ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Полномочия переводу земель запаса - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 44. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
годовых отчетов о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства, годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства) отдельных заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке; 19) планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, осуществления полномочий в области оборота земель сельскохозяйственного назначения, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель; 20) осуществления резервирования земель, изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации; 21) осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы; 22) осуществления регионального государственного
Апелляционное определение № 33-АПА19-8 от 15.05.2019 Верховного Суда РФ
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 35 Закона Ленинградской области от 27 октября 1994 г. № б-оз «Устав Ленинградской области» Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области. Статьей 3 Областного закона Ленинградской области от 22 июня 2005 г. № 51-оз «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области» перевод земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, находящихся в частной собственности или в муниципальной собственности, отнесен к полномочиям Правительства Ленинградской области. С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства суд первой инстанции правомерно признал,
Определение № 39-АПА19-3 от 18.07.2019 Верховного Суда РФ
дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее. В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопроса планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевод земель названной категории, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель. Судом установлено, что постановлением администрации Курской области от 13 ноября 2014 г. № 722-па по ходатайству ООО «АПХ «Колос», имеющей лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу песка на участке недр «Глушицкий 1» серия КРС № 80107 ТР от 28 августа 2014 г., осуществлен перевод земельного участка с кадастровым номером 46:13:030919:7, площадью 1817
Кассационное определение № 55-КАД21-2 от 23.06.2021 Верховного Суда РФ
статьи 8 ЗК РФ, подпункта 10 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель отнесен к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законом Республики Хакасия от 10 июня 2015 г. № 47-ЗРХ «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Хакасия в сфере земельных отношений» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия, земель или земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности, отнесен к полномочиям Правительства Республики Хакасия (пункт 1 статьи 3). Как следует из части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель
Постановление № А26-115/17 от 06.06.2017 АС Республики Карелия
земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: городских округов в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, осуществляются Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 25 ноября 2010 года № 274-П с последующими редакциями. Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и части 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, применительно к рассматриваемому случаю, перевод земельных участков из земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов допускается в случае, если целью такого перевода является создание на территории муниципального образования особо охраняемой
Постановление № 20АП-6834/14 от 17.12.2014 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
указанных в пунктах 1, 2 и 4 этой статьи (в них названы полномочия сельских, поселковых, городских, краевых, областных, автономных областей, автономных округов Советов народных депутатов в отношении подведомственных им земель). Согласно статье 96 Земельного кодекса РСФСР 1991 года к землям запаса относились все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. Таким образом, к землям запаса были отнесены земли, объединенные лишь одним критерием - их незакрепленностью за конкретным субъектом на вещном или обязательственном праве. Следовательно, при предоставлении компетентным Советом народных депутатов земельных участков заинтересованным лицам из земель запаса указанные земельные участки автоматически выбывали из данной категории земель в силу закона и переходили в иную категорию, определяемую исходя из основного целевого назначения предоставления участков (статьи 4, 5, 23, 96 Земельного кодекса РСФСР 1991 года). Никакой специальной процедуры перевода, составления актов о переводе земельных участков из земель запаса в другие категории земель действовавшее в 1991 году законодательство не предусматривало. Таким
Постановление № 20АП-372/06 от 11.01.2007 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
области» (утв. Постановлением администрации Смоленской области от 18.02.04 №75) не действовали, а значит, спорный земельный участок относился к землям, право государственной собственности на которые разграничено не было. При этом у муниципального органа имелось вещное право на спорные объекты, поскольку одно из правомочий собственника (владение, пользование, распоряжение), а именно распоряжение, было передано ему собственником земель. Кроме того, субъект Российской Федерации – Смоленская область, наделил муниципальный орган соответствующим полномочием согласно закону от 07.10.06. Как указывает Администрация муниципального района, перевод указанного земельного участка в земли запаса был вызван необходимостью его сохранения в балансе земель Вяземского района (в отчете о наличии земель и распределении по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям, утверждаемом руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Смоленской области (ныне Управление Роснедвижимости по Смоленской области), так как согласно форме строгой отчетности Роснедвижимости земли промышленности и иного специального назначения учитываются только при закреплении (использовании) этих земель за конкретными юридическими или физическими лицами.
Постановление № А41-19384/21 от 07.04.2022 АС Московского округа
совершили действия (бездействие). Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса). Судами установлено, что первоначально предоставление участков из земель лесного фонда осуществлялось в период действия Земельного кодекса РСФСР 1991 года и Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993. Земельный кодекс РСФСР 1991 года предусматривал подразделение земель в соответствии с их основным целевым назначением на семь категорий, включая земли запаса и земли лесного фонда (статья 4). Отнесение земель к конкретным категориям и перевод их из одной категории в другую производился в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с
Решение № 3А-20/2016 от 10.10.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)
в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления. Системный анализ этих положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочиями по разрешению вопросов перевода земель запаса (земельных участков в составе земель запаса), находящихся в собственности муниципальных образований, наделены органы местного самоуправления. Однако оспариваемое регулирование такой компетенцией наделяет орган исполнительной власти Сахалинской области, исключая возможность рассмотрения Министерством ходатайств граждан и юридических лиц о переводе в земли иных категорий земельных участков в составе земель запаса, только находящихся в собственности Российской Федерации, что противоречит вышеприведенным нормам федерального законодательства. При таких данных суд соглашается с доводами прокурора и считает административные исковые
Решение № 2А-811/18 от 18.09.2018 Череповецкого районного суда (Вологодская область)
в соответствии с п.20 ст.39.16 Земельного кодекса РФ является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. В настоящее время не утверждены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Югское Череповецкого района, полномочия по разработке и утверждении указанных правил с <дата> года переданы на уровень субъекта РФ. В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли запаса отнесены к отдельной категории земель. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель (пункт 1 статьи 103 ЗК РФ). Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев (пункт 2 статьи 103 ЗК РФ). Отношения, возникающие в связи с переводом земель из
Решение № 3А-220/2017 от 26.04.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)
государственной власти субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.4 ст. 94 ЗК РФ). Правительством Российской Федерации, Правительством Иркутской области данное полномочие не реализовано. Прокурором Иркутской области не указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены. Федеральным законом №172-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую, а также исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги. При рассмотрении ходатайства несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования не было. Согласно информации Службы архитектуры Иркутской области (служебная записка от 3 декабря 2012 года) на дату принятия постановления документы территориального планирования на территории Усольского районного муниципального образования приняты не были. Основания для отказа в переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов отсутствовали. Представитель заинтересованных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Управления Федеральной службы по