ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок предоставления бюджетных кредитов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 3-13/05 от 20.07.2005 Верховного Суда РФ
выводу о противоречии оспариваемой норму вышеуказанным нормам Бюджетного кодекса РФ поскольку средства, указанные в п. 1 ст. 29 ЗСО № 555 не могут быть направлены на погашение задолженности по заработной плате работникам жилищно- коммунального хозяйства, обстоятельства, приведенные заинтересованным лицом, не могут служить основанием для направления субвенций на цели, отличные от предусмотренных в Федеральном законе № 173-ФЗ. Статьей 33 Закона Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2005 год» определен порядок и условия предоставления администрацией Сахалинской области бюджетных кредитов местным бюджетам. Согласно части 2 указанной статьи при предоставлении бюджетных кредитов местным бюджетам за счет привлеченных средств в коммерческих банках процентная ставка за пользование кредитами устанавливается не менее размеров, предусмотренных договорами, заключенными с банками. Частью 3 данной статьи установлено, что при нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению средств областного бюджета, предоставленных на возвратной основе местным бюджетам, погашения иной задолженности местных бюджетов, суммы средств, подлежащие перечислению в
Определение № А70-4014/2021 от 14.03.2022 Верховного Суда РФ
отобранными для целей настоящего Положения и повторному отбору не подлежат. В данном случае рассматриваемый инвестиционный проект ранее субсидировался, поэтому его повторный отбор по процедуре, установленной Порядком № 285, не предусмотрен указанным нормативным актом. Однако судами не учтены положения данного пункта, а также нормы части 1 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», согласно которым субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов, полученных в российских кредитных организациях, поэтому полученный по результатам проведения отбора ранее субсидированных долгосрочных инвестиционных проектов отказ в субсидировании противоречит требованиям указанной нормы. Отказ департамента в предоставлении субсидии был мотивирован не изменениями инвестиционного проекта, в отношении которого общество последовательно предоставило все испрашиваемые департаментом документы, а отсутствием лимитов бюджетных обязательств, поэтому ссылка судов на такое основание отказа в предоставлении субсидии, как изменение параметров инвестиционного проекта, является необоснованной. Судами в предмет исследования по настоящему делу
Постановление № А19-8334/07 от 12.09.2007 АС Восточно-Сибирского округа
получения бюджетного кредита, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита. При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов , лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту способами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, бюджетный кредит не предоставляется. Нарушение установленного порядка предоставления бюджетных кредитов финансовыми органами, а также принятие в обеспечение имущества низкой ликвидности являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и основанием для привлечения к ответственности должностных
Постановление № А19-8019/07 от 21.09.2007 АС Восточно-Сибирского округа
пунктами 6, 7, 10 статьи 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита. При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов , лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. Нарушение установленного порядка предоставления бюджетных кредитов финансовыми органами, а также принятие в обеспечение имущества низкой ликвидности являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка. Арбитражный суд Иркутской области, исследовав содержание условий договора N 4
Постановление № А19-7673/07 от 03.10.2007 АС Восточно-Сибирского округа
предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. В силу пункта 1 статьи 77 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации при утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов , лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. Арбитражный суд Иркутской области, исследовав содержание условий договора № 19 от 17.11.2005, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания данного договора недействительным. Суд правильно установил, что при выдаче кредита было соблюдено условие пункта 7 статьи 76, пункта 1 статьи 77 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Суд,
Постановление № 04АП-3333/08 от 11.11.2008 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
отсутствуют доказательства получения им от истца денежной суммы, так как заем был предоставлен ответчику путем оплаты его долга перед третьим лицом-2. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правоотношения, вытекающие из договора займа, регулируются нормами главы 42 ГК РФ. Доводы ответчика о том, что к правоотношениям сторон следует применить ст.77 БК РФ, суд апелляционной инстанции не принимает. Согласно редакции ст.77 БК РФ, существовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, она регулировала порядок предоставления бюджетных кредитов государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Ответчик же по своей организационно-правовой форме унитарным предприятием не является. Поскольку наличие основного долга и его размер, а также факт просрочки исполнения денежного обязательства судом установлен, подлежат удовлетворению и требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. Период просрочки истцом указан верно, расчет процентов произведен правильно. Таким образом, в обжалованной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для его отмены либо изменения не усматривается.
Постановление № 20АП-2872/08 от 21.10.2008 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
производства, а поэтому их реализация обеспечивается фактически совместной деятельностью двух уровней публичной власти - регионального и муниципального. Довод жалобы о том, что в рассматриваемом случае имело место предоставление бюджетного кредита, отклоняется. В соответствии со статьей 76 БК РФ (действовавшей в спорный период) денежные средства для предоставления бюджетного кредита должны быть предусмотрены в бюджете на очередной финансовый год. В бюджете должны быть также указаны цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов , лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов (п.7). В рассматриваемом же случае спорная сумма в бюджете муниципального образования предусмотрена не была, в связи с чем оснований для вывода о том, что имело место предоставление бюджетного кредита, не имеется. Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Прокурора о признании недействительным соглашения о
Решение № 7-60/18Г от 17.07.2018 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)
установлена административная ответственность за возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата. Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15 КоАП РФ, является формальным. В соответствии с пунктом 2 статьи 93.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности. При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов , бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором. Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 14 декабря 2015 г. между Министерством финансов Российской Федерации в лице директора Департамента межбюджетных отношений
Решение № 2-1-2271/2018 от 09.04.2018 Энгельсского районного суда (Саратовская область)
Бюджетного кодекса РФ определено, что бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов , бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором. Приложением № 18 к Закону Саратовской области от 06.12.2012 г. № 204-ЗСО «Об областном бюджете на 2013 года и на плановый период 2014
Решение № 7-77/18 от 12.09.2018 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)
деле, прихожу к следующему выводу. Частью 3 ст. 15.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата. В соответствии с п. 2 ст. 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности. При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов , бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором. Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 3 июня 2015 г. между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Калмыкия заключено соглашение
Решение № 2-2-2275/18 от 30.08.2018 Балаковского районного суда (Саратовская область)
кодекса Российской Федерации бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (пункт 1). При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов , бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором (пункт 2). Приложение № 18 к Закону Саратовской области от 06 декабря 2012 года № 204-ЗСО «Об областном бюджете на 2013 год и
Решение № 12-13/16 от 04.03.2016 Борзинского городского суда (Забайкальский край)
Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. В соответствии с ч.2 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности. При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов , бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 100 Бюджетного кодекса долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по бюджетным кредитам,