ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 304-КГ18-16173 от 22.10.2018 Верховного Суда РФ
судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Рассматривая спор, суд округа, руководствуясь положениями статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», части 5 статьи 10 Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 454 (далее – Перечень № 454), Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (далее – Перечень № 492), согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что имеющаяся у общества лицензия является бессрочной и заявитель вправе осуществлять деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных
Определение № 13АП-25338/19 от 03.06.2020 Верховного Суда РФ
предусмотренный действующим законодательством. В лицензии не указан адрес эксплуатации опасного производственного объекта. По результатам проверки выдано предписание от 11.03.2019 № 62-1490-523/ПР, послужившее основание для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями. Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (далее – Перечень № 492), исходили из того, что в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Изменение законодательства является основанием для переоформления обществом имеющейся у него лицензии. Отменяя принятые судебные акты и удовлетворяя заявленные
Определение № А40-8542/20 от 10.02.2021 Верховного Суда РФ
Московская область, Клин, ул. Дурыманова, д. 16). По результатам проверки составлен акт и издан приказ от 17.10.2019 № 151-л, об отказе в предоставлении лицензии по причине несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям. Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствовались положениями статей 14, 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (далее – Положение № 492), Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 11.08.2015 № 305 (далее – Регламент), пришли к выводу о наличии у
Определение № А40-86214/20 от 13.09.2021 Верховного Суда РФ
материалах дела. При изучении доводов и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из судебных актов, административный орган провел в отношении общества проверку, в ходе которой установлено, что у общества отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на земельный участок по адресу: <...>, чем нарушены требования подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности». По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание от 15.01.2020 № 1/2.3 об устранении выявленных нарушений, несогласие с которым послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском. Суды, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного
Определение № А56-76614/20 от 30.09.2021 Верховного Суда РФ
объекта, что привело к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 9.1
Постановление № А12-11264/17 от 28.11.2017 АС Поволжского округа
статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и стал называться «эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности». Суд первой инстанции, проанализировав Федеральный закон от 04.03.2013 № 22-ФЗ, которым в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) внесены изменения, а также статьи 12, 18, части 4, 6.1 статьи 22 Закона № 99-ФЗ, статью 6 Закона № 116-ФЗ, Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492, отметил, что в связи с изменением законодательства установлено лицензирование такого вида деятельности как «эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» вместо ранее существовавшего вида деятельности «эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов», и у общества для продолжения осуществления лицензированного вида деятельности с 15.11.2014 возникла обязанность по переоформлению лицензии вне
Постановление № А21-1553/17 от 03.10.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия. Вместе с тем, с учетом внесенных изменений, пунктом 12 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ установлен лицензируемый вид деятельности как эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Следовательно, наименование лицензируемого вида деятельности изменилось, что является обстоятельством, установленным частью 6.1 статьи 22 Закона № 99-ФЗ, требующим переоформление такой лицензии. Кроме того, Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.2012 №454), которым был установлен исчерпывающий перечень работ составляющих лицензируемый вид деятельности, в том числе и работы, поименованные в лицензии № ВП-01-006840 от 20.04.2012, отменено на основании постановления Правительства РФ от 10.06.2013 №492, вводившее Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Данное положение имеет свой исчерпывающий перечень работ составляющих лицензируемый вид деятельности в том числе: Использование
Постановление № А66-5087/20 от 01.02.2022 АС Северо-Западного округа
вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями. Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (утратило силу с 01.01.2021; подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям). В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Учреждение осуществляет эксплуатацию ОПО, что подтверждается договорами от 09.01.2018 № 57/81 и от 01.01.2019 № 57/81 на техническое обслуживание и ремонт газопроводов, газового оборудования и сооружений электрохимзащиты, договором на поставку газа от 21.12.2017
Постановление № А65-33659/2017 от 24.07.2018 АС Поволжского округа
не возникло обязанности по ее переоформлению в связи со вступлением в силу части 6.1 указанной статьи. Кроме того, как обоснованно указали суды, объединение с 01.07.2013 деятельности на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и деятельности на эксплуатацию химически опасных производственных объектов в один лицензируемый вид деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, не повлекло обязанности переоформить ранее выданную обществу лицензию. Так, с 01.07.2013 вступило в силу Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492, которое в перечне выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, содержит такие же работы, как и указанные в лицензии АО «Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов», а именно: использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах; хранение воспламеняющихся,
Постановление № 03АП-6198/2023 от 14.12.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда
ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1661 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, в соответствии с пунктом 5 которого одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности является обеспечение проведения подготовки и аттестации в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих деятельность на объектах, в соответствии со статьями 9 и 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (подпункт «е»). Приведенные нормативные положения, возлагающие на руководителя организации,
Решение № 21-169 от 08.07.2014 Тверского областного суда (Тверская область)
- не определена организация взаимодействия сил и средств; 2.5 - состав и дислокацию сил и средств; 2.6 - порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности и т.д., чем нарушены: - статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов; пункта 5 подпункта п) « Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 года № 492; Подпункты а) б) в) г) д) пункта 10 «Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектов», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 730; - план локализации и ликвидации аварий в газовом хозяйстве <данные изъяты> не согласован с аварийно- спасательным формированием <данные изъяты>, чем нарушены: