ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановка на учет дорог - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А41-89331/16 от 25.05.2018 Верховного Суда РФ
Федерации, в том числе установленные судебными актами Московского областного суда в рамках дел № 33-12608/20134 и № 33-2666/2013, которыми признано право школы на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащим ему зданием, возникшее в 2007 году - ранее постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:08:000000:219, предоставленного ФКУ «Центравтомагистраль» постановлением Главы администрации от 27.10.1994, не позволяющим определить границы земельного участка, принимая во внимание результаты проведенной по делу судебной экспертизы, которой установлены координаты фактических поворотных точек земельного участка истца и его фактическая площадь, а также то, что граница отвода земель участка автомагистрали М9 «Балтия» в районе расположения земельного участка, подлежащего передаче истцу, превышает норму отвода земель для размещения автомобильных дорог , установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса», действовавшим на дату постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:219, суды сочли,
Определение № 308-ЭС16-4315 от 23.05.2016 Верховного Суда РФ
федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 513 731 кв. м, с кадастровым номером 26:33:310101:19, расположенный на территории города Пятигорска; о признании действий кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:0:7204 и 26:33:310101:19 незаконными, об обязании устранить допущенные нарушения путем аннулирования сведений о земельных участках в государственном кадастре недвижимости, При участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, федерального казенного учреждения «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства», установил: Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.09.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований администрации отказано в полном объеме. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от
Определение № 305-ЭС21-7866 от 04.06.2021 Верховного Суда РФ
в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приняв во внимание обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дел № А41-74853/19 (отказ в удовлетворении заявления Ассоциации о признании незаконными действий Администрации по принятию на учет спорной дороги в качестве бесхозяйного имущества), А41-39594/18 (отказ в удовлетворении требований Ассоциации о признании незаконными действий Администрации по обращению в регистрирующий орган с целью постановки на учет спорной дороги в качестве объекта недвижимости, об обязании Управления Росреестра снять дорогу с учета в качестве объекта недвижимости), А41-68276/19 (отказ в удовлетворения требования Ассоциации о признании незаконными действий Управления Росреестра по принятию на учет спорной дороги в качестве бесхозяйного имущества), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Ассоциацией требования. Суды исходили из следующего: спорный объект (дорога) по заявлению публичного органа поставлен на учет бесхозяйных недвижимых вещей, о чем внесена соответствующая запись в
Постановление № А33-28570/16 от 18.01.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее -ответчик), просит: признать незаконным решение федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об отказе в осуществлении кадастрового учета № Ф24/16-2-94719 от 18.10.2016; обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» осуществить постановку на государственный кадастровый учет объект недвижимости - автомобильная дорога «Поваренкино-Черкасск» с местоположением: Российская Федерация, Красноярский край, Тюхтетскии район, от автодороги Подъезд к Поваренкино через село Поваренкино до д. Черкасск на основании заявления от 17.10.2016 № 24-0-1-115/3000/2016-2583 (т.1, л.д.16-17) и представленных документов. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 31 января 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, привлечено агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, заинтересованное лицо
Постановление № А33-28572/16 от 22.01.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
дорога подъезд к Верх-Четску не проводилась. КГКУ «КрУДор» представлен составленный ООО «Индор-Красноярск» отчет по экспресс диагностике автомобильных дорог Красноярского края от 2012 года, в котором отражено, что спорная автомобильная дорога расположена в Тюхтетском районе от примыкания к дороге Тюхтет-Чиндат до населенного пункта Верх-Четск на границе улично-дорожной сети, техническая характеристика автодороги – V категория, тип покрытия: переходный (л.д. 50-53, 91-99). Решением от 18.10.2016 № Ф24/16-2-94682 (л.д. 16-17) ФГБУ ФКП Росреестра отказало в постановке на кадастровый учет сооружения – автомобильная дорога – подъезд к Верх-Четску, в связи с тем, что имущество, кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-Ф3 «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре). В соответствии с частью 3 статьи Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом
Постановление № А33-27915/16 от 28.12.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
учреждение «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (ИНН <***>, ОГРН <***>; далее также заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>; далее также ответчик) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 18 октября 2016 года № Ф24/16-2-94564, об обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости –автомобильная дорога «Чиндат – Пасечное» с местоположением: Российская Федерация, Красноярский край, Тюхтетский район, от автодороги Тюхтет – Чиндат через с.Чиндат до д.Пасечное на основании заявления от 17 октября 2016 года №24-0-1-115/3000/2016-2596 и представленных документов. Определениями Арбитражного суда Красноярского края от 25 января 2017 года, от 5 мая 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН
Постановление № А33-28569/16 от 22.01.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дороги к собственности субъекта Российской Федерации не является критерием ее отнесения к недвижимому имуществу. Кроме того, по мнению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, постановка на государственный кадастровый учет спорной автомобильной дороги, расположенной в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 24:02:0000000:30, 24:02:0803004:334, принадлежащих Российской Федерации и ФИО6, затронет права указанных лиц. Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.10.2017 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 06.12.2017. Определениями (протокольными) Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 и от 12.01.2018, в судебном заседании объявлено об отложении до 12.01.2018 и до 22.01.2018 соответственно. В судебном заседании представитель краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что спорная автомобильная дорога является дорогой общего и постоянного пользования между двумя населенными пунктами, единственная для п. Улуй. Первоначально была в реестре муниципальной собственности, затем передана Красноярскому краю
Постановление № А33-28571/16 от 26.07.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
кадастре» сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ст.16 Федерального закона «О кадастре»). В соответствии со статьей 22 данного Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. В частности необходимыми для кадастрового учета документами являются в т.ч.: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства). 11.07.2012 Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края принят приказ №11-1002п о закреплении на праве оперативного управления за краевым государственным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» находящееся в
Определение № 2-4797/2021 от 28.03.2022 Липецкого областного суда (Липецкая область)
дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На основании п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа. Автомобильная дорога с грунтовым покрытием (асфальт) относится к объектам недвижимости и подлежит учету. Постановка на учет дорог для автомобилей, как и других объектов, позволяет зафиксировать факт наличия такого имущества. Кроме того, регистрация - возможность принимать оперативные решения по отношению к строительным или восстановительным работам, а также эксплуатации смежных элементов дорожной инфраструктуры. Как следует из содержания иска прокурором Левобережного района г. Липецка заявлены требования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправление по исполнению властных полномочий в сфере дорожной деятельности и понуждении данного органа к действию, то есть иск связан с практической
Решение № 2А-655/20 от 20.07.2020 Приволжского районного суда (Астраханская область)
главы администрации МО «Приволжский район» № 452 от 31 марта 2015 г., не включены. Просит признать бездействие администрации муниципального образования «Приволжский район» в части непринятия мер по постановке дорог по улицам Дивная, Вольная, Новая пос. Новоначаловский Приволжского района Астраханской области, в органе государственной регистрации на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости незаконным; обязать администрацию муниципального образования «Приволжский район» в течении 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет дорог улицам Дивная, Вольная, Новая пос. Новоначаловский Приволжского района Астраханской области, на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйного имущества. Определением Приволжского районного суда Астраханской области в качестве соответчика привлечена администрация МО «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области. Прокурор Мамцев М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, указав, что поскольку дорожная деятельность находится в компетенции муниципального района, соответственно, постановка на учет объектов в этой сфере также
Решение № 2А-166(2021 от 03.02.2021 Пермского районного суда (Пермский край)
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 февраля 2021 года г. Пермь Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Бондыревой К.В., с участием представителя заинтересованного лица Администрации Пермского муниципального района ФИО1, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 ФИО8 к Администрации Двуреченского сельского поселения о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет дороги , о включении в реестр муниципального имущества дорог местного значения, установил: ФИО2 обратилась в суд административным исковым заявлением к Администрации Двуреченского сельского поселения о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества (участка) с кадастровым номером 59:32:0370003:4660, о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет дороги, о включении в реестр муниципального имущества дороги местного значения. В обоснование административного искового заявления указано, что семья истца проживает по адресу: <адрес>, Пермский