ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Предоставление грантов в форме субсидий юридическим лицам - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843 <О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации>
в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями. Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, указанные положения целесообразно предусматривать в порядках, регулирующих предоставление грантов в форме субсидий юридическим лицам , индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. При этом бюджетные ассигнования на предоставление указанных субсидий предусматриваются главным распорядителем бюджетных средств по коду вида расходов бюджетов 810 "Субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" бюджетной классификации Российской Федерации. 3. В части предоставления грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Согласно положениям части 2 статьи 78.1 Кодекса
Письмо Минфина России от 06.08.2019 N 12-02-39/59180 "О порядке и условиях финансового обеспечения дополнительного образования детей в негосударственных образовательных организациях"
модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - ПФДО), предусмотрены в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в структуру национального проекта "Образование". Реализация указанных мероприятий не предусматривает увеличение бюджетных ассигнований на выполнение полномочий органов местного самоуправления, определенных пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ, а направлена на изменения способов финансового обеспечения организации предоставления дополнительного образования детям с заменой бюджетных ассигнований на предоставление субсидий муниципальным бюджетным учреждениям на предоставление грантов в форме субсидии юридическим лицам , являющимся коммерческими и некоммерческими организациями, реализующими программы дополнительного образования детей, включенных в реестр исполнителей в рамках полномочий, предусмотренных соответственно статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и частью 5 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Предоставление гранта в форме субсидии осуществляется в соответствии с положениями пункта 7 статьи 78
"План деятельности Министерства просвещения Российской Федерации на 2019 год" (утв. Минпросвещения России 08.05.2019 N ОВ-3/02вн)
в субъектах Российской Федерации Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации Петрунина И.А., Четвертков А.Е. Февраль Заключение соглашения с субъектами Российской Федерации (не менее 20 ежегодно), внедряющего современные модели поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях 2. Реализация мероприятий по ежегодному конкурсному отбору юридических лиц (общеобразовательных организаций), реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания Соглашения о предоставлении грантов в форме субсидии юридическим лицам (образовательным организациям) Петрунина И.А., Четвертков А.Е. В течение года Заключение соглашения с юридическими лицами (общеобразовательными организациями) 1.3. Ведомственная целевая программа "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности" 1. Проведение Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры" Отчет о проведении мероприятия Михеев И.А. Сентябрь Увеличение доли учащихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время 2. Проведение Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания" Отчет о проведении мероприятия Михеев
Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 N 568 (ред. от 29.07.2013) "О федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы"
итогам конкурсного отбора научно-исследовательских проектов и для финансового обеспечения наиболее результативных научно-исследовательских проектов перераспределять до 15 процентов средств, предусмотренных на реализацию мероприятия, между дисциплинарными направлениями. Предусматривается обязательное условие привлечения внебюджетных средств в размере не менее 20 процентов объема средств федерального бюджета на реализацию научно-исследовательских проектов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 N 1037) (см. текст в предыдущей редакции) В 2012 году отбор научно-исследовательских проектов осуществляется в виде конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий для юридических лиц в соответствии с Положением, предусмотренным приложением N 2.1. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 N 184) Научно-образовательные центры рассматриваются как основные инфраструктурные элементы Программы, обеспечивающие закрепление научных и научно-педагогических кадров в сфере науки и образования. Предполагается наиболее эффективное использование научной, кадровой, опытно-экспериментальной и приборной базы в исследовательском и учебном процессах. Важнейшей задачей научно-образовательного центра является создание условий развития внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров. Механизм закрепления в науке посредством участия
Определение № 305-ЭС21-13732 от 10.11.2021 Верховного Суда РФ
лицом), подтверждающей отсутствие у победителя конкурса на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом. Ответственность за достоверность предоставляемых в Минобрнауки России документов несет победитель конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункта 7(2) Правила предоставления грантов в форме субсидий). Частью 2 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение юридическим лицом , индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса. Как установлено судами, по результатам конкурсного отбора организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы университет признан победителем (протокол заседания конкурсной комиссии от 11.05.2018). Университет 14.05.2018 представил в Минобрнауки России справку, подтверждающую отсутствие на первое число месяца, предшествующего месяцу, в
Постановление № А32-9255/2022 от 02.11.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
(далее - истец, министерство) и обществом с ограниченной ответственностью «РегионДорСтрой» (далее - ответчик, получатель) в соответствии с Порядком предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность в базовых несырьевых отраслях экономики, для привлечения консультантов в целях внедрения мероприятий по повышению производительности труда с применением технологий бережливого производства, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2019 № 537 (в редакции, действовавшей на 25.09.2019) (далее - Порядок), заключено соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии юридическому лицу , осуществляющему хозяйственную деятельность в базовых несырьевых отраслях экономики, для привлечения консультантов в целях внедрения мероприятий по повышению производительности труда с применением технологий бережливого производства от 25.09.2019 № 168 (далее - Соглашение). В соответствии с пунктом 1.2 Порядка гранты предоставляются министерством юридическим лицам в соответствии с объемами финансирования, предусмотренными на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1.2.2.3 таблицы 2 раздела 2 «Перечень мероприятий подпрограммы» подпрограммы «Повышение эффективности управления организационными и производственными процессами
Решение № А32-9338/2022 от 02.06.2022 АС Краснодарского края
в 2020 году; настаивал на том, что обстоятельства других лет значения не имеют. Как следует из материалов дела и установлено судом, между министерством экономики Краснодарского края и НАО «Тимашевское ДРСУ» в соответствии c Порядком предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность в применением технологий бережливого производства, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2019 № 537 (в редакции, действовавшей на 25.09.2019) (далее — Порядок), заключено соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии юридическому лицу , осуществляющему — хозяйственную деятельность в базовых несырьевых отраслях экономики, для привлечения консультантов в целях внедрения мероприятий по повышению производительности труда с применением технологий бережливого производства от 08.10.2019 № 175 (далее — Соглашение). В соответствии с пунктом 2.7 Порядка, пунктом 1.3 Соглашения ответчику предоставлен грант в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей (платежное поручение от 16.10.2019 № 681433). Согласно пункту 2.2.4 Соглашения получатель принял на себя обязательства по обеспечению достижения
Решение № А32-11199/2022 от 13.07.2022 АС Краснодарского края
года реализации программы по сравнению с базовым 2019 годом. Указанные услуги оказывались в рамках реализации условий соглашения о предоставлении гранта в форме субсидии № 174 от 01.10.2019, заключенного между заказчиком и Министерством экономики Краснодарского края (п. 1.8. договора). Истец, являясь участником национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» (по соглашению № 136 от 04.07.2019 г. с Министерством экономики Краснодарского края»), заключил 01.10.2019 с Министерством экономики Краснодарского края соглашение № 174 о предоставлении гранта в форме субсидии юридическому лицу , осуществляющему хозяйственную деятельность в базовых несырьевых отраслях экономики, для привлечения консультантов в целях внедрения мероприятий по повышению производительности труда с применением технологий бережливого производства. В соответствии с п. 1.1. соглашения № 174 истцу в 2019 году предоставлен из краевого бюджета грант в размере 3 000 000 рублей на привлечение консультантов для работы на предприятиях, внедряющих мероприятия по повышению производительности труда с применением технологий бережливого производства. Для реализации мероприятий нацпроекта «Производительность
Решение № А32-9255/2022 от 25.08.2022 АС Краснодарского края
(далее – истец, министерство) и обществом с ограниченной ответственностью «РегионДорСтрой» (далее – ответчик, получатель) в соответствии с Порядком предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность в базовых несырьевых отраслях экономики, для привлечения консультантов в целях внедрения мероприятий по повышению производительности труда с применением технологий бережливого производства, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2019 № 537 (в редакции, действовавшей на 25.09.2019) (далее – Порядок), заключено соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии юридическому лицу , осуществляющему хозяйственную деятельность в базовых несырьевых отраслях экономики, для привлечения консультантов в целях внедрения мероприятий по повышению производительности труда с применением технологий бережливого производства от 25.09.2019 № 168 (далее – Соглашение). В соответствии с пунктом 1.2 Порядка гранты предоставляются министерством юридическим лицам в соответствии с объемами финансирования, предусмотренными на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1.2.2.3 таблицы 2 раздела 2 «Перечень мероприятий подпрограммы» подпрограммы «Повышение эффективности управления организационными и производственными процессами
Решение № 2А-2711/2021 от 23.08.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)
Дело № 2а-2711/2021 55RS0007-01-2021-003978-79 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 августа 2021 года город Омск Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Н.С. Голубовской Н.С., при секретаре судебного заседания Скоревой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Омска к Администрации города Омска о признании недействующим в части постановления Администрации г.Омска от 15.12.2020 № 732-п «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на финансовое обеспечение образовательных услуг, оказываемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей», У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Омска обратился в суд с названным выше административным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой г.Омска проведена проверка законности постановления Администрации г.Омска от 15.12.2020 № 732-п «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидии юридическим
Решение № 2-1120/2016 от 03.11.2016 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)
рассмотрены следующие вопросы: 1. Выбор председательствующего и секретаря собрания, наделение их полномочиями по проведению подсчета голосов, оформлению и подписанию протокола общего собрания; 2. Наделение Совета дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества; 3. Принятие решения об использовании средств, полученных по гранту в форме субсидий – победителям основного (городского) этапа ежегодного конкурса «Самый благоустроен район г. Красноярска» в соответствии с постановлением Администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления грантов в форме субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – победителям основного (городского) этапа ежегодного конкурса «Самый благоустроенный район г. Красноярска» и утверждение сметы расходов в размере 67 088 рублей, в том числе на установку устройства, ограничивающего проезд автотранспорта по придомовой территории многоквартирного дома; 4. Наделением собственника квартиры № полномочиями по представлению интересов собственников многоквартирного дома в отношениях с ООО 5. Рассмотрение и утверждение плана расположения устройства, ограничивающего проезд автотранспорта по
Апелляционное определение № 2А-2711/2021 от 02.02.2022 Омского областного суда (Омская область)
26.02.2010 № 96, а именно: наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям. Поскольку субсидия считается предоставленной хозяйствующему субъекту после подписания соответствующего соглашения установление мер ответственности в отношении лиц, не заключавших с Администрацией г. Омска указанных соглашений (отказавшихся от их заключения), противоречит подпункту «б» пункта 7 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам , индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492). Положения Порядка, исключающие возможность претендовать на получение гранта в последующие три года для хозяйствующих субъектов, отказавшихся от заключения соглашения, приводят к ограничению конкуренции среди исполнителей образовательных услуг. С учетом уточнения исковых требований просил признать недействующим подпункт 6 пункта 12, пункт 37 постановления Администрации г. Омска от 15.12.2020 №732-п «Об утверждении
Кассационное определение № 88А-8840/2022 от 19.05.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
№ 96, а именно: наличие завышенных требований к лицам предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований гражданам и организациям. Полагает, что поскольку субсидия считается предоставленной хозяйствующему субъекту после подписания соответствующего соглашения установление мер ответственности в отношении лиц, не заключавших с Администрацией г. Омска указанных соглашений, отказавшихся от их заключения, противоречит подпункту «б» пункта 7 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий юридическим лицам , индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1492. Указанные положения Порядка предоставления грантов, исключающие возможность претендовать на получение гранта последующие три года для хозяйствующих субъектов, отказавшихся от заключения соглашения, приводят к ограничению конкуренции среди, исполнителей образовательных услуг. Решением Центрального районного суда г. Омска от 23 августа 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной
Решение № 3А-339/2021 от 21.09.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
удовлетворению, ссылаясь на то, что оспариваемый правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Ленинградской области, с соблюдением порядка принятия и опубликования, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности пунктам 3 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам , индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг». Областному закону Ленинградской области от 20.07.2015 N 75-оз «О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области». Действующим законодательством не закреплен принцип безусловности предоставления субсидий за счет бюджетных средств всем обратившимся лицам. Субсидия носит целевой характер и предоставляется в целях компенсации недополученных доходов, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы