ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Право муниципальной собственности на кладбище - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС21-8241 от 15.06.2021 Верховного Суда РФ
указала, что включение земельного участка совхоза в границы земельного участка, фактически занятого кладбищем, нарушает права и законные интересы муниципального образования «Городской округ Мытищи Московской области». Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 59, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 140 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 1, 8, 9, 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», разъяснениями, изложенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070221:145 частично образован на земельном участке, фактически занятым кладбищем , однако наложение ареста в виде запрета на проведение кадастровых и регистрационных действий и
Определение № 307-ЭС19-9627 от 02.08.2019 Верховного Суда РФ
на испрашиваемый земельный участок на срок до 20.07.2018 на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости) в связи с непредставлением документа, подтверждающего возникновение права собственности муниципального образования на земельный участок, и неуказанием основания возникновения права муниципальной собственности на данный земельный участок. Уведомлением от 23.07.2018 № 47/120/001/2018-3971 управление Росреестра сообщило администрации об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи с истечением срока приостановления осуществления государственной регистрации, неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации права собственности. Администрация, полагая, что земельные участки, занятые общественными кладбищами , в силу прямого указания закона находятся в муниципальной собственности и право на такие участки разграничено в силу закона, обратилась в арбитражный суд с заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из совокупности норм пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в
Определение № 305-КГ16-11265 от 22.09.2016 Верховного Суда РФ
разрешенного использования, такие сведения должны автоматически вноситься в ЕГРП без какой-либо дополнительной регистрации, поскольку фактически изменяются только характеристики объекта недвижимости, которые не влекут за собой прекращения или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) права на него. Заявителем одновременно с заявлением о внесении записей в ЕГРП были представлены все необходимые документы, в том числе доказывающие законность изменения вида разрешенного использования :Постановление Главы сельского поселения Краснопахорское Подольского муниципального района Московской области от 18.01.2011 №08 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка вблизи д.Софьино, находящегося в собственности ЗАО «Ритуал-1», а также Постановление Администрации Подольского муниципального района Московской области от 19.07.2011 №1926 «Об изменении категории земель земельного участка и предварительном согласовании ЗАО «Ритуал-1» места размещения кладбища вблизи д.Софьино сельского поселения Краснопахорское. По мнению заявителя, изменение вида разрешенного использования происходило в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ»,Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом
Решение № А32-9843/14 от 06.05.2014 АС Краснодарского края
составе судьи А.Л. Назыкова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление администрации Ленинградского сельского поселения Ленинградского района к администрации муниципального образования Ленинградский район по делу №А32-9843/2014 о признании права муниципальной собственности на земельные участки, УСТАНОВИЛ: администрация Ленинградского сельского поселения Ленинградского района (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования Ленинградский район (далее – ответчик) о признании права муниципальной собственности на кладбище площадью 26 га, расположенное по адресу: станица Ленинградская в начале улицы Лагерной, кладбище площадью 2,0 га, расположенное по адресу: Ленинградский район, х. Восточный, 250 м от дороги станица Ленинградская – х. Восточный (контур 5 поле 1 в юго-восточной стороне станицы Ленинградской), кладбище площадью 4,0 га, расположенное по адресу: Ленинградский район, х. ФИО2 (контур 11 поле 46, в юго-восточной стороне станицы Ленинградской), кладбище площадью 4,0 га, расположенное по адресу: Ленинградский район, х. Краснострелецкий
Постановление № А56-18820/2017 от 28.02.2018 АС Северо-Западного округа
любое время по взаимному согласию сторон; при этом односторонний отказ не допускается (пункт 7 договора). Администрация издала Постановление № 37, в котором она прияла решение о проведении мероприятий, направленных на формирование земельного участка, на котором расположено действующее Кузьмоловское кладбище, постановку его на кадастровый учет и оформление на него права собственности муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для целей дальнейшего предоставления данного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению. Этим же постановлением определено, что до оформления собственности муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» на указанный участок и до государственной регистрации Учреждения как юридического лица эксплуатацию Кузьмоловского кладбища следует осуществлять силами Администрации. Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая Постановление № 37 незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, а также ссылаясь на то, что на указанном в оспариваемом постановлении земельном участке находится принадлежащий ему на праве собственности объект
Постановление № 17АП-8378/11 от 14.09.2011 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. В регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено городское кладбище , заявителю было отказано в связи с отказом в регистрации
Постановление № 06АП-1692/19 от 30.04.2019 АС Хабаровского края
дела, Администрацией г.Комсомольска-на-Амуре на официальном сайте органов местного самоуправления Комсомольска-на-Амуре https://www.kmscity.ru/activity/city/exchange/tenders/all/35902/ размещена информация о проведении открытого конкурса №12 на право заключения договора на размещение и эксплуатацию нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Согласно протоколу вскрытия конвертов с конкурсными предложениями на участие в открытом конкурсе №1 от 25.10.2018 заявки на участие в конкурсе по лотам №№ 01,02, 03, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 20 подали 42 участника, все заявки допущены к участию в конкурсе. Протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе №2 от 26.10.2018 заявки ИП ФИО1 №№416,417 допущены к конкурсу по лотам №№10,11(мкр. Старт, прилегающая территория общественного кладбища , торговый киоск, 5 кв.м., ритуальная продукция). Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе №3 от
Решение № 21-380/20 от 25.11.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)
к административной ответственности послужили выявленные 01.06.2020 в ходе осмотра территории лесного фонда административным органом следующие обстоятельства. В квартале 56 выделе 5 Пряжинского участкового лесничества (Киндасовского лесничества по материалам лесоустройства) (...) Администрация в нарушение ст.ст. 8, 9, 24, 25, 71 ЛК РФ посредством бездействия допускает самовольное использование участка лесного фонда с кадастровым № под кладбище с площадью захоронений 0,59 га. Так, разрешительные документы на право соответствующего использования земель лесного фонда у Администрации отсутствуют, право муниципальной собственности на кладбище не оформлено, документы, предусмотренные СанПиН 2.1.2882-11, отсутствуют, экологическая и санитарно-эпидемиологическая экспертиза не проведены, на государственный учет земельные участки не поставлены, перевод земельного участка из категории земель лесного фонда в земли иных категорий не произведен. Непринятие мер по установлению границ места захоронения обезличивает территорию кладбища, приводит к самовольному занятию лесных участков под кладбище. При рассмотрении дела административный орган, с выводами которого согласился судья, полагал о наличии в действиях Администрации состава вменяемого административного правонарушения.
Решение № 21-379/20 от 25.11.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)
административной ответственности послужили выявленные 01.06.2020 в ходе осмотра территории лесного фонда административным органом следующие обстоятельства. В квартале 94 выделе 14 Пряжинского участкового лесничества (Пряжинского лесничества по материалам лесоустройства) (...) Администрация в нарушение ст.ст. 8, 9, 24, 25, 71 ЛК РФ посредством бездействия допускает самовольное использование земельного участка лесного фонда с кадастровым № под кладбище с площадью захоронений 0,27 га. Так, разрешительные документы на право соответствующего использования земель лесного фонда у Администрации отсутствуют, право муниципальной собственности на кладбище не оформлено, документы, предусмотренные СанПиН 2.1.2882-11, отсутствуют, экологическая и санитарно-эпидемиологическая экспертиза не проведены, на государственный учет земельные участки не поставлены, перевод земельного участка из категории земель лесного фонда в земли иных категорий не произведен. Непринятие мер по установлению границ места захоронения обезличивает территорию кладбища, приводит к самовольному занятию лесных участков под кладбище. При рассмотрении дела административный орган, с выводами которого согласился судья, полагал о наличии в действиях Администрации состава вменяемого административного правонарушения.
Решение № 21-342/20 от 28.10.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)
Администрации к административной ответственности послужили выявленные 13.04.2020 в ходе патрулирования территории лесного фонда административным органом следующие обстоятельства. В квартале 113 выделе 59 Поросозерского участкового лесничества (...) Администрация в нарушение ст.ст. 9, 24, 25, 71 ЛК РФ посредством бездействия допускает самовольное использование участка лесного фонда с кадастровым № с целевым назначением - защитные леса, площадью 1,5 га под захоронение (кладбище). Так, разрешительные документы на право соответствующего использования земель лесного фонда у Администрации отсутствуют, право муниципальной собственности на кладбище не оформлено, документы, предусмотренные СанПиН 2.1.2882-11, отсутствуют, экологическая и санитарно-эпидемиологическая экспертиза не проведены, на государственный учет земельные участки не поставлены, перевод земельного участка из категории земель лесного фонда в земли иных категорий не произведен. Непринятие мер по установлению границ места захоронения обезличивает территорию кладбища, приводит к самовольному занятию лесных участков под кладбище. При рассмотрении дела административный орган, с выводами которого согласился судья, полагал о наличии в действиях Администрации состава вменяемого административного правонарушения.