ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок выдачи комплексного экологического разрешения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 303-ЭС20-12549 от 18.09.2020 Верховного Суда РФ
25.06.2019 № 11-60/3987 департамент сообщил предприятию о невозможности исполнения государственной услуги по выдаче разрешения на временные сбросы для объекта 1 категории негативного воздействия на окружающую среду, поскольку порядок выдачи разрешений на временно разрешенные сбросы, а также правила разработки программы повышения экологической эффективности Правительством Российской Федерации не установлены. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящими требованиями. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, позиция которого была поддержана судом апелляционной инстанции, исходил из отсутствия вступившего в законную силу нормативного правового акта, утвердившего правила разработки программы повышения экологической эффективности. Кроме того, суды, принимая во внимание, что предприятие эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду, внесенный в Перечень предприятий, которые должны до 31.12.2022 подать заявку на получение комплексного экологического разрешения , утвержденный Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154, пришли к выводу, что заявитель, обязан получить комплексное экологическое разрешение. Отметив, что правила выдачи, переоформления, изменения и отзыва
Решение № А60-50030/2023 от 25.01.2024 АС Свердловской области
на сбросы, срок действия которых истек. На основании вышеизложенного, срок действия Разрешения на сбросы № 412-К продлен по 31.12.2024. На момент проведения выездной плановой проверки ПАО «ЧМК» КЭР не выдавалось. Управление руководствовалось действующим разрешительным документом, в котором указаны допустимые концентрации конкретных загрязняющих веществ в сточной воде ПАО «ЧМК». Утверждение о том, что разрешения должны выдаваться только для веществ 1, 2 класса опасности не соответствует требованиям законодательства. Статьей 31.1 Закона № 7-ФЗ установлен порядок выдачи комплексных экологических разрешений , в соответствии с которым при получении комплексного экологического разрешения для объектов I категории нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) рассчитываются только для веществ I, II класса опасности. Положения статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ применяются исключительно в части выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва и внесения изменений в комплексное экологическое разрешение. Согласно пункт 2 статьи 23 Закона № 7-ФЗ технологические нормативы устанавливаются на основе технологических
Решение № А18-2037/2021 от 29.06.2021 АС Республики Ингушетия
выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения. Комплексное экологическое разрешение - это документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды. Установление порядка выдачи комплексных экологических разрешений , внесения в них изменений, их переоформления и отзыва относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду. Научные исследования в области
Решение № 12-180/2021 от 03.09.2021 Астраханского областного суда (Астраханская область)
содержит технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения. Этот же Закон содержит переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения. Порядок выдачи комплексного экологического разрешения для объектов I категории утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 143. Положениями подпункта "б" пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25 декабря 2018 года № 496 -ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года и до получения комплексных
Решение № 12-1106/20 от 15.02.2021 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)
содержит технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения. Этот же Закон содержит переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения. Порядок выдачи комплексного экологического разрешения для объектов I категории утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 143. Положениями подпункта "б" пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.12.2018 N 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи
Решение № 12-100/2021 от 16.08.2021 Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)
содержит технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения. Этот же Закон содержит переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения. Порядок выдачи комплексного экологического разрешения для объектов I категории утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 143. Положениями подп. «б» п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2018 года № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 января 2019 года и до получения комплексных экологических
Решение № 12-124/2021 от 27.12.2021 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)
содержит технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения. Этот же Закон содержит переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения. Порядок выдачи комплексного экологического разрешения для объектов I категории утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 143. Положениями подпункта «б» пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25 декабря 2018 г. № 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 января 2019 г. и до получения комплексных экологических
Постановление № 16-3379/2021 от 13.10.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции
отходов. В соответствии со свидетельством №05-0125-001673-П о постановке объекта на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объект размещения отходов относится к I категории негативного воздействия. При этом у юридического лица комплексное экологическое разрешение для объекта I категории негативного воздействия на окружающую среду отсутствует. По выводам должностного лица, директор ООО «Лидер» ФИО2 допустил нарушение положений статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Порядка выдачи комплексных экологических разрешений , их переоформления, пересмотра, внесения в них комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года №143, что повлекло привлечение должностного лица к административной ответственности по статье 8.47 КоАП РФ. С законностью вынесенного постановления согласился судья районного суда. По результатам рассмотрения дела по жалобе директора ООО «Лидер» ФИО2 судья Приморского краевого суда пришел к выводу о допущенных должностным