ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Положение об осуществлении государственного строительного надзора - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А53-17001/19 от 26.02.2021 Верховного Суда РФ
положениями пункта 2 статьи 49, статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 15 статьи 1 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 926 «О внесении изменений в положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), утвержденным приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129, пришли к выводу об отсутствии у административного органа оснований для вынесения оспариваемых предписаний. Суды исходили из того, что спорный
Апелляционное определение № АПЛ19-349 от 08.10.2019 Верховного Суда РФ
Суда Российской Федерации от 1 июля 2019 г., которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации ФИО3, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 13 февраля 2006 г. № 7. Положение устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации (пункт 1 Положения). Подпунктом «а» пункта 4 Положения предусмотрено, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов
Определение № А40-296263/19 от 03.03.2021 Верховного Суда РФ
по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции не вышел за пределы своих полномочий, указав, что решение суда и постановление суда апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, суд признал преждевременным вывод судов о незаконности предписания Комитета. Суд кассационной инстанции указал, что судебные актыприняты без учета части 1.1. статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требований подпункта «в» пункта 1 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 926, действующего на момент проверки и выдачи спорного предписания. Учитывая то, что суд кассационной инстанции решение по существу спора не принимал, при новом рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель в соответствии со статьей 41 Кодекса имеет право приводить свои доводы по всем возникающим
Определение № 13АП-8625/20 от 24.09.2020 Верховного Суда РФ
6 статьи 19.5 КоАП РФ, и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении управления к административной ответственности. Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях управления элементов состава вмененного административного правонарушения, с чем согласился суд округа. Доказательств того, что управлением были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, судами не установлено. При этом судами также не установлено обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения
Определение № 21АП-4338/19 от 12.10.2020 Верховного Суда РФ
6 статьи 19.5 КоАП РФ, и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности. Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества элементов состава вмененного административного правонарушения, с чем согласился суд округа. Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, судами не установлено. При этом судами также не установлено обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения
Постановление № А75-3692/2011 от 06.03.2012 АС Западно-Сибирского округа
РФ). Считая названные отказы уполномоченного органа не соответствующими закону, ОАО НК «Роснефть» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что обществом не были соблюдены нормы градостроительного законодательства Российской Федерации при осуществлении строительства объекта капитального строительства. Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству. В соответствии с частью 8 статьи 54 ГрК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее – Положение № 54). Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации (пункт 3 Положения № 54). Согласно пункту 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ, подпункту «а» пункта 4 Положения № 54 (в редакциях, действовавших в спорный период)
Постановление № 17АП-19665/17-АК от 30.01.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что суд первой инстанции не установил законность предписания, неисполнение которого вменено обществу; считает, что при вынесении решения суд применил закон, не подлежащий применению, в частности, Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54, и не учел, что проектная документация по объекту «Реконструкция б/о под УПЦ» на основании ч. 4.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ не подлежит государственной экспертизе; также апеллянт ссылается на недоказанность материалами дела вины общества в совершении правонарушения и наличие обстоятельств, не позволивших выполнить предписание в установленные административным органом сроки; кроме того, заявитель жалобы полагает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным
Постановление № А49-10529/2017 от 15.03.2018 АС Поволжского округа
решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Пунктом 8 данной нормы предусмотрено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации. Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (далее – Положение № 54). Пунктом 16 Положения № 54 предусмотрено после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства проведение органом государственного строительного надзора проверки (итоговой), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. При этом в пункте 17 Положения № 54 установлено, что орган государственного
Постановление № 17АП-241/2018-АК от 28.02.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что суд первой инстанции не установил законность предписания, неисполнение которого вменено обществу; считает, что при вынесении решения суд применил закон, не подлежащий применению, в частности, Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54, и не учел, что проектная документация по объекту "Реконструкция б/о под УПЦ" на основании ч. 4.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ не подлежит государственной экспертизе; также ссылается на недоказанность материалами дела вины общества в совершении правонарушения и наличие обстоятельств, не позволивших выполнить предписание в установленные административным органом сроки; кроме того, заявитель жалобы полагает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным и
Постановление № 16-3155/20 от 17.09.2020 Третьего кассационного суда общей юрисдикции
документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса; реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 названного Кодекса. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации. Согласно пункту 4 Положения предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 этой статьи, является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации. Пункт 8 Положения устанавливает период осуществления государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства при их строительстве, реконструкции или капитальном ремонте. Пункт 24 Положения определяет полномочия
Решение № 11-1209/18 от 30.10.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)
которого получение разрешения на строительство не требуется, предусмотрено строительство на садовом участке жилого дома. При этом, под жилым домом понимается индивидуальное жилое здание, а не многоквартирный дом. Поскольку вступившим в законную силу решением районного суда установлено, что возведенное ФИО1 строение является многоквартирным жилым домом, положения указанной правовой нормы к данным обстоятельствам не применимы. Доводы жалобы о том, что административный орган не вправе осуществлять строительный надзор в отношении физических лиц со ссылкой на Положение об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006г. №54 «О государственном строительном надзоре в РФ» судом отклоняются, поскольку указанным Положением в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении строительного надзора, организации и проведении проверок предусмотрено применение положений ФЗ №294. Порядок осуществления государственного строительного надзора, включая порядок организации и проведения проверок в отношении физических лиц с учетом требований п.8 ст. 54 Градостроительного Кодекса РФ, установлен Правительством РФ, утвердившим Положение об осуществлении государственного
Решение № 11-1210/18 от 30.10.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)
которого получение разрешения на строительство не требуется, предусмотрено строительство на садовом участке жилого дома. При этом, под жилым домом понимается индивидуальное жилое здание, а не многоквартирный дом. Поскольку вступившим в законную силу решением районного суда установлено, что возведенное ФИО1 строение является многоквартирным жилым домом, положения указанной правовой нормы к данным обстоятельствам не применимы. Доводы жалобы о том, что административный орган не вправе осуществлять строительный надзор в отношении физических лиц со ссылкой на Положение об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006г. №54 «О государственном строительном надзоре в РФ» судом отклоняются, поскольку указанным Положением в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении строительного надзора, организации и проведении проверок предусмотрено применение положений ФЗ №294. Порядок осуществления государственного строительного надзора, включая порядок организации и проведения проверок в отношении физических лиц с учетом требований п.8 ст. 54 Градостроительного Кодекса РФ, установлен Правительством РФ, утвердившим Положение об осуществлении государственного
Решение № 71-185/2017 от 18.04.2017 Свердловского областного суда (Свердловская область)
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок, могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе и при осуществлении государственного строительного надзора. Согласно части 8 статьи 54 ГрК РФ порядок осуществления строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации. На основании указанного постановления приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 утвержден Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006) (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 9 указанного Порядка перед началом проверки, но не позднее чем за 3 рабочих дня до ее проведения, должностное лицо