ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Положение о федеральном государственном пожарном надзоре - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № АПЛ20-88 от 04.06.2020 Верховного Суда РФ
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Продовольственная безопасность» ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сорокина И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах (далее - Положение), (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. № 762). Нормативный правовой акт размещен на «Официальном интернет- портале правовой информации» (лу\у\у.ргауо.§оу.ш) 10 июня 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 17 июня 2013 г., № 24. Пунктом 9 Положения предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от
Определение № 18АП-13513/18 от 10.06.2019 Верховного Суда РФ
обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суды, отказывая в удовлетворении заявления общества о признании частично недействительным предписания органа пожарного надзора об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из того, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом и соответствует требованиям действующего законодательства. Отказывая в удовлетворении требований, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Положением о Федеральном государственном пожарном надзоре , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, Сводом правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», пришли к выводу о том, что выявленное нарушение носит режимно-эксплуатационный характер и должно быть устранено обществом, поскольку дальнейшая эксплуатация объекта с
Определение № А47-16188/20 от 25.11.2021 Верховного Суда РФ
Оренбург. Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Кодекса, положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (вместе с « Положением о федеральном государственном пожарном надзоре »), Приказа Министерства по чрезвычайным ситуациям России от 05.05.2014 № 221 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (вместе с «СП 156.13130.2014. Свод правил станции автомобильные заправочные требования пожарной безопасности CAR REFUELING STATIONS. FIRE SAFETY REQUIREMENTS СП 156.13130.2014» (далее – СП 156.13130.2014), «НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (утвержденные приказом «Главного управления государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.03.1998 № 25) (далее
Определение № А76-9153/20 от 20.12.2021 Верховного Суда РФ
выявленные при проверке нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2020. Не согласившись с предписанием управления в части пункта 2, которым предписано устранить нарушение отделки стен бассейна, учреждение обратилось в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Положением о федеральном государственном пожарном надзоре , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, пришли к выводу о том, что предписание управления в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, с чем согласился суд округа. Судебные инстанции установили, что материал, примененный в зале плавательного бассейна для размещения на стене в целях закрытия окон, обладает характеристикой воспламеняемости материала, группой дымообразующей способности, не соответствующей характеристикам, установленным к классу пожарной опасности КМ0. Суды
Постановление № 03АП-4440/2014 от 16.09.2014 Третьего арбитражного апелляционного суда
находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Органами государственного пожарного надзора является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора. Подпунктом «в» пункта 2 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 (далее - Положение о Федеральном государственном пожарном надзоре ), установлено, что органами государственного пожарного надзора являются структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции). Согласно пункту 1 Положения о территориальном органе
Постановление № 17АП-7337/2015 от 07.07.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
надзора являются структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Перечень должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации (ст. 6). Гсударственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности (ст. 6 Федерального закона N 69-ФЗ, Положение о Федеральном государственном пожарном надзоре , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290). Таким образом, оспариваемое предписание принято должностным лицом органа госпожнадзора в пределах предоставленных полномочий. В судебном порядке оспаривается предписание в следующей части. Пункт 1 предписания: в жилом доме, подсобных помещениях (мастерская, комната отдыха, раздевалка) не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация, что является нарушением ч.4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон № 123-ФЗ), п. 4, п.6.2
Постановление № А82-14317/14 от 05.08.2015 АС Волго-Вятского округа
соответствии со статьями 37 и 38 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Федерального закона № 69-ФЗ, Положение о Федеральном государственном пожарном надзоре , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290). В статьях 17, 18 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Суды правильно указали, что предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно
Постановление № А67-9667/2022 от 12.09.2023 АС Западно-Сибирского округа
(ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований (часть 1); контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля (часть 4). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре (далее – Положение), в соответствии с пунктами 57, 58 которого возражение на предостережение подается в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предостережения; по результатам рассмотренной жалобы выносится мотивированное решение, которое должно содержать вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части. Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Постановление № А46-9728/2023 от 12.03.2024 АС Западно-Сибирского округа
(ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований (часть 1); контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля (часть 4). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре (далее – Положение), в соответствии с пунктами 57, 58 которого возражение на предостережение подается в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предостережения; по результатам рассмотренной жалобы выносится мотивированное решение. Обращаясь в суд с настоящим заявлением предприниматель указала, что ей в установленном порядке поданы возражения на оспариваемое предостережение, ответ на которые в нарушение требований пункта 58 указанного Положения ей не дан. В суде апелляционной инстанции представитель предпринимателя так же пояснил,
Решение № 12-217/20 от 30.10.2020 Нахимовского районного суда (город Севастополь)
города Севастополя ФИО2 ФИО12 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, должностное лицо указало, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 00 минут при проведении плановой выездной проверки в отношении Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя должностное лицо ФИО2 ФИО11 нарушил требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №200-ФЗ «Лесной кодекс Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « Положение о Федеральном государственном пожарном надзоре в лесах», а именно: 1. не осуществляется федеральный государственный пожарный надзор в лесах (п.11 ч.1 ст. 83, ст.97, 122 Лесного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ, абз. 2 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О пожарной безопасности», п. в п.3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Положение о Федеральном государственном пожарном надзоре в лесах»); 2. перечень уполномоченных на осуществление государственного надзора должностных лиц органов государственного надзора, не установлен высшим исполнительным
Решение № 7Р-998/17 от 14.12.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)
№ 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе федерального государственного пожарного надзора. Такие особенности установлены в ст.6.1 закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности, в соответствии с которым Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012г. № 290 утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре , в подп. «м» п.17 которого установлено о проведении проверки должностными лицами пожарного надзора в соответствии с положениями административного регламента. В п.74 Административного регламента МЧС России, утвержденного Приказом МЧС России 30 ноября 2016 года № 644 предусмотрено, что при осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений. При таких обстоятельствах, решение судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 20 сентября 2017 года по
Решение № 2А-2107/20 от 07.12.2020 Нахимовского районного суда (город Севастополь)
от 25.04.2012 Х 390 «О противопожарном режиме», п.п. 32, 39 приказа МЧС России от 12.12.2017 3 645, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ от 21.01.2008; - не осуществляется федеральный государственный пожарный надзор в лесах. Нарушен п. 11 ч. 1 ст. 83, ст. ст. 97, 122 Лесного кодекса РФ, абз. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 3 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пп. (в) п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 №476 « Положение о Федеральном государственном пожарном надзоре в лесах»; - перечень уполномоченных на осуществление государственного надзора должностных лиц органов государственного надзора, не установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ согласно п. 12 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, п. 7 постановления Правительства РФ от 05.06.2013 №476 «Положение о Федеральном государственном пожарном надзоре в лесах». Как следует из пояснений истца, Севприроднадзором были устранены нарушения, предусмотренные п.1 Предписания. Так, в начале 2020 года ряд государственных служащих Севприроднадзора направлены на обучение