об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Частью 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 данного закона. В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24 июля
границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218- ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и
участок) кадастровая стоимость образуемых участков определяется путем умножения площади указанных участков на удельный показатель преобразуемого участка. Применив пункт 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (далее – Методические указания) и признав, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка ( преобразуемый земельный участок ) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций признали, что кадастровая стоимость участков подлежит определению исходя из удельного показателя в размере 46, 33 руб. за 1 кв.м., поскольку данный показатель был применен к преобразуемому земельному участку. При этом суд определил кадастровую стоимость участков ретроспективно, по состоянию на 05.10.2010 и на 03.08.2011, поскольку посчитал действия ответчиков,
участков рыночной оценке подлежит индивидуальный земельный участок. Поскольку спорные земельные участки кадастровую оценку не проходили, то способ защиты права в виде установления кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, является ненадлежащим. Указав, что предметом заявленных требований является обжалование неправомерных действий государственного органа, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело по правилам главы 24 АПК РФ. Применив пункт 2.1.17 Методических указаний и признав, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка ( преобразуемый земельный участок ) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, суд апелляционной инстанции указал, что кадастровая стоимость участков подлежит определению исходя из удельного показателя в размере 46, 33 руб. за 1 кв.метр, поскольку данный показатель был применен к преобразуемому земельному участку. При этом суд определил кадастровую стоимость участков ретроспективно, по состоянию на 05.10.2010 и на 03.08.2011, признав действия ответчиков, совершенные в эти
соответствии с отчетом от 28.02.2014 № 45/14 в размере 34 834 000 руб. Суды признали несостоятельным, основанным на неверном толковании норм материального права довод Администрации о том, что рыночную стоимость спорного участка следовало определять на дату постановки его на кадастровый учет, а не по состоянию на 01.01.2007 – дату проведения кадастровой оценки земель в Тверской области. Согласно пункту 2.1.17 Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка ( преобразуемый земельный участок ) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на УПКС преобразуемого земельного участка. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11 сформулирована следующая правовая позиция: поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется УПКС преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, то датой, по состоянию на
земельного участка с кадастровым номером 39:17:010009:760. Решением от 10.06.2022 Арбитражный суд Калининградской области удовлетворил заявленные требования в полном объеме. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ ФАУГИ и ООО «Коммунальные услуги» обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просили решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов своей апелляционной жалобы Росимущество указало, что в рассматриваемом случае, при разделе земельного участка с кадастровым номером 39:17:010009:113, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах и образовании земельного участка с кадастровым номером 39:17:010009:760 местоположение границ участков не менялось, в связи с чем, акт согласования с заинтересованными лицами – правообладателями смежных земельных участков не требуется. ООО «Коммунальные услуги» в своей апелляционной жалобе указало на следующее. По мнению Общества, отсутствовали правовые основания для применения судом первой инстанции положений ч.1. ст. 39 ФЗ РФ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ, поскольку, в результате образования нового земельного участка с кадастровым
ответчиком действий по снятию с учета спорного земельного участка. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае выдела земельного участка или раздела земельного участка преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Согласно части 1 статьи 16 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости. В силу части 4 статьи 24 Закона № 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее
в сведения об объекте недвижимости и запрещает предъявлять собственнику (правообладателю) поставленного на учет объекта недвижимости иначе как на основании решения суда требования об осуществлении учета изменений данного объекта недвижимости. В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании данного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Следовательно, указанная норма Закона допускает кадастровый учет изменений границ и (или) площади земельного участка, определенных со степенью точности, не соответствующей современным требованиям, а также в виде исключения - кадастровый учет земельного участка, образуемого посредством выдела из преобразуемого
222, они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке. В соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний № 222 в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка ( преобразуемый земельный участок ) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. Пунктом 13 Правил № 316 также предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель. Из материалов дела следует, что ФИО2
кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Во исполнение пункта 11 Правил Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 утверждены «Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка». Согласно подпункта 2.1.17 Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка ( преобразуемый земельный участок ) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. Таким образом, Методическими указаниями предусмотрено определение кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок), путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. Так, кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков была определена Кадастровой палатой, исходя из значений среднего удельного показателя кадастровой
земельный участок с кадастровым номером № по приказу министерства экономического развития Калужской области от 15 ноября 2013 года №1375-п с указанием на правильную кадастровую стоимость земельного участка 17499822, 09 рублей, правильный удельный показатель кадастровой стоимости 3 055,67 рублей. В обоснование принятого решения указано на выявление того обстоятельства, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет 18 декабря 2015 года в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № ( преобразуемый земельный участок ); экономические характеристики преобразуемого земельного участка определены согласно приказу министерства экономического развития Калужской области от 15 ноября 2013 года №1375-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории городского округа «Город Калуга» Калужской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по городскому округу «Город Калуга» Калужской области» со значением удельного показателя 3 055,67 руб./кв.м, в связи с чем кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым
раздела земельного участка с кадастровым №, расположенного: <адрес>», Филиалом ФГБУ «ВКП Росреестра» по Тверской области 19.08.2015 осуществлен кадастровый учет многоконтурного земельного участка с общей площадью 94 042 м2 и которому присвоен кадастровый №. Из представленного кадастрового дела и межевых планов, являющихся приложением к вышеуказанным заявлениям кадастрового инженера, представленным в материалы уголовного дела в электронном виде, следует, что земельный участок с кадастровым № образован в результате раздела земельного участка с кадастровым №, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При этом заказчиком кадастровых работ выступало Тверское территориальное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ИНН <***>). Из представленных документов следует, что 11.08.2015 г. на основании решения ведущего инженера Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области №, осуществление государственного кадастрового учета по заявлению кадастрового инженера от 05.08.2015 г. было приостановлено по причине отсутствия в представленном межевом плане от 04.08.2015 г. документов-оснований для осуществления кадастрового учета, а именно