ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Понятие бытовые нужды - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минрегиона РФ от 18.06.2009 N 18629-СК/14 <О разъяснении по вопросу ответственности за обслуживание внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме>
копии вышеуказанного договора. В соответствии с подпунктом "и" пункта 8 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан оферта на заключение договора на поставку газа для коммунально-бытовых нужд граждан должна содержать сведения о реквизитах акта об определении границ раздела собственности. При этом сам акт должен быть приложен к оферте в силу подпункта "м" пункта 9 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. На настоящий момент, понятие, форма и порядок составления акта не утверждены. Согласно пункту 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан под "поставкой газа" понимается выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке (границы раздела собственности). Пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан дано понятие "внутридомового газового оборудование", которое включает
Письмо Минрегиона РФ от 18.06.2009 N 18624-СК/14 <О разъяснениях по вопросам отношений, регулируемых Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и понятия "абонент">
Федерации в связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, потребителей и поставщиков газа, в целях формирования единообразной практики применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 (далее - Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан), направляет разъяснения по вопросам отношений, регулируемых Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и понятия "абонент". Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, согласно абзацу 1 пункта 1, регулируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него. Абзацем вторым пункта 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан установлен перечень отношений, на которые действие Правил не
Решение Верховного Суда РФ от 13.01.2014 N АКПИ13-1202 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3 раздела I Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549>
марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Раздел I данных Правил устанавливает общие положения и не содержит норм, регулирующих порядок и условия заключения договора, которые сосредоточены в разделе II. В пункте 3 Правил от 21 июня 2008 г. N 549 дается определение тех понятий, которые используются в этих Правилах при регулировании соответствующих отношений. Приведенное в абзаце девятом названного пункта определение понятия "домовладение" само по себе не затрагивает право граждан на заключение с соблюдением установленных порядка и условий договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и, вопреки утверждению заявителя, не противоречит статьям 2, 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", поскольку не препятствует гражданам вести личное подсобное хозяйство в целях удовлетворения личных потребностей на предоставленном и (или) приобретенном для этого земельном участке. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 названного Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок)
Глава 3. ЧЛЕНСТВО В ТОВАРИЩЕСТВЕ
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей; 2) садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд , связанных с их временным пребыванием в таком здании; 3) хозяйственные постройки - сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд; 4) огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами
Апелляционное определение № 78-АПА19-20 от 13.09.2019 Верховного Суда РФ
то, что данный классификатор подлежит применению и при установлении налога на имущество организаций, предусмотренного главой 30 НК РФ, в Налоговом кодексе не содержится. При таких обстоятельствах применение судом вышеуказанного классификатора в данном случае неправомерно. Действительно Глава 30 НК РФ не содержит определения понятия «объект бытового обслуживания». Вместе с тем, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы,
Постановление № 03АП-883/2015 от 02.03.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
не поставляет газ для собственников жилья в многоквартирных домах на основе заключенных договоров по поставке газа для бытовых нужд населению; у заявителя не имеется инженерных сетей для поставки газа в многоквартирные дома, не принимаются апелляционной коллегией как не имеющие правового значения, поскольку действующее законодательство не ограничивает сферу применения газа для бытовых нужд только в многоквартирных домах, имеющих соответствующие инженерные сети. Кроме того, исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332, понятие «бытовые нужды » по своему смысловому значению не ограничивается понятием «коммунальные услуги», т.е. указанные понятия не являются синонимами. При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что административным органом доказан факт реализации сниженного газа для бытовых нужд населения, следовательно, доказано наличие в действиях ИП Полежаева А.Г. признаков объективной стороны вменяемого правонарушения. В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении
Решение № А29-17436/19 от 23.11.2020 АС Республики Коми
выставленные Предпринимателю-2 обществом с ограниченной ответственностью Торговая компания «Меркурий» (Общество), доказательством обратного не являются (соответствующими услугами работники Предпринимателя-1 не пользовались). Право на удержание Предпринимателем-2 суммы штрафа за неисправность прибора GPSне предусмотрено в агентском договоре. Кроме того, данное нарушение имело место в марте 2019 года, однако стало известно принципалу лишь в ноябре 2019 года, в связи с чем у последнего отсутствовала возможность своевременно оспорить акты проверки. Представитель ответчика в устном выступлении пояснил, что в понятие «бытовые нужды сотрудников» входило, в первую очередь, обеспечение проживания и питания — именно эти услуги и оказывало Общество, которое должно быть привлечено к участию в деле третьим лицом. Представитель также пояснил, что спорный объект, где жили и работали люди, располагается в тундре, единственным источником энергии служили дизельные электростанции. На основании определения от 02.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне Предпринимателя-2 привлечено обществос ограниченной ответственностью
Определение № А29-17436/19 от 02.06.2020 АС Республики Коми
с ограниченной ответственностью Торговая компания «Меркурий» (Общество), доказательством обратного не являются (соответствующими услугами работники Предпринимателя-1 не пользовались). Право на удержание Предпринимателем-2 суммы штрафа за неисправность прибора GPS не предусмотрено в агентском договоре. Кроме того, данное нарушение имело место в марте 2019 года, однако стало известно принципалу лишь в ноябре 2019 года, в связи с чем у последнего отсутствовала возможность своевременно оспорить акты поверки. Предприниматель-1 не обеспечил явку представителя. Представитель Предпринимателя-2 пояснил, что в понятие «бытовые нужды сотрудников» входило, в первую очередь, обеспечение проживания и питания — именно эти услуги и оказывало Общество, которое должно быть привлечено к участию в деле третьим лицом. Представитель также пояснил, что спорный объект, где жили и работали люди, располагается в тундре, единственным источником энергии служат дизельные электростанции, которые нуждаются в топливе и обслуживающем персонале («дизелистах»). Признав дело подготовленным к рассмотрению, суд завершил предварительное заседание и перешел к судебному разбирательству на основании части 4 статьи
Постановление № А35-2527/2021 от 07.06.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
обоснование наличия в действиях общества состава административного правонарушения сводятся к тому, что добыча подземных вод осуществляется ООО КБ « Рунда» при осуществлении предпринимательской деятельности, в отсутствии лицензии. В качестве обоснования факта добычи Обществом подземных вод из водозаборной скважины в целях предпринимательской деятельности Комитет в апелляционной жалобе ссылается осуществление обществом производственной деятельности на земельном участке в отсутствие заключенного договора на водоснабжение, использование скважины для мытья рук и использование в туалетной комнате, что не отвечает понятию «бытовые нужды , не связанные в осуществлением предпринимательской деятельности». Кроме того, по мнению административного органа, ответ ООО «КБ Рунда» о том, что 20.09.2020 им был заключен договор на выполнение услуг по подготовке, согласованию и предоставлению в контролирующие органы документов для получения лицензии на право пользования недрами (добыча технической воды), также свидетельствует о наличии состава административного правонарушения. Судом первой инстанции установлено, что ООО "КБ Рунда", являясь субъектом предпринимательской деятельности, осуществляет коммерческую деятельность по основному виду деятельности
Постановление № 13АП-44003/2021 от 24.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах. Так, в соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, по смыслу Правил № 162 в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами. Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к категории коммунально-бытовых потребителей. Обращаю внимание суда на то, что отнесение к категории коммунально-бытовых потребителей (либо приравненных к ним) любого участника рынка газа в отношении той части газа, которая используется в конечном счете на коммунально-бытовые нужды , законодательством в области газоснабжения не предусмотрено. Согласно п. 17 Правил № 162 обязанность по своевременному предоставлению поставщику документального подтверждения предусмотренных настоящим пунктом оснований для неприменения коэффициентов к стоимости соответствующих объемов газа и его транспортировки
Решение № 7Р-370/2015 от 07.05.2015 Красноярского краевого суда (Красноярский край)
Красноярского края, в середине августа 2014 года он на АЗГС, расположенной <адрес> приобрел баллон с газом для бытовых нужд за 340 рублей. Достаточных оснований полагать показания свидетеля заведомо ложными не усматривается. При расчетах с населением, приобретающим сжиженный газ в целях удовлетворения бытовых нужд, подлежат применению цены, установленные регулирующим органом. Следует учитывать, что законодательство не ограничивает сферу применения газа для бытовых нужд понятием «коммунальных услуг». Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332, понятие «бытовые нужды » по своему содержанию не тождественно понятию «коммунальные услуги». В этой связи ссылка Малашенок В.Д. на то, что коммунальные услуги ООО «Канскгаз» не оказываются, оно не является жилищно-эксплуатационной организацией, не поставляет газ собственникам жилых помещений по договорам, не имеют определяющего правового значения и не являются основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении и решения суда. Малашенок В.Д. являясь с 25 февраля 2014 года директором ООО «Канскгаз», в силу занимаемой должности обязан
Решение № 3А-91/2021 от 08.02.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
деятельности. Ссылок на то, что данный классификатор подлежит применению и при установлении налога на имущество организаций, предусмотренного главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, в Налоговом кодексе не содержится. Глава 30 Налогового Кодекса Российской Федерации не содержит термина бытовые услуги, использует понятие "объект бытового обслуживания", не раскрывая его содержания. Вместе с тем, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Потребителем в соответствии с абзацем третьи преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий