ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 31-АД21-8 от 22.11.2021 Верховного Суда РФ
акте, на части земельных участков не устранены в числе иных такие нарушения как: непроведение обязательных агротехнических мероприятий (вспашка почвы, культивация, дискование, возделывание сельскохозяйственных культур), непроведение других мероприятий по борьбе с сорняками и древесно-кустарниковой растительностью, невыполнение установленных требований по улучшению, защите земель, охране почв и предотвращению других процессов негативного воздействия на окружающую среду; часть участков зарастает сорной и древесной растительностью, имеется срубленная древесно-кустарниковая растительность, сложенная в кучи. Приведенные обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, копиями предписания государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 14.11.2018 (л.д. 6-7, том 1), определения от 07.06.2019 об удовлетворении ходатайства о продлении до 07.10.2019 срока исполнения предписания (л.д. 8-9, том 1), акта проверки от 23.10.2019 (л.д. 10-11, том 1), акта осмотра с фототаблицей (л.д. 12-13, 17-28, том 1), протоколом об административном правонарушении (л.д.
Кассационное определение № 66-КА20-4 от 03.06.2020 Верховного Суда РФ
Российской Федерации, законодательством Иркутской области, должностное лицо уполномоченного органа выдает субъекту проверки предписание об устранении такого нарушения с указанием срока устранения нарушения и направляет копию акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в течение трех рабочих дней со дня составления акта проверки в структурное подразделение территориального органа исполнительной власти, осуществляющее государственный земельный надзор, либо другой орган, уполномоченный применять меры административного воздействия к лицам, допустившим нарушение. Постановлением администрации г. Иркутска от 23 мая 2012 года № 031-06-1054/12 (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания) утвержден административный регламент осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования город Иркутск», пунктом 5.1. которого предусмотрены права уполномоченного органа при осуществлении мероприятий по муниципальному земельному контролю в границах муниципального образования город Иркутск, и в числе прочих указано, что в случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом проверки требований земельного законодательства выдавать субъекту проверки предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их
Определение № 307-АД17-6188 от 20.09.2017 Верховного Суда РФ
послужили основанием для выдачи обществу предписания от 29.12.2015 № 1229/15/1 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. Не согласившись с указанными постановлением и предписанием административного органа, общество оспорило их в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом состава вмененного обществу правонарушения и признал незаконным оспариваемое постановление административного органа, отменив его. Кроме того, признал недействительным и оспариваемое предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, поскольку в отсутствие доказательств того, что общество в установленном порядке изменило вид разрешенного использования спорного земельного участка «для размещения промышленных объектов», размещение обществом на этом земельном участке объектов торговли и автостоянки образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ. На основании изложенного, суд апелляционной инстанции признал правомерными оспариваемые постановление административного органа о привлечении к ответственности и предписание,
Определение № 21АП-685/19 от 14.11.2019 Верховного Суда РФ
признано незаконным и отменено. Суды, руководствуясь положениями статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали, что общество использует спорные земельные участки в составе единого землепользования, продолжает процедуру оформления прав на земельный участок. Отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направляя дело на новое рассмотрение, суд округа в том числе исходил из того, что предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно- распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений требований земельного законодательства в целях их устранения. Суд округа признал, что содержание оспариваемого предписания с учетом требований земельного законодательства судами не оценивалось, в том числе по критерию наличия в нем указания на нарушения конкретных норм земельного законодательства, вмененных обществу, на устранение которых направлено предписание. При этом суд округа указал, что суды нижестоящих инстанций при рассмотрении спора ограничились только проверкой заявления
Постановление № 20АП-5001/2016 от 28.11.2016 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
срока хранения (т. 2, л. д. 3-8). Постановлением руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 19.08.2015 № СМ-ГР-ЗН-0561-229/15 ФИО1 привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 20 000 руб. Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям с участием понятых 30.09.2015 проведена повторная проверка использования ответчиком спорного земельного участка. По результатам проверки составлен протокол осмотра земельного участка. Согласно протоколу осмотра и приобщенным фотоматериалам ответчик предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства не исполнил. Земельный участок по целевому назначению для сельскохозяйственного производства не используется и не обрабатывается. На основании пункта 7 статьи 6 Закона № 101-ФЗ Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям направило материалы в отношении ИП ФИО1 в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, который, согласно пункту 1.1.1 Положения о департаменте, является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным на обращение в суд с требованием об изъятии земельных участков сельскохозяйственного назначения,
Постановление № 20АП-4950/16 от 31.10.2016 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
2, л. д. 9–13). Постановлением руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 19.08.2015 № СМ-ГР-ЗН-0561-224/15 предприниматель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей (т. 1, л. д. 19). В ходе повторной проверки, проведенной 30.09.2015, Управлением Россельхознадзора по Брянской составлен протокол осмотра земельного участка (с приложением фотоматериалов), согласно которому ответчиком предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства не исполнено. Земельный участок по целевому назначению для сельскохозяйственного производства не использует и не обрабатывается (т. 1, л. д. 21). Ссылаясь на неиспользование земельного участка по целевому назначению, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применимы нормы законодательства, действующие на момент их возникновения (дату обращения в суд). Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об
Постановление № А04-10637/17 от 16.01.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда
и индивидуальных предпринимателей определены Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486. Пунктом 9 Регламента предусмотрено право должностных лиц Росреестра выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки. Предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ с указанием сроков их устранения выносится органом земельного надзора в целях устранения допущенных правонарушений, исполнение которых впоследствии контролируется. Предписание является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его законному представителю. Истечение срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации является основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки. Как установлено судом, по настоящему делу проверка была проведена на
Постановление № 08АП-7906/20 от 18.09.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда
30.01.2019. Ответом Управлением Россельхознадзора по Калужской области от 31.01.2019 сообщено, что в октябре 2017 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО1 на принадлежащих ему земельных участках сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Калужская область, Думинический район, вблизи д. Ясенок. Установлено ненадлежащее использование земельных участков, расположенных по адресу: Калужская область, Думинический район, вблизи д. Ясенок, в соответствии с их видом разрешения использования (для ведения сельскохозяйственного производства), по итогу проведенной проверки, ФИО1 выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ. Постановлением о назначении административного наказания от 20.02.2018 № ЮЗ-Р/18 гражданин ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. В целях контроля исполнения выданного предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ в августе 2018 года, Управлением проведена внеплановая выездная проверка, в рамках которой установлено что ФИО1 не выполнил в установленные законом
Постановление № 16-413/2021 от 02.02.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции
регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, выразившейся в ненадлежащем использовании ФИО1 земельного участка на землях, не разграниченных по собственникам, находящихся в ведении администрации городского округа <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в ходе проверки установив, что вышеуказанные нарушения земельного законодательства не устранены, повторно выдал ФИО1 предписание № об устранении нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации. За невыполнение в установленный срок предписания федерального органа, осуществляющего государственный земельный надзор, об устранении указанных в нем нарушений земельного законодательства Российской Федерации, постановлением мирового судьи судебного участка №2 Навашинского судебного района Нижегородской области от 10 июня 2019 г. ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В ходе внеплановой проверки исполнения предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
Решение № 2-1316/18 от 31.07.2018 Красноармейского районного суда (Краснодарский край)
что подтверждается письмом ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный дом находится на земельном участке кадастровый №, площадь 1 136 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства. 1\8 доля земельного участка общей площадью 1 136 кв.м, с кадастровым номером 23:13:0702001:85 для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, используется ответчиком без надлежащим образом оформленных документов. Составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого ФИО1 предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленное нарушение, то есть оформить права на 1/8 долю указанного выше земельного участка. Постановлением государственного земельного надзора о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании 1\8 доли земельного участка общей площадью 1 136 кв.м, с кадастровым номером 23:13:0702001:85 для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, не имея предусмотренных
Решение № 2-1154/18 от 16.07.2018 Красноармейского районного суда (Краснодарский край)
подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанная квартира находится на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 3500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства. 1\4 доля земельного участка общей площадью 3500 кв.м, с кадастровым номером 23:13:0702009:32 для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. используется ответчиком без надлежащим образом оформленных документов. Составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого ФИО2 предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленное нарушение, то есть оформить права на 1/4 долю указанного выше земельного участка. Постановлением государственного земельного надзора о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании 1\4 доли земельного участка общей площадью 3500 кв.м, с кадастровым номером 23:13:0702009:32, не имея предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, ответственность за которое
Решение № 2-2336/18ГОДА от 17.12.2018 Красноармейского районного суда (Краснодарский край)
государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный дом находится на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 1 200 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства. 1\4 доля земельного участка общей площадью 1 200 кв.м, с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> используется ответчиком без надлежащим образом оформленных документов. Составлен протокол об административном правонарушении от 03 октября 2017 года. Выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ от 03 октября 2017 года № 84, согласно которого ФИО3 предписано в срок до 03 апреля 2018 года устранить выявленное нарушение, то есть оформить права на 1/4 долю указанного выше земельного участка. Постановлением государственного земельного надзора о назначении административного наказания от 18 октября 2017 года ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании 1\4 доли земельного участка общей площадью 1 200 кв.м, с кадастровым номером № для ведения
Решение № 2-1566/2021 от 01.07.2021 Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
на нем размещены транспортные средства, механизмы, сооружения, имеется вагончик охраны. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДАТА ИЗЪЯТА, составленным Управлением Росреестра по АДРЕС ИЗЪЯТ (л.д.36-38), фототаблицей земельного участка по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТК, кадастровый ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, площадью 2989 кв.м. (л.д.39). С указанным актом ИП ФИО1 был ознакомлен, им получены соответствующие документы, о чем свидетельствует его подпись в акте. На основании данной проверки, ДАТА ИЗЪЯТА Управлением Росреестра по АДРЕС ИЗЪЯТ ИП ФИО1 вынесено предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ с требованием устранить выявленные нарушения до ДАТА ИЗЪЯТА, путем оформления правоустанавливающих документов на земельный участок (л.д.40-41). С данным предписанием ИП ФИО1 был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись. Данные обстоятельства явились основанием для составления Управлением Росреестра по АДРЕС ИЗЪЯТ ДАТА ИЗЪЯТА протокола об административном правонарушении ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в отношении ИП ФИО5 (л.д.43-44). Постановлением Управления Россреестра по АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА ИП ФИО1 привлечен к административной ответственности по