МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 1 марта 2011 г. N 4391-КК/08 Министерством регионального развития Российской Федерации письмом от 06.12.2010 N 41099-КК/08 уточнен порядок применения понижающихкоэффициентов к нормативам накладных расходов и сметнойприбыли в строительстве при определении с 01.01.2011 сметной стоимости строительно-монтажных работ в текущем уровне цен. Введение в действие указанных коэффициентов было вызвано, в первую очередь, изменением структуры прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, связанной с увеличением доли оплаты труда рабочих в текущем уровне цен, что привело к увеличению сметной величины накладных расходов и сметной прибыли, так как в качестве базы исчисления накладных расходов и сметной прибыли приняты
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 20 сентября 2011 г. N 21482-08/ДБ-ОГ Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрено обращение от 23.08.2011 и сообщается следующее. Порядок применения понижающихкоэффициентов к нормативам накладных расходов и сметнойприбыли , сообщенный письмом Минрегиона России от 06.12.2010 N 41099-КК/08 (в редакции писем Минрегиона России от 21.02.2011 N 3757-КК/08 и от 29.04.2011 N 10753-ВТ/11), распространяется на объекты, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. По объектам, финансируемым без привлечения средств федерального бюджета, размер указанных коэффициентов может устанавливаться главным распорядителем средств соответствующего бюджета. И.о. директора Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Д.В.БЕЛЯЕВ ------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 7 июля 2011 г. N 14980-08/ИП-ОГ Министерством регионального развития Российской Федерации сообщается следующее. Порядок применения понижающихкоэффициентов к нормативам накладных расходов и сметнойприбыли в строительстве при определении с 01.01.2011 сметной стоимости строительно-монтажных работ в текущем уровне цен уточнен письмом Минрегиона России от 21.02.2011 N 3757-КК/08. При этом необходимо учитывать, что понижающие коэффициенты к нормативам накладных расходов и сметной прибыли не применяются в сметной документации, составленной в базисном уровне цен. Директор Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики И.В.ПОНОМАРЕВ ------------------------------------------------------------------
текущем уровне цен было вызвано изменением структуры затрат в сметной стоимости работ, связанных с увеличением доли оплаты труда рабочих в текущем уровне цен по сравнению с базисным уровнем, учтенным в сметно-нормативной базе 2001 года. В связи с тем, что в качестве базы исчисления накладных расходов и сметной прибыли приняты сметные затраты по оплате труда рабочих, соответственно увеличилась доля величины накладных расходов и сметной прибыли в структуре сметной стоимости. Порядок применения понижающихкоэффициентов к нормативам накладных расходов и сметнойприбыли в строительстве при определении с 01.01.2011 сметной стоимости строительно-монтажных работ в текущем уровне цен уточнен письмом Минрегиона России от 21.02.2011 N 3757-КК/08. Взаиморасчеты за выполненные расчеты осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом, в пределах твердой договорной цены. Согласно письму Минрегиона России от 02.03.2011 N 4511-КК/08 индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рекомендуемые к применению в I квартале 2011 года разработаны с учетом положений письма Минрегиона России от 06.12.2010 N
95 копеек. Кроме того, дополнительными соглашениями № 7, 9, 10, 12, 13, 14 утверждены локальные сметные расчеты для выполнения работ по договору с применением понижающегокоэффициента в размере от 0,63 до 0,82. Общество «Уралстройсервис» 25.04.2018 направило в адрес общества «ПО «Стрела» проект дополнительного соглашения с предложением увеличить стоимость выполняемых работ по договору до рыночной - 1 936 545 339 рублей 82 копейки; ответ на который не получен, дополнительное соглашение подписано не было. Прокуратурой проведена проверка по вопросу соблюдения обществом «ПО «Стрела»требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», по результатам которой нарушений требований названного Закона не выявлено. В целях проведения проверки сметной документации, определения правильности применения сметных нормативов и стоимости материальных ресурсов и оборудования в локальных сметных расчетах, составленных обществом «Уралстройсервис», назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено комиссии экспертов автономной некоммерческой организации «Центр судебных экспертиз», по результатам которой представлено экспертное заключение
об отказе в удовлетворении исковых требований. Общество ссылается на то, что акты выполненных работ по форме КС-2 составлены в соответствии со сметной документацией, предоставленной и изготовленной заказчиком. Кроме того, выполненный ответчиком объем работ истец принял без замечаний, о чем свидетельствует акт формы КС-2 о приемке выполненных работ и справка формы КС-3 об их стоимости и затратах, в связи с чем, оснований для обращения комитета в суд не имеется. Неприменение при составлении сметы понижающих коэффициентов, нормативов сметной прибыли , методических указаний по определению величины накладных расходов не является основанием для уменьшения твердой цены по заключенному контракту. Определением суда от 22.10.2021 апелляционная жалоба принята к производству апелляционного суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 15.11.2021. Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе «Картотека арбитражных дел» и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального
исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Учитывая, что факт нарушения ответчиком договорных обязательств за спорный период не подтвержден материалами дела, применение меры обеспечения исполнения обязательства в виде пени является необоснованным и удовлетворению не подлежит. С учетом изложенного, в удовлетворении иска следует отказать. Суд отклоняет довод истца о том, что согласно пункту 4 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик не вправе требовать уменьшения твердой договорной цены. Неприменение при составлении сметы понижающих коэффициентов, нормативов сметной прибыли , методических указаний по определению величины накладных расходов – не является основанием для уменьшения твердой цены по заключенному контракту. Поскольку сметы подписаны заказчиком и подрядчиком, цена работ является конкретизированной и согласованной сторонами, соответствует фактически выполненным работам, указанное исключает возможность перерасчета, а возникшая разница фактически представляет собой экономию подрядчика. Перерасчет возможен только посредством заключения сторонами дополнительного соглашения. Риск допущения ошибки в смете лежит на заказчике. Представленный истцом акт о приемке выполненных работ (форма
лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2015 № 304-ЭС15-3471). Поскольку установлен победитель торгов (предприниматель), который освобожден от уплаты НДС, то контракт и локальный сметный расчет утверждены в части цены контракта без вычета из нее НДС. Ссылки Управления на письмо Минрегиона России от 01.03.2011 № 4391-КК/08 «О применении понижающихкоэффициентов к нормативам накладных расходов и сметнойприбыли в строительстве» правомерно отклонены судом. Фактически из данного письма следует, что применение понижающих коэффициентов осуществляется при определении сметной стоимости строительных работ, то есть – формирования условия о цене контракта, но не при его исполнении. Этот же вывод следует из положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закона о контрактной системе). Статья
составляющим прямых затрат по сборникам единичных расценок к базе 2001 года (ред. 2009г. изм.2). Накладные расходы определены от ФОТ в размере 68 % (с учетом понижающих коэффициентов на ремонт) согласно МДС 81-34.2004 и письмам Министерства регионального развития РФ № 41099-КК/08 от 06.12.2010, № 3757-КК/08 от 21.02.2011, № 6056-ИП/08 от 17.03.2011. Нормы сметной прибыли приняты от ФОТ в размере 45 % (с учетом понижающихкоэффициентов на ремонт) по МДС 81-25.2001, письму Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18.11.2004 № АП-5536/06 «О порядке применения нормативовсметнойприбыли в строительстве» и письма Министерства регионального развития РФ № 41099-КК/08 от 06.12.2010, № 3757-КК/08 от 21.02.2011, № 6065-ИП/08 от 17.03.2011. В сметном расчете учтены коэффициенты 1,15 к нормам затрат труда 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин используемые при выполнении работ аналогичных технологическим процессам в новом строительстве, стоимость которых определена по соответствующим сборникам ТЕР, кроме сборника № 46. По итогам к стоимости
содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах» не согласившись с решением суда в части взыскания суммы ущерба – 115981,44 руб. и расходов на оплату услуг представителя – 40000 руб., просит его в данной части изменить, ссылаясь на то, что локально-сметные расчеты выполнены по образцу капитального ремонта, хотя указанные работы относятся к текущему косметическому ремонту. Налог на добавленную стоимость 18 процентов применен неверно, должна быть применена упрощенная система налогообложения и понижающиекоэффициенты к нормативам накладных расходов и сметнойприбыли . Считает расходы на оплату услуг представителя чрезмерно завышены. Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило. ФИО3 в заседание судебной коллегии не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица. Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе
применяемого при определению величины накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен, в целях соблюдения единого методологического подхода по применению указанных нормативов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства в текущем уровне цен с 1 января 2011 года к нормативам накладных расходов и сметной прибыли применяются понижающие коэффициенты: 0,85 - к нормативам накладных расходов; 0,8 - к нормативам сметной прибыли. На территории Кемеровской области понижающиекоэффициенты к нормативам накладных расходов и сметнойприбыли введены с 1 января 2011 года письмом Администрации Кемеровской области от 6 апреля 2011 года № 12-366. Таким образом, экспертом ошибочно не применены указанные понижающие коэффициенты, что привело к необоснованному завышению сметной стоимости. Экспертом в сметном расчете ошибочно применены коэффициенты 1,25 и 1,15. Начисления в виде коэффициентов 1,15 к нормам затрат труда и 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин необходимо исключить, поскольку при определении стоимости ремонтных работ с использованием
необходимой квалификацией и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы эксперта обоснованны, подтверждены фотоматериалами и расчетами. Вместе с тем, заслуживают внимания доводы иска об отсутствии оснований для применения понижающего коэффициента на сметные расходы, необходимости увеличения предусмотренных заключением судебной экспертизой расходов на стоимость антисептической обработки потолков в коридоре и комнате 27,2 кв.м., замены дверного блока в спальной комнате. Письмо Минрегиона России от 17.03.2011 № 6056/ИП-08, которым рекомендовано применение понижающихкоэффициентов к нормативам накладных расходов и сметнойприбыли , отозвано письмом Минрегиона России от 26.11.2012 № 29630-ВК/19. Письмом Госстроя от 27.11.2012 N 2536-ИП/12/ГС понижающие колэффициенты вновь рекомендованы к применению, однако письмом Минюста России от 27.04.2018 N 01/57049-ЮЛ указанное письмо Минстроя России признано не подлежащим применению как не соответствующего требованиям к нормативным правовым актам. Как следует из письма Минстроя России от 13.07.2018 № 31009-ОГ/09, сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр
от ДД.ММ.ГГГГ № Согласно Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 ноября 2012 г. №2536-ИП/12/ГС " при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, ремонта и технического перевооружения объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, на основании нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен применяется понижающийкоэффициент - 0,85, к нормативамсметнойприбыли в текущем уровне цен - коэффициент 0,8. Указанные коэффициенты не распространяются на работы по строительству мостов, тоннелей, метрополитенов, атомных станций, объектов по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами." Согласно размещенному на сайте Минстроя России <данные изъяты> Федеральному реестру сметных нормативов (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) указано, что письмо Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ № признано с ДД.ММ.ГГГГ не подлежащим применению в соответствии с письмом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №. С учетом изложенного
и вывоз мусора, учтены в позициях расчета (например, демонтаж натяжных потолков, разборка облицовки стен, разборка покрытий полов и др.) - соответствуют справочнику Федеральных единичных расценок, таким образом, расчеты эксперта произведены верно, без уменьшения объема работ. Также судебная коллегия находит, что эксперт верно применил понижающиекоэффициенты 0,8 и 0,85 при выполнении сметного расчета. Согласно Протоколу Совещания комиссии по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве на территории <адрес> Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу № принято, что при определении сметной стоимости ремонтных работ в жилых и общественных зданиях нормативы накладных расходов по видам работ следует применять с коэффициентом 0,9, а нормативы сметнойприбыли с коэффициентом 0,85. Коэффициенты к нормативам сметной прибыли применяются одновременно с коэффициентом 0,8. Поскольку перед экспертом был поставлен вопрос об определении стоимости работ, необходимых для устранения выявленных недостатков строительно-технического и строительно-монтажного характера в ценах, сложившихся на рынке строительно-ремонтных работ в <адрес>, то эксперт