ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Предмет охраны достопримечательного места - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение Правительства РФ от 13.12.1999 N 2069-р <Об установлении в аэропорту Туношна (Ярославская область) пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации>
- мемориальные объекты и объекты поклонения - скульптуры, некрополи, памятные знаки, поклонные кресты и пр.; - ценные элементы застройки (здания и сооружения), градоформирующие объекты, ценная средовая застройка и малые архитектурные формы (мосты, беседки, гроты, фонтаны, памятники, подпорные стенки и пр.), ценные элементы благоустройства (клумбы, газоны, элементы исторического мощения, колесоотбойные тумбы и др.). 2) Составление фотографических изображений объектов и территорий, подлежащих охране, в качестве элементов предмета охраны достопримечательного места: - фотографические изображения элементов, составляющих предмет охраны достопримечательного места , с привязкой к карте (схеме). Обоснование границы территории достопримечательного места Текстовые материалы: пояснительная записка, содержащая: - обоснование по установлению границ территории объекта культурного наследия; - рекомендации к обоснованию назначения тех или иных режимов использования земель и градостроительных регламентов на территории достопримечательного места, а также их типологизации; - рекомендации к требованиям и ограничениям градостроительных регламентов. Графические материалы: - схема "Проект границ территории объекта культурного наследия - достопримечательное место" (М от 1:2000). На схеме
Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2004 N 919-р "О руководителе Федеральной таможенной службы"
место на всех без исключения земельных участках, расположенных в границах территории достопримечательного места. Пункт 14.1 приложения N 1 к Приказу предусматривает возможность строительства указанных в нем объектов в границах отдельных участков, выделенных в регламентном участке Р-1-3 достопримечательного места "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", что соответствует подпункту 2 пункта 1 статьи 5.1 Закона об объектах культурного наследия. Кроме того, в силу пункта 1 статьи 56.4 Закона об объектах культурного наследия предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места. В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 названного закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта
Решение Верховного Суда РФ от 20.05.2019 N АКПИ19-170 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим п. 14.1 Требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе, утв. Приказом Минкультуры России от 12.08.2016 N 1864>
и подлежащих обязательному сохранению. Данная норма, разрешая на территории достопримечательного места осуществление ограниченного строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, по своему смыслу не предполагает, что подобное строительство может иметь место на всех без исключения регламентных и включенных в них участках. Кроме того, она подлежит истолкованию и применению во взаимосвязи с иными положениями закона. Так, согласно пункту 1 статьи 56.4 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места. В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 этого федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного
Статья 56.4. Особенности государственной охраны достопримечательных мест
Статья 56.4. Особенности государственной охраны достопримечательных мест 1. Предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места. 2. В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения
Статья 1.
описание местоположения объекта); 4) сведения о категории историко-культурного значения объекта; 5) сведения о виде объекта; 6) описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны объекта культурного наследия); 7) сведения о границах территории выявленного объекта культурного наследия, включая текстовое и графическое описания местоположения этих границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости; 8) фотографическое (иное графическое) изображение: для памятника - снимки общего вида, фасадов, предмета охраны данного объекта; для ансамбля - снимки общего вида, передающие планировочную структуру элементов и композиционные особенности ансамбля, снимки общего вида и фасадов памятников, входящих в состав ансамбля, снимки предмета охраны данного ансамбля; для достопримечательного места - совокупность снимков и (или) иных графических изображений, передающих планировочную структуру элементов и композиционные особенности достопримечательного места. 3. Региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором
Кассационное определение № 117-КАД21-18 от 09.02.2022 Верховного Суда РФ
расположенного в городе Севастополе (далее также - Требования). Пунктом 4 Требований установлены общие ограничения для территории данного достопримечательного места, в частности запрещено: проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, нарушающих целостность достопримечательного места, создающих угрозу повреждения, разрушения или уничтожения объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, памятных мест, элементов и характеристик историко-культурного и природного ландшафта, а также объектов, входящих в предмет охраны достопримечательного места (подпункт 4.1); хозяйственная деятельность, наносящая ущерб окружающей среде - природным и антропогенным объектам и комплексам, санитарному состоянию и гидрологическому режиму водных объектов и элементов гидрографической сети (подпункт 4.2). Земельный участок административного истца расположен в регламентном участке Р-4-6, участок ПР-1. В соответствии с пунктом 64 Требований в границах регламентного участка Р-4-6 выделяются участки ПР-1 - ПР-55. Согласно пункту 65 Требований в границах участков ПР-1 - ПР-55 (территории, преимущественно занятые объектами промышленности и специального назначения)
Апелляционное определение № АЛЛ19-296 от 13.08.2019 Верховного Суда РФ
место на всех без исключения земельных участках, расположенных в границах территории достопримечательного места. Пункт 14.1 приложения № 1 к Приказу предусматривает возможность строительства указанных в нем объектов в границах отдельных участков, выделенных в регламентном участке Р-1-3 достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», что соответствует подпункту 2 пункта 1 статьи 51 Закона об объектах культурного наследия. Кроме того, в силу пункта 1 статьи 56 Закона об объектах культурного наследия предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно- пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места. В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5 названного закона, в соответствии с категорией историко- культурного значения
Решение № АКПИ21-643 от 21.09.2021 Верховного Суда РФ
выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения. Территорией исторического поселения является территория в границах соответствующего населенного пункта. Границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населенного пункта. Требования к определению границ территории исторического поселения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 59 поименованного федерального закона). Приказом Минкультуры России и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 г. № 418/339 утвержден перечень исторических поселений, в который включен город Плес Ивановской области. Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, затрагивает права каждого гражданина Российской Федерации, вне зависимости от места его жительства, чем обусловливается установление для таких объектов специального правового режима, учитывающего особенности данных объектов и определяемого соответствующим градостроительным регламентом. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест , зонам с особыми условиями использования территорий
Кассационное определение № 117-КАД21-18 от 09.02.2022 Верховного Суда РФ
расположенного в городе Севастополе (далее также - Требования). Пунктом 4 Требований установлены общие ограничения для территории данного достопримечательного места, в частности запрещено: проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, нарушающих целостность достопримечательного места, создающих угрозу повреждения, разрушения или уничтожения объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, памятных мест, элементов и характеристик историко-культурного и природного ландшафта, а также объектов, входящих в предмет охраны достопримечательного места (подпункт 4.1); хозяйственная деятельность, наносящая ущерб окружающей среде - природным и антропогенным объектам и комплексам, санитарному состоянию и гидрологическому режиму водных объектов и элементов гидрографической сети (подпункт 4.2). Земельный участок административного истца расположен в регламентном участке Р-4-6, участок ПР-1. В соответствии с пунктом 64 Требований в границах регламентного участка Р-4-6 выделяются участки ПР-1 - ПР-55. Согласно пункту 65 Требований в границах участков ПР-1 - ПР-55 (территории, преимущественно занятые объектами промышленности и специального назначения)
Определение № А13-2072/2022 от 17.10.2022 АС Вологодской области
от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об объектах 2 культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»? 3. Подлежат ли закреплению и закреплены ли в проекте предмета охраны (раздел 1, книга 1, том 3) подлинные конструкции сооружений Мариинской системы, выявленные согласно дополнительного историко-архитектурного анализа, проведенного обществом с ограниченной ответственностью «Градострой плюс» (п. 2.8, книга 8, том 2)? Если подлежат закреплению, то следует ли исходя из имеющихся материалов основание считать, что потенциальный предмет охраны достопримечательного места учтен при разработке предмета охраны в полном объеме? Если подлежат закреплению, но не закреплены либо потенциальный предмет охраны не учтен в полном объеме, является ли это нарушением условий контракта от 15.04.2021 № 017/21? 4. Раскрыты ли в обосновывающей и утверждаемой части научно-проектной документации в соответствии с критериями оценки по определению особенностей, которые послужили включением в предмет охраны, с раскрытием этих особенностей и установлением конкретного элемента, подлежащего охране, следующие характеристики предмета охраны: геоморфологические, ландшафтные,
Решение № А56-79951/2021 от 30.03.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
наследия - достопримечательное место регионального значения «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» на основании Акта государственной историко- культурной экспертизы объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Приказ комитета по культуре Ленинградской области от 13 мая 2015г. №01- 03/15-19 опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте комитета http://okn.lenobl.ru/ в разделе «Официальное электронное опубликование правовых актов. Архив» по электронному адресу ресурса http://old.culture.lenobl.ru/Files/dbelectron/143151295101 -03 15-19.pdf. Предмет охраны достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» установлен приказом комитета по культуре Ленинградской области от 19 апреля 2018г. №01-03/18-46. Приказ комитета по культуре Ленинградской области от 19 апреля 2018г. №01-03/18-46 опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте комитета http://okn.lenobl.ru/ в разделе «Официальное электронное опубликование правовых актов. Архив» по электронному адресу ресурса http://old.culture.lenobl.rU/Files/dbelectron/l 52414818101 -03 18-46.pdf. Предметом охраны достопримечательного места являются элементы историко-культурного меморативного ландшафта, представляющие интерес с точки зрения истории и раскрывающие
Решение № А40-158338/17-17-1392 от 22.11.2017 АС города Москвы
согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 813-р. Распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 898-р достопримечательное место включено в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляет Минкультуры России. Границы территории достопримечательного места утверждены приказом департамента культуры Ярославской области от 17 июля 2012 г. № 32 «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательного места «Исторический центр города Ярославля». Предмет охраны достопримечательного места утвержден приказом Минкультуры России от 17 октября 2012 г. № 1108. Этим же приказом достопримечательному месту присвоен регистрационный номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия 761230002340006. Особенности государственной охраны достопримечательных мест регулируются нормативными положениями Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ). Согласно подпункту 2 части 1 статьи 5.1 Федерального закона N" 73-ФЗ на
Постановление № 5-90/2018 от 28.04.2018 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)
18)допустимо только размещение временных павильонов, киосков, навесов площадью не более 10 кв.м., высотой не более 3 м. и с минимальными расстояниями между объектами 100 м. Опоры освещения в данный перечень не входят, расстояние между ними около 10-15 м. На Советской площади допустимо размещение временных сооружений высотой не более 3. Размещение опор освещения со светодиодными светильниками высотой около 8м. не соответствует требованиям приказа Минкультуры РФ № 2183 и искажает облик Советской площади, входящей в предмет охраны достопримечательного места , и нарушает требования ст. 5.1, ст.33, ст. 56.4 Федерального закона № 73-ФЗ. Согласно п.п.9 п.2 ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ к мероприятиям по государственной охране объектов культурного наследия относится осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего
Постановление № 16-1867/2022 от 18.10.2022 Пятого кассационного суда общей юрисдикции
совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу пункта 2 Приказа № 17-П от 29 сентября 2020 г. на должностное лицо Б. возложены в том числе обеспечение мероприятий по сохранению достопримечательного места и охраняемых объектов, находящихся в границах его территории; обеспечение сохранности территории достопримечательного места и охраняемых объектов в случае осуществления иного ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства; не допускать работы, изменяющие предмет охраны достопримечательного места либо ухудшающие условия, необходимые для его сохранности, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер достопримечательного места; комплекс мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований законодательства по охране достопримечательного места, обеспечивать в соответствии с требованиями к осуществлению соответствующих строительных и земляных работ, предусмотренных градостроительным законодательством; в целях недопущения неблагоприятного воздействия таких работ на достопримечательное место и иные объекты охраны, в том числе, обеспечивать получение соответствующих разрешений на проведение строительных работ (если предусмотрено требованиями законодательства Российской
Решение № 2-391/19 от 20.05.2019 Щекинского районного суда (Тульская область)
письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, вынести решение на усмотрение суда. В судебное заседание представитель третьего лица ФГБУК «Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заповедника. Директор музея-заповедника ФИО7 представила в суд письменные возражения, в которых указала, что жилой дом №, в соответствии с утвержденными требованиями отнесен к объекту, входящему в предмет охраны достопримечательного места и является ценным зданием исторической застройки. В соответствии с особым правовым режимом территории достопримечательного места дом находится на регламентном участке: <данные изъяты> Просила в иске Фролкова С.И. и Фролковой Г.И. отказать. В судебное заседание третье лицо Макарова И.Е. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Суд, выслушав пояснения участвующих лиц, допросив в
Решение № 2А-516/2021 от 23.07.2021 Рыбновского районного суда (Рязанская область)
в регламентную зону Р-1.5 - территории, отнесенные к землям населенных пунктов, не застроенным в мемориальный период (с 1860 по 1941г.г., о том числе, включает годы жизни С.А. Есенина 1895-1925г.г.) (ограниченное преобразование). В соответствии с п.9 приложения №1 к приказу №1449 установлены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах участка Р-1.5. Согласно п.9.1 приложения №1 к приказу №1449 разрешается проведение работ на объектах капитального строительства, направленных на снижение влияния диссонирующих объектов (нарушающих предмет охраны Достопримечательного места ) на предмет охраны и историко-градостроительную среду (текущий ремонт, капитальный ремонт, реконструкция без увеличения высотных параметров существующих объектов капитального строительства, дополнительное озеленение участка) на основе проектной документации, включающей раздел об обеспечении сохранности объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ, или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект культурного наследия. Согласно п.9.2 приложения №1 к приказу №1449