено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом; юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств; законодатель выделил две категории субъектов, привлекаемых к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ – это должностные лица и юридические лица, примечаний к указанной статье о том, что юридические лица это только лишь специализированные организации, не содержится; назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо. На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба
Постановление № А51-1840/20 от 16.06.2020 АС Приморского края
Российской Федерации. Ссылка заявителя на то, что невозможность применения положения статьи 4.1.1. КоАП РФ к некоммерческой организации, не являющейся субъектом малого и среднего предпринимательства, ставит ее в неравное положение по отношению к другим субъектам общественных отношений, подлежит отклонению. В соответствии с частью 1 статьи 1.4 КоАП РФ, конкретизирующей применительно к ответственности за административные правонарушения положения статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом; физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Одновременно частью 3 этой же статьи в целях дифференциации административных наказаний и правил их применения к различным категориям (видам) юридических лиц, на возможность которой прямо обращалось внимание федерального законодателя в Постановлении Конституционного
Постановление № 4А-311/2016 от 01.07.2016 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора. При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности . Таким образом, вынесенное должностным лицом предписание является законным, выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица. Довод жалобы относительно того, что предприняты все необходимые меря для устранения выявленных нарушений, не является основанием для отмены состоявшихся решений. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, является неисполнение в установленный срок законного предписания, принятого уполномоченным органом. Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием. Судами установлено, что предписание органа надзора ввиду