ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Повторная экспертиза проекта освоения лесов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минприроды России от 15.02.2018 N 57 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2018 N 50819)
Заключение государственной экспертизы в течение пяти дней после его утверждения направляется заявителю. Срок действия положительного заключения государственной экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда. В случае отрицательного заключения государственной экспертизы заявитель вправе представить проект освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, на повторную государственную экспертизу при условии его доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении. Повторная государственная экспертиза осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем десять рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган проекта освоения лесов , расположенных на землях лесного фонда, доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении государственной экспертизы. 3.27. Результатом исполнения административной процедуры является передача лично заявителю либо уполномоченному представителю заявителя (или направление заявителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения) копии указанного правового акта и экземпляра проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, или дополнений и (или) изменений в
Распоряжение Правительства РФ от 26.10.1999 N 1732-р <О передаче в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения>
лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки. 11. Заключение Экспертизы направляется Лесопользователю органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение 5 дней после его утверждения. Если проект освоения лесов был представлен на бумажных носителях, то заключение Экспертизы направляется с одним экземпляром проекта освоения лесов, представленного на бумажном носителе. 12. Повторная Экспертиза осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проекта освоения лесов доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении Экспертизы. 13. Срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов. ------------------------------------------------------------------
Решение № А78-9244/17 от 12.10.2017 АС Забайкальского края
проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на особо защитных участках лесов (кв. 193 выд. 29, 30, 31, кв. 207 выд. 1, 31, кв. 208 выд. 1, 2, 7 Могочинского участкового лесничества Могочинского лесничества), что противоречит Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года № 849-р. При этом указание Министерством в оспариваемом заключении на изменения к проекту освоения лесов, по мнению суда, является технической ошибкой (опечаткой), поскольку фактически Министерством проводилась повторная экспертиза проекта освоения лесов , что также следует из заявления ООО ЗК «Урюм» № 39 от 2 июня 2017 года и не оспаривается лицами, участвующими в деле. В силу частей 1 и 4 статьи 43 Лесного кодекса использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным
Постановление № А78-9244/17 от 23.01.2018 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
созданием лесной инфраструктуры на особо защитных участках лесов (кв. 193 выд. 29, 30, 31, кв. 207 выд. 1, 31, кв. 208 выд. 1, 2, 7 Могочинского участкового лесничества Могочинского лесничества), что противоречит Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года № 849-р. Судом установлено и сторонами не оспаривается, что указание Министерством в оспариваемом заключении на изменения к проекту освоения лесов, по мнению суда, является технической ошибкой (опечаткой), поскольку фактически Министерством проводилась повторная экспертиза проекта освоения лесов , что также следует из заявления ООО ЗК «Урюм» № 39 от 2 июня 2017 года и не оспаривается лицами, участвующими в деле. В силу частей 1 и 4 статьи 43 Лесного кодекса использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным
Постановление № А05-7227/17 от 05.10.2017 АС Архангельской области
пункта 10 Порядка отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки. Повторная экспертиза осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проекта освоения лесов доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении Экспертизы (пункт 12 Порядка). Судом первой инстанции установлено, что в заключении государственной экспертизы проекта освоения лесов по лесному участку, переданному в аренду Обществу для заготовки древесины в Лешуконском лесничестве, от 01.03.2017 № 17 Министерством не указано на несоответствие представленного на экспертизу проекта освоения лесов дополнительному соглашению от 26.01.2010 №
Постановление № А19-11840/2021 от 05.05.2022 АС Восточно-Сибирского округа
проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы, предусмотренного подпунктом «г» пункта 3.4 договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов в размере 150 000 рублей за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока. 17.12.2019 организация предоставила истцу проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. 14.01.2020 утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы представленного арендатором проекта освоения лесов. 29.04.2021, 21.07.2021 организация направляла в адрес министерства заявления о проведении повторной экспертизы проекта освоения лесов , по результатам рассмотрения которых утверждено положительное заключение государственной экспертизы от 09.09.2021. Ссылаясь на существенное нарушение условий договора, министерство обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании неустойки в размере 1 800 000 рублей, расторжении договора аренды и возврате лесного участка. Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суды, руководствуясь статьями 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов
Постановление № А07-32989/19 от 29.06.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
и 19.09.2019 проекта освоения лесов на лесной участок площадью 2,28 га, предоставленный по договору аренды лесного участка от 20.09.2018 № 10 для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых на территории Инзерского лесничества, приказов Министра № 1682-ОД от 21.12.2018 № 2043-ОД от 19.09.2019 об их утверждении, не оформления положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов на вышеуказанный лесной участок и не утверждения положительного заключения в установленном порядке; обязании Министерства провести повторную экспертизу проекта освоения лесов , оформить и утвердить положительное заключение проекта освоения лесов на лесной участок площадью 2,28 га, предоставленный по договору аренды лесного участка от 20.09.2018 № 10 для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых на территории Инзерского лесничества, направить заключение экспертизы заявителю (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т.1, 6-7; т.2, л.д.1-11). Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от
Решение № 2-1-2410/20 от 11.06.2020 Калужского районного суда (Калужская область)
вынесено отрицательное заключение №, утвержденное приказов от ДД.ММ.ГГГГ №. Из письменных пояснений истца следует, что в дальнейшем в августе 2019 года Циндриков Е.О. представил доработанный проект, в отношении которого было подготовлено положительное заключение, однако данное заключение не было утверждено приказом министерства ввиду наличия у ответчика задолженности по арендным платежам по иных договорам. Как следует из пункта 12 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, повторная экспертиза проекта освоения лесов осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проекта освоения лесов доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении экспертизы. Между тем, представленный Циндриковым Е.О. в августе 2019 года проект освоения лесов до настоящего времени не рассмотрен, в отношении него не имеется утвержденного как положительного, так и отрицательного заключения. В
Решение № 2-9556/20 от 10.12.2020 Одинцовского городского суда (Московская область)
времени арендатор не предоставил новый проект освоения лесов, соответственно свои обязательства по договору не исполнил. Представитель истца Комитета лесного хозяйства по Московской области в судебном заседании настаивала на заявленных исковых требованиях в полном объеме, просила их удовлетворить. Ответчик Н.В. и ее представитель в судебном заседании возражали по заявленным исковым требованиям, пояснив, что указанным истцом Приказом, действующим договором аренды лесного участка не предусмотрен и не установлен срок для подачи проекта освоения лесов на повторную экспертизу проектов освоения лесов . Ответчик указывает, что для того, чтобы досрочно расторгнуть договор аренды земельного участка (в том числе и участка лесного фонда), необходимо представить доказательства существенного нарушения арендатором условий договора аренды. Поскольку ни в договоре, ни в законе прямо не предусмотрена возможность одностороннего расторжения договора аренды участка лесного фонда в случае невыполнения арендатором обязанности по представлению проекта освоения лесов, то в этом случае договор может быть расторгнут только при наличии доказательств существенного нарушения условий
Решение № 2-137/2014 от 24.04.2014 Жуковского районного суда (Калужская область)
на законных основаниях не могут проводиться мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, тем самым, не позволяя обеспечить гражданам благоприятные и безопасные условия для пребывания в лесах. Кроме того, при отсутствии проекта освоения лесов на арендуемом Присмотровым В.А. лесном участке не могут на законных основаниях проводиться мероприятия по противопожарной безопасности в лесах, поскольку он (Присмотров В.А.), в соответствии с п. 13 Порядка не имеет права пользоваться данным арендованным лесным участком. Факт непредставления на повторную экспертизу проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу<адрес> площадью <данные изъяты>. подтверждается: сведениями, представленными Министерством лесного хозяйства Калужской области (л.д.№). Согласно статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Суд с учетом изложенного находит исковые требования обоснованными и считает необходимым их удовлетворить, возложив на ответчика обязанность, не позднее ДД.ММ.ГГГГ после вступления решения суда в законную силу, предоставить в Министерство лесного хозяйства
Решение № 2-163/2014 от 20.05.2014 Жуковского районного суда (Калужская область)
на законных основаниях не могут проводиться мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, тем самым, не позволяя обеспечить гражданам благоприятные и безопасные условия для пребывания в лесах. Кроме того, при отсутствии проекта освоения лесов на арендуемом Шлыковой Е.А. лесном участке не могут на законных основаниях проводиться мероприятия по противопожарной безопасности в лесах, поскольку она (Шлыкова Е.А.), в соответствии с п. 13 Порядка не имеет права пользоваться данным арендованным лесным участком. Факт непредставления на повторную экспертизу проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, квартал №, выдел № площадью <данные изъяты> га. подтверждается: сведениями, представленными <данные изъяты> (л.д.№). Согласно статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Суд с учетом изложенного находит исковые требования обоснованными и считает необходимым их удовлетворить, возложив на ответчика обязанность, не позднее ДД.ММ.ГГГГ после вступления решения суда в законную силу, предоставить в
Решение № 2-169/2014 от 07.05.2014 Жуковского районного суда (Калужская область)
на законных основаниях не могут проводиться мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, тем самым, не позволяя обеспечить гражданам благоприятные и безопасные условия для пребывания в лесах. Кроме того, при отсутствии проекта освоения лесов на арендуемом Паком А.Н. лесном участке не могут на законных основаниях проводиться мероприятия по противопожарной безопасности в лесах, поскольку он (Пак А.Н.), в соответствии с п. 13 Порядка не имеет права пользоваться данным арендованным лесным участком. Факт непредставления на повторную экспертизу проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> подтверждается: сведениями, представленными Министерством лесного хозяйства Калужской области (л.д.№). Согласно статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Суд с учетом изложенного находит исковые требования обоснованными и считает необходимым их удовлетворить, возложив на ответчика обязанность, не позднее <данные изъяты> после вступления решения суда в законную силу, предоставить в Министерство