ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Права репрессированных - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № А15-1548/10 от 28.05.2012 АС Республики Дагестан
размещения объекта не имеет. Данное доказательство просили исключить из числа доказательств. Во исполнение указаний суда кассационной инстанции суд исследовал вопрос о возможности МО «Новолакский район» распоряжаться данным земельным участком. Как установлено судом и не оспаривается другими лицами, участвующими в деле, администрации сел Новолакского района имеют земельные участки в границах Кумторкалинского района, предоставленные для переселения лакской части населения на новое место жительства во исполнение решения III Съезда народных депутатов ДАССР 1991 года в целях восстановления прав репрессированных жителей района, которые были реабилитированы. На момент принятия решения Кумторкалинского района не существовало, он образован в 1993 году. Вопросы предоставления земельных участков на данной территории решаются администрациями Новолакского района совместно с администрациями сел, в ведении которых указанные земли находятся, согласно постановлению Госсовета № 108 от 25.08.2003. Кассационная инстанция также указала, что суды надлежаще не исследовали вопрос о публичном размещении сведений о выделяемом участке, как по сроку публикации, так и по вопросу о том, информированы
Решение № А15-4225/13 от 03.04.2014 АС Республики Дагестан
передаваться земли, находящиеся в собственности Республики Дагестан, в том числе за пределами границ муниципальных образований. Из приведенной нормы права следует, что передача земель, находящихся в распоряжении муниципального района, в собственность муниципального образования сельского поселения является правом муниципального района, а не обязанностью. Судом установлено, что земли муниципальных образований Новолакского района, в том числе и земли, находящиеся в границах муниципального образования «село Новочуртах», освобождающиеся путем переселения представителей лакского народа на другое место проживания, предназначены для восстановления прав репрессированного чеченского народа и восстановления Ауховского района. Представители лакской национальности, проживающие в Новолакском районе, переселяются на другую территорию с изъятием находящихся в их пользовании или собственности земельных участков и предоставлением им других земельных участков, на которых им возводятся жилые дома, а также выплатой компенсации за принадлежащие им дома в Новолакском районе, то есть путем выкупа домов и земельных участков. Статья 3 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» предусматривает
Определение № А15-2474/11 от 19.01.2012 АС Республики Дагестан
требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда. Поскольку доводы заявителя основаны на решениях органов государственной власти Республики Дагестан и связаны с реализацией прав репрессированных народов, суд находит возможным привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Республики Дагестан. По ходатайству об истребовании доказательств суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, находит возможным ограничиться обсуждением, поскольку, как пояснил глава муниципального образования «сельсовет Новомехельта» какие-либо акты о переводе спорных земель в категорию населенных пунктов не принимались, схема территориального планирования села не разработана, а заверенная копия границ сельсовета им будет представлена
Постановление № А33-34788/18 от 13.06.2019 Третьего арбитражного апелляционного суда
Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», согласно пункту 6 которого органам прокуратуры поручено проводить проверки исполнения законов на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; при этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов. Таким образом, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (так называемые инцидентные основания) и, соответственно, не исключается
Решение № 2-275/13 от 27.08.2013 Майского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)
и 53 Конституции РФ. Законодатель предусмотрел направленные на социальную защиту жертв политических репрессий меры, которые носят компенсаторный характер и в совокупности с иными, предусмотренными Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", мерами входят в признанный государством объем возмещения вреда, включая моральный вред. В связи с этим, несмотря на то, что с ДД.ММ.ГГГГ из преамбулы Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" исключены положения о компенсации морального ущерба, это не может рассматриваться как ущемляющее конституционные права репрессированных и допускающее отказ государства от поддержки данной категории граждан, поскольку не исключает обязательств государства по защите законных интересов реабилитированных лиц. Обязанность возместить моральный вред, причиненный гражданину, при наличии вины причинителя вреда, была предусмотрена ст. 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от ДД.ММ.ГГГГ, которые начали применяться на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ Компенсация морального вреда по ныне действующему законодательству предусмотрена ст. 151 ГК РФ, часть первая которого введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ Как установлено
Решение № 2-74/14 от 13.03.2014 Майского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)
и 53 Конституции РФ. Законодатель предусмотрел направленные на социальную защиту жертв политических репрессий меры, которые носят компенсаторный характер и в совокупности с иными, предусмотренными Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", мерами входят в признанный государством объем возмещения вреда, включая моральный вред. В связи с этим, несмотря на то, что с ДД.ММ.ГГГГ из преамбулы Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" исключены положения о компенсации морального ущерба, это не может рассматриваться как ущемляющее конституционные права репрессированных и допускающее отказ государства от поддержки данной категории граждан, поскольку не исключает обязательств государства по защите законных интересов реабилитированных лиц. Обязанность возместить моральный вред, причиненный гражданину, при наличии вины причинителя вреда, была предусмотрена ст. 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от ДД.ММ.ГГГГ г., которые начали применяться на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ Компенсация морального вреда по ныне действующему законодательству предусмотрена ст. 151 ГК РФ, часть первая которого введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ г.
Решение № 2-70/2012 от 01.06.2012 Яшкульского районного суда (Республика Калмыкия)
место жительства был признан утратившим силу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года, утвержденным Законом от 11 февраля 1957 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета ССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов», восстановившего государственность калмыцкого народа. Данный Закон был официально опубликован 07 марта 1957 года и с указанной даты вступил в законную силу. Следовательно, после 07 марта 1957 года были полностью сняты ограничения и восстановлены права репрессированных калмыков. Как установлено судом, ФИО1 ФИО8 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении заявителя серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, отцом указан ФИО4, по национальности калмык. Заявитель изменила фамилию на «ФИО1» в связи с вступлением в брак ДД.ММ.ГГГГ. По справке о реабилитации, выданной ДД.ММ.ГГГГ МВД РК, отец заявителя ФИО4, ранее проживавший в <адрес> Калмыцкой АССР, на основании Указа ПВС СССР № 115/144 от 27 декабря 1943 года подвергся политическим репрессиям по национальному признаку. Справкой
Апелляционное определение № 2А-2896/2021 от 02.12.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)
чеченца Д-вых в 1991 году в свой конфискованный ФИО2 и земельный участок до <дата>, о признании действий Управления Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и восстановления <адрес> не выполнивший требование пунктов 1.1; 1.2; и 1.6 вышеуказанного положения о переселении в указанный в его заявлении от 01.10. 2018 г. и требование нормам действующего постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 40 "О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Даг.ССР, возложения обязанности на МО <адрес> выполнить требование пункта 2.1 Постановления Совета Министров РД от <дата> № (ред. от 27.07.2016г), которая на основании его заявления от <дата> в МО <адрес> должна была сформировать его личное дело, подлежащих переселению на новое место жительства, по форме согласно приложению № и направить в <адрес>, для представление в Управление, возложении обязанности на Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения <адрес> на новое место жительства и