ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок изменения территориальной зоны - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 36-АПА19-4 от 16.05.2019 Верховного Суда РФ
номером <...> указано на невозможность получения разрешения на строительство до устранения факта нахождения этого земельного участка в двух территориальных зонах. При таких обстоятельствах ФИО1 как лицо, в отношении которого был применен оспариваемый нормативный правовой акт, в соответствии со статьей 208 КАС РФ вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании этого нормативного правового акта не действующим полностью или в части. Предусмотренный статьей 33 ГрК РФ порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, в том числе на основании поступления предложений об изменении границ территориальных зон , не исключает права владельцев земельных участков на оспаривание соответствующих положений правил землепользования и застройки в части территориального зонирования и не является обязательным досудебным порядком урегулирования административного спора. Доводы апелляционной жалобы о том, что Правила землепользования и застройки отображают границы территориальных зон и не устанавливают отнесение каждого конкретного земельного участка к той или иной территориальной зоне, подлежат отклонению, так как посредством установления границ территориальных зон
Определение № А55-15811/16 от 15.04.2021 Верховного Суда РФ
в другую» перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельного кодекса и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Среди основных принципов законодательства о градостроительной деятельности названы обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, а также осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (статья 2 Градостроительного кодекса). Установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется путем утверждения или изменения в установленном законодательством порядке генерального плана поселения, городского округа – документов территориального планирования муниципальных образований (статьи 9, 18, 23, 24, 25 Градостроительного кодекса). Вместе с тем утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 Градостроительного кодекса). Согласно части 1 статьи 26
Апелляционное определение № 9-АПА19-1 от 20.03.2019 Верховного Суда РФ
застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 ГрК РФ, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьей 33 Кодекса. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ). Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки предусматривает ряд последовательных действий, включающих, в частности, принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки, опубликование сообщения о принятии такого решения, проверку проекта на соответствие требованиям технических регламентов и документов территориального планирования, проведение публичных слушаний в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 51 и 28 ГрК РФ и частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ. Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав вопрос
Постановление № А33-19034/19 от 18.01.2022 АС Восточно-Сибирского округа
жалобами, в которых просили их отменить, принять новый судебный акт. В кассационной жалобе департамент приводит доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, неправильном применении норм материального права. У судов отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Выводы судов о добросовестном поведении арендатора не соответствуют действительности, в частности, общество имело возможность обжаловать нормативно–правовые акты территориального планирования, а также требовать в установленном законом порядке изменения территориальных зон и переноса красных линий в границах арендуемых земельных участков. Суды не учли, что истец обратился за разрешениями на строительство по истечении установленного годичного срока, в течение которого он мог получить разрешения на строительство и осуществить в дальнейшем строительство объектов на арендованных земельных участках. Кроме того, поведение истца, получившего в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700217:426 после вступления в силу указанных ограничений, не может быть признано добросовестным. Суды неправомерно не применили исковую давность.
Постановление № А67-1618/14 от 10.02.2015 АС Западно-Сибирского округа
ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса. Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Именно в рамках институтов функционального и территориального зонирования, установленных ГрК РФ, определяется правовой режим и разрешенное использование земельных участков. Поскольку функциональное и территориальное зонирование отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, решение ими вопросов по установлению и изменению функциональных и территориальных зон само по себе не является нарушением прав собственников земельных участков, в отношении которых устанавливается (изменяется) правовой режим, а является лишь необходимым элементом установления содержания и нормативных пределов данного права. Как указано в пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), правообладатели земельных участков не обладают
Постановление № А27-8968/14 от 17.02.2015 АС Западно-Сибирского округа
не противоречащим закону. Данный вывод судов согласуется с правоприменительной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 № 727/13). Утверждение заявителя о неприменении судами подлежащей применению статьи 8 Закона 59-ФЗ не принимается во внимание, так как установленный названным Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Кроме того, критерии, предусмотренные частью 1 статьи 34 ГрК РФ, с учетом которых устанавливаются границы территориальных зон, предполагают учет интересов не только инициатора изменений границ территориальных зон , но и интересов иных землепользователей и в целом муниципального образования. В обоснование отказа обществу в предварительном согласовании места размещения объекта администрация в письме от 03.04.2014 № 47/204 сослалась и на такое обстоятельство, препятствующее в совершении действий по выбору земельного участка, как нахождение в 1000-метровой зоне от испрашиваемого заявителем участка существующей жилой застройки. Нахождение жилой застройки в
Постановление № 17АП-5939/2015 от 17.06.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
земельного участка предусмотрена под озелененные территории интенсивного общественного использования. Изменение градостроительного зонирования территории, в части изменения территориальной зоны Р-1 и установления границ земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:81208 территориальной зоны ПК-3, будет противоречить функциональному зонированию, установленному Генеральным планом развития городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» не период до 2025 года. Таким образом, Администрация в порядке ст. 65 АПК РФ доказала, что изменение градостроительного зонирования противоречит функциональному зонированию, установленному Генеральным планом развития городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург», в связи с чем соответствующий довод предпринимателя подлежит отклонению. Кроме того, заявитель просит изменить территориальную зону лишь части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:81208. Изменение территориальной зоны части указанного участка приведет к тому, что земельный участок будет находиться одновременно в двух территориальных зонах (Р-1 и ПК-3), что, в свою очередь, противоречит ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, которая устанавливает, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только
Решение № 2-3341/20 от 14.10.2020 Кызылского городского суда (Республика Тыва)
была иной. При обращении истицы в Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла, ей было разъяснено, что вопрос об изменении территориальной зоны будет решен после публичных слушанийпо завершению работ по корректировке генерального плана и правил землепользования и застройки г. Кызыла. Далее истица не пыталась решить данный вопрос во внесудебном порядке, а лишь сославшись на окончание двухгодичного срока, установленного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, обратилась в суд, минуя административный порядок изменения территориальной зоны и государственной регистрации права собственности на земельный участок. При этом суд, не ставит под сомнение факт длительности, открытости и непрерывности владения истцом спорным имуществом, исполнения им обязанностей собственника этого имущества и несения расходов по его содержанию. Между тем в соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ в перечне оснований, по которым предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, такое основание, как приобретательная давность, не предусмотрено, земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной
Апелляционное постановление № 22-2123/20 от 03.09.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)
То обстоятельство, что вопрос об изменении территориальной зоны рассматривает комиссия, подтверждается и показаниями свидетелей ФИО20, ФИО19, ФИО18, ФИО23, ФИО16, которая также показала, что по вопросу изменения территориальной зоны земельного участка в обязательном порядке проводятся публичные слушания. О проведении таких слушаний мэр издает соответствующее распоряжение, в котором указываются основания проведения такого слушания. Свидетель ФИО19 показала, что материалы для работы комиссии по землепользованию и застройке г. Астрахани готовит секретарь. Протокол комиссии подписывается всеми ее членами. Порядок изменения территориальной зоны следующий: после поступления предложения, оно выносится на обсуждение комиссии и, если решение положительное, администрация города обращается в институт Урбанистики для внесения изменений. Отделом генерального плана готовится техническое задание. Внести изменения в карты могут только разработчики из урбанистики. Свидетель ФИО15 также пояснил о порядке работы комиссии по землепользованию и застройке г. Астрахани. Вывод суда о том, что по указанному ФИО17 в заявлении земельному участку, расположенному вдоль домов №, 4,6, 8 по ул. <адрес> в
Решение № 2-571/17 от 06.12.2017 Кормиловского районного суда (Омская область)
территориальной зоне, но зона останется общественно-деловой. Истец обращался к ним, специалист Свидетель №2 либо ограничивалась отказом, либо обещанием, что каким-то образом, когда то это будет решено. В настоящее время спорный земельный участок находится в общественно деловой зоне. Произошло это по ошибке той фирмы, которая этим занималась и их ошибки, что эти работы приняли у них. Эти зоны до принятия ими необходимо было координировать с этой фирмой, когда она их ставила на кадастровый учет. Порядок изменения территориальной зоны заключается в том, что истец должен обратиться в Администрацию КГП с заявлением об изменении территориальной зоны. Должно быть, какое то обоснование, почему он это просит. Создается комиссия, заявление рассматривается и выносится решение изменить или не изменить. Когда принимались правила землепользования и застройки, проводились публичные слушания, ген. план прошел публичные слушания, от людей не было возражений, соответственно они были приняты со всеми правилами. Граждан уведомляли через средства массовой информации. Он не знает, возможно ли
Определение № 2А-5343/17 от 18.12.2017 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)
зоны ИТ-2 (зона городского наземного транспорта) на зону жилой застройки. Просит прекратить производство по делу. Представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области ФИО3, Управления Росреестра по Омской области ФИО2 в судебном заседании не возражали против принятия судом отказа от иска. Дополнили, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с заявленными требованиями, а также не использован внесудебный порядок изменения территориальной зоны ИТ-2 (зона городского наземного транспорта) на зону жилой застройки. Выслушав участников процесса, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом. Согласно ч. 1 ст. 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу. Повторное