ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Предельные индексы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 38-АПА19-6 от 15.08.2019 Верховного Суда РФ
со снижением полезного отпуска тепловой энергии на 35% с 148,13 тыс. Гкал в 2017 году до 96,31 тыс. Гкал в 2018 году по причине отключения со 2-го квартала 2018 года крупнейшего потребителя пара - общества с ограниченной ответственностью «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша». В соответствии с пунктом 50 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 № 400 (далее - Основы), предельные индексы могут быть изменены (пересмотрены) в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указанное решение об изменении (пересмотре) предельных индексов в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения принимается после согласования проекта акта об установлении предельного индекса с представительным органом муниципального образования (в городах федерального значения - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации). Как
Апелляционное определение № 81-АПА19-19 от 10.10.2019 Верховного Суда РФ
ответчика, на какие объекты основных средств она начислена, и отсутствие обоснования ее исключения из необходимой валовой выручки. В указанной части выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют требованиям действующего федерального законодательства в сфере теплоснабжения и подтверждаются материалами дела. В соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы ), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований. Необходимость соблюдения предельных индексов обусловлена ограничением повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предусмотренным названной нормой Жилищного кодекса Российской Федерации и принятым во ее исполнение постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения
Апелляционное определение № 58-АПА19-12 от 02.10.2019 Верховного Суда РФ
не имеется, а доводы апелляционной жалобы о нарушении положений статьи 157 ЖК РФ и Распоряжения № 2490-р не могут быть приняты во внимание. В соответствии с положениями статьи 1571 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1). Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014
Определение № 02АП-362/19 от 22.10.2019 Верховного Суда РФ
30.04.2014 № 400 (далее – Основы № 400) не выше предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденных на территории городского округа Иваново в периоды осуществления начислений. Несогласие с предписанием явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 154, 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Основами № 400, установив, что размер вносимой жильцами платы за коммунальные услуги превышает предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденные Указом Губернатора Ивановской области от 07.12.2015 № 202-уг, от 30.12.2016 № 239-уг, от 28.12.2017 № 221-уг, пришли к выводу о наличии у инспекции оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания. Положения статьи 157.1 Жилищного кодекса предусматривают обязательность применения предельного индекса роста цен на коммунальные услуги организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг гражданам, и не содержат оснований для ее неприменения, а также возможности предъявления платы
Определение № 03АП-8305/19 от 28.07.2020 Верховного Суда РФ
Жилищным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении», и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что убытки истца (теплоснабжающая организация), поставлявшему тепловую энергию для нужд населения города Енисейска, возникли в результате установления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги. Довод ответчика о том, что предельные индексы установлены не в отношении тарифа истца, а в отношении платы за коммунальные услуги для населения, сам по себе, не свидетельствует о том, что истцом не были понесены взыскиваемые убытки. Доводов о том, что истец был вправе получать оплату коммунального ресурса без учета установленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации ограничений, либо о том, что образовавшаяся разница компенсирована истицу за счет иных источников, кассационная жалоба не содержит. Ссылка на отсутствие у истца экономически обоснованного тарифа
Постановление № А49-734/2009 от 16.06.2009 АС Поволжского округа
комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов по муниципальным образованиям Пензенской области на 2009 год», которым были установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, по муниципальным образованиям Пензенской области на 2009 год в размере 125,5 %. Данный приказ был опубликован в газете «Пензенская правда» 07.11.2008. Приказом Управления от 21.11.2008 № 5 «О внесении изменений
Постановление № А60-4636/14 от 05.02.2015 АС Уральского округа
ответчику утвержден тариф на полный комплекс услуги водоотведения – 9,63 руб. /куб.м. В период с января по май 2010 года общество «РЖД» выставило обществу «УК «РЭМП» счета - фактуры за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения на общую сумму 46 110 233 руб. 80 коп., стоимость которых исчислена исходя из тарифов, утвержденных постановлением РЭК Свердловской области от 22.07.2009 № 84-ПК, постановлением главы Екатеринбурга лот 30.11.2009 №5332. Постановлением РЭК Свердловской области от 30.09.2009 № 123-ПК утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по МО «Город Екатеринбург» в размере 125,0 %. Поскольку при расчете стоимости оказанных в период с января по май 2010 года услуг водоснабжения и водоотведения общества «РЖД» не были учтены установленные постановлением РЭК Свердловской области от 30.09.2009 №123-ПК предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, общество «УК РЭМП» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с общества «РЖД» 7 951 118 руб. 50 коп.
Постановление № А60-50912/13 от 05.03.2015 АС Уральского округа
из тарифов, утвержденных названным постановлением РЭК Свердловской области, общество «РЖД» выставило обществу «УК «РЭМП Железнодорожного района» счета - фактуры на общую сумму 37 734 962 руб. 57 коп. Общество «УК «РЭМП Железнодорожного района» перечислило ответчику денежные средства в указанном размере. Ссылаясь на то, что при расчете стоимости оказанных в период с мая по август 2011 года услуг водоснабжения и водоотведения обществом «РЖД» не были учтены установленные постановлением РЭК Свердловской области от 01.10.2010 № 119-ПК предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, общество «УК «РЭМП Железнодорожного района» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Суд первой инстанции, оценив материалы дела, установил, что в расчете стоимости оказанных услуг ответчиком не были учтены установленные постановлением РЭК Свердловской области предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и признал верным расчет неосновательного обогащения, произведенный истцом с использованием данных об объеме оказанных коммунальных услуг гражданам на основании сведений, предоставленных обществом «ЕРЦ». В
Постановление № 17АП-2861/2022-ГК от 13.04.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
том числе отопление, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Частью 1 статьи 157.1 ЖК РФ предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее – предельные индексы ), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее – индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на
Решение № 3А-330/18 от 14.08.2018 Владимирского областного суда (Владимирская область)
в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 (далее – Основы формирования индексов), а именно, соблюдение долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенного концессионного соглашения в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения с ООО «Владимиртеплогаз», несостоятельна. Конкурсной документацией концессионного соглашения от 22.06.2016, заключенного между муниципальным образованием пос.Вольгинский и ООО «Владимиртеплогаз», было определено, что оно заключается на основании решения Совета народных депутатов поселка Вольгинский от 10.03.2016 № 9/3, которым предельные индексы для муниципального образования поселок Вольгинский на 2017 год установлены в размере 6,8%, на 2018 год (с 01.07.2018) в размере 4,8%. Установленные на долгосрочный период (2016-2019 годы) тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Владимиртеплогаз», обеспечивали необходимый объем валовой выручки и не превышали предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, согласованных решением Совета народных депутатов пос.Вольгинский от 10.03.2016 №№ 9/3 на 2017,2018 годы. Постановлением администрации Владимирской области от 30.04.2014 № 441 в редакции
Решение № 3А-3/2017 от 14.02.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)
сентября 2016 года № 36-в/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Архангельской области на 2017, 2018 и 2019 годы», у с т а н о в и л: постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее – агентство) от 12 сентября 2016 года № 36-в/2 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Архангельской области на 2017 год согласно приложению № 1, на 2018 год согласно приложению № 2, на 2019 год согласно приложению № 3 (пункт 1). Согласно приложению № 1 к данному постановлению (в редакции постановления агентства № 59-в/18 от 06 декабря 2016 года) предельный индекс
Решение № 49О0000-01-2021-000011-13 от 21.01.2022 Магаданского областного суда (Магаданская область)
необходимо было установить льготные тарифы, поскольку в дальнейшем при индексации на 2021 год возникла необходимость их принятия в связи превышением предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Ольский городской округ на 2021 год. Согласно статье 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы ), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований (часть 1). Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации
Решение № 3А-33/2022 от 28.04.2022 Белгородского областного суда (Белгородская область)
воду (холодное водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов (ч. 16 ст. 32 Федерального закона №416-ФЗ). Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифа, которое приводит к превышению предельного индекса, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в указанном выше порядке (ч. 17 ст. 32 Федерального закона №416-ФЗ, п. 37 Правил регулирования тарифов). Предельные индексы устанавливаются федеральным органом регулирования тарифов в среднем по каждому субъекту Российской Федерации на год, если иное не установлено федеральными законами или актом Правительства Российской Федерации (п. 3 Правил регулирования тарифов). Термин «предельные индексы», используемый в Правилах регулирования тарифов, употребляется в том же значении, которое определено Федеральным законом №416-ФЗ и Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 2 Правил регулирования тарифов). Согласно Федеральному закону №416-ФЗ (п. 19 ст. 2) и Основам ценообразования в сфере