ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Правовой акт это - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 19-КАД20-7 от 20.04.2021 Верховного Суда РФ
признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановление от 31 марта 2015 года № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества
Решение № АКПИ23-464 от 30.08.2023 Верховного Суда РФ
сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в подразделения федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) - гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами этих федеральных государственных органов, и лицами, замещающими указанные должности (подпункт «д» пункта 1). Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации № 309 руководители федеральных государственных органов либо уполномоченные ими должностные лица принимают решение об осуществлении проверки, предусмотренной пунктом 1 Положения № 1065 в отношении граждан и лиц, названных в подпункте «д» пункта 1 данного указа. Пунктом 14 названного указа закреплено, что решения, предусмотренные пунктами 9-13 Указа Президента Российской Федерации № 309, принимаются в порядке,
Апелляционное определение № 5-АПА19-69 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
апелляционную жалобу прокуратурой г. Москвы, Правительством Москвы и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы представлены возражения. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции проанализировал положения федеральных нормативных правовых актов, на противоречие которым ссылался административный истец и правомерно указал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт этим актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит. Положениями статьи 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых отнесено принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест),
Определение № А31-15546/18 от 02.02.2022 Верховного Суда РФ
возник спор, и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела (пункт 3 постановления Пленума № 10/22). Арбитражный суд не связан правовой квалификацией правоотношений, предложенной лицами, участвующими в деле (пункт 25 постановления Пленума № 46). Предъявляя иск о признании права собственности на объекты недвижимости, в том числе созданные до 1995 года, истец должен доказать, что право собственности на каждый спорный объект недвижимости возникло у него (его правопредшественника) по основаниям, предусмотренным законом, иными нормативными правовыми актами, это право подлежит судебной защите, а также фактическое владение спорным имуществом. Суды, удовлетворяя иск Общества, признали доказательством возникновения у истца права собственности на девять жилых домов инвентарные карточки учета основных средств, выписки из похозяйственных книг, а также передаточный акт 2008 года, подписанный Обществом и Кооперативом. Отклоняя довод третьих лиц о нахождении жилых домов в их длительном владении, суды исходили из того, что спорные дома были предоставлены третьим лицам (их родственникам) в связи с их
Постановление № А21-6002/2021 от 11.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации). В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт – это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на неоднократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (Постановления от 17.11.1997г. №17-П, от 31.03.2015г. №6-П). Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным постановление Администрации от 16.04.2021 №272, которым был установлен публичный сервитут площадью 62 кв.м для размещения объекта электросетевого хозяйства
Постановление № А78-5095/2023 от 09.08.2023 АС Восточно-Сибирского округа
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом ненормативный правовой акт - это односторонний правовой акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти и содержащий властные предписания, обязательные для исполнения, которые направлены на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что к решениям, которые могут быть оспорены в суде,
Постановление № Ф03-5678/20 от 13.01.2021 АС Камчатского края
решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ). При этом, как правильно указали судебные инстанции ненормативный правовой акт - это односторонний правовой акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти и содержащий властные предписания, обязательные для исполнения. Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Проанализировав содержание распоряжения от 13.04.2020 № 11-р, судебные инстанции установили, что оно не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении общества, само по себе не влечет для него каких-либо правовых последствий, его исполнение не обеспечено мерами государственного принуждения, соответственно, не затрагивает
Постановление № А07-25261/19 от 30.08.2022 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
также справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом. В силу ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Таким образом, установленная процессуальным законодательством обязанность суда выносить обоснованные и мотивированные судебные акты, является гарантией справедливой судебной защиты интересов прав и свобод. С учетом положений части 1 статьи 198, положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт - это принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий акт (независимо от формы выражения), который адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица правила поведения и влечет для него правовые последствия. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения Согласно пункту
Решение № 2-622 от 08.08.2012 Дудинского районного суда (Красноярский край)
не опубликования и не доведения до всеобщего сведения, УСТАНОВИЛ: Прутовых В.Ю., отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя следующим. ГУФСИН России по Красноярскому краю (до 2005 года ГУИН Минюста РФ по Красноярскому краю), в период с 1999 года по 2012 года, издано ряд нормативно-правовых актов, издание которых, по мнению заявителя, в полномочии учреждения не входят, по следующим причинам. В юридической доктрине принято исходить из того, что «нормативно- правовой акт» -это письменный официальный документ принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь под «правовой нормой» принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление № 781-II от 11.11.1996 г. Государственной Думы- Федерального- Собрания РФ). Другими словами, по смыслу законодательства, можно сделать вывод о том, что нормативно-правовой акт это официальные документы, в том числе устанавливающий
Решение № А-1979/2021 от 14.04.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)
учетом предложений, поступающих от других структурных подразделений. Кроме того, в качестве причины он также указал на сложность (длительность) процесса рассмотрения проекта, а именно: на необходимость проведения публичных слушаний или общественного обсуждения проекта. При этом конкретные сроки подготовки, рассмотрения и принятия проекта муниципального нормативного правового акта он затруднился назвать. | В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт — это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения
Апелляционное определение № 33-1274/2012Г от 25.10.2012 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)
муниципальных правовых актов входят: 1) Устав городского округа Нальчик, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты Совета местного самоуправления городского округа Нальчик; 3) правовые акты главы городского округа Нальчик, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом. Статья 62 Устава определяет, что правовые акты органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления городского округа подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные). Нормативный правовой акт - это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение. Ненормативный (индивидуальный) правовой акт - это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий права и обязанности конкретных лиц и (или) рассчитанный на однократное применение. К нормативным правовым актам относятся: 1) Устав городского округа Нальчик; 2) решения Совета местного самоуправления, носящие нормативный характер. К ненормативным (индивидуальным) правовым актам относятся: 1) решения Совета местного