ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Применение повышающего коэффициента за коммунальные услуги - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 (с изм. от 15.06.2018) "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (вместе с "Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг")
способом, предусмотренным пунктом 43 Правил. Таким образом, определение объема водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, необходимо производить исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в многоквартирный дом. Объемы холодной и горячей воды, предоставленные в многоквартирный дом, определяются в соответствии с пунктом 21 Правил N 124. 6. Об основаниях применения повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги, стоимости коммунальных ресурсов и учете средств от применения повышающих коэффициентов у исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций. По вопросам применения повышающих коэффициентов в случаях, установленных в Правилах N 354 и в случаях, установленных в Правилах N 124, отмечаем следующее. Правительство Российской Федерации установило применение повышающих коэффициентов по двум основаниям: 1) исходя из положения части 1 статьи 157 ЖК РФ в указанных в ней случаях; 2) исходя из положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о
Письмо Минстроя России от 09.09.2016 N 29454-АТ/04 <О порядке применения повышающих коэффициентов при расчете стоимости коммунальных услуг>
квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. До 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом данная обязанность не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования. Порядок (и случаи) расчета размера платы с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в случае неисполнения установленной Федеральным законом обязанности по оснащению приборами учета регламентирован разделом VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), и Приложением N 2 к Правилам. Действующее законодательство предусматривает применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги. Виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, установлены пунктом
Письмо Минстроя России от 15.08.2016 N 26049-ОД/04 <О порядке применения повышающих коэффициентов к плате за коммунальную услугу>
целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов. При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - постановление N 603) уточнен порядок применения повышающих коэффициентов к плате за коммунальную услугу в случаях отсутствия индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии при наличии технической возможности установки таких приборов учета, согласно которому повышающий коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки соответствующих приборов учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт. В соответствии с последним абзацем пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и
Постановление Правительства РФ от 13.04.1999 N 414 "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) об условиях выполнения проектов, осуществляемых в Российской Федерации при содействии ЮНЕСКО"
потребления. Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления. По вопросу применения исполнителем коммунальных услуг повышающего коэффициента в ветхих, аварийных домах, а также подлежащих сносу или капитальному ремонту сообщаем. Согласно абзацу 3 пункта 42 Правил N 354, при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов
Письмо Минстроя России от 28.05.2015 N 16439-ОЛ/04 <О применении повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг>
 МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 28 мая 2015 г. N 16439-ОЛ/04 Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг с 1 января 2015 года и сообщает. Согласно взаимосвязанным положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). В
Определение № 5-КГ21-170 от 18.01.2022 Верховного Суда РФ
по делу расчет задолженности, представленный истцом и представляющий собой сводную таблицу начислений по лицевому счету ФИО1 без указания количества предоставленных коммунальных услуг, суд не проверил его на соответствие нормам жилищного законодательства об определении размера платы за коммунальную услугу, не установил, исходя из каких объемов потребления соответствующих услуг и на какое количество проживающих в жилом помещении граждан произведены указанные начисления, а также в каком размере и с применением или без применения повышающего коэффициента к нормативу потребления рассчитана плата за коммунальные услуги . Между тем на неверное установление судом фактических обстоятельств дела и неправильность расчета истца ФИО1 указывал при рассмотрении спора в суде первой инстанции, а также в апелляционной и кассационной жалобах, возражая против предоставленного истцом расчета и представляя свой контррасчет задолженности, которому суд не дал оценки. Таким образом, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не были установлены, а кассационный суд общей юрисдикции указанные
Определение № 301-КГ16-13347 от 04.10.2016 Верховного Суда РФ
в акте от 10.08.2015 № 84-ц. Инспекцией выявлено, что при расчете платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в период с января по июнь 2015 года были применены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, установленные постановлением главы города Иваново от 30.05.2002 № 456. Нормативный акт субъекта Российской Федерации, устанавливающий норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, рассчитанный с применением повышающих коэффициентов, в этот период принят не был, то есть обществом нарушен подпункт «г» пункта 31, пункт 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). По результатам проверки обществу выдано предписание, обязывающее до 14.09.2015 произвести названном гражданину перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в соответствии с пунктом 42 Правил № 354. Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленного требования
Апелляционное определение № АПЛ21-225 от 01.07.2021 Верховного Суда РФ
соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и не противоречит части 2 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, предусматривающей обязанность осуществлять расчеты за потребленные энергоресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Ссылка в апелляционной жалобе на несоответствие оспариваемого абзаца восьмого пункта 6 приложения к Письму пункту 21(1) Правил № 124 несостоятельна, так как названная норма Правил № 124 применение повышающего коэффициента при расчете платы за коммунальные услуги для потребителя (собственника или нанимателя жилого помещения в многоквартирном доме) не регулирует. Обоснованным является и вывод суда первой инстанции о соответствии действующему законодательству разъяснений, данных Минстроем России в абзацах тринадцатом и четырнадцатом пункта 6 приложения к Письму, о том, что средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышенных нормативов в указанных случаях, а также с учетом применения повышающих коэффициентов, введенных в Правила № 124 Постановлением № 603, составляют доходы
Определение № 09АП-27390/18 от 12.08.2019 Верховного Суда РФ
Москвы от 14.07.2015 № 435-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11.01.1994 № 41» (далее – Постановление № 435-ПП), суды оценили представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды исходили из неправомерности применения обществом повышающего коэффициента 12/7 к нормативу на отопление, поскольку действие Постановления № 435-ПП не имеет обратной силы и не может применяться к правоотношениям сторон, возникшим до его принятия. Суды указали, что рассчитанные энергоснабжающей организацией количество и стоимость коммунального ресурса (тепловой энергии для нужд отопления) значительно превышают объемы и стоимость коммунальной услуги , предоставленной управляющей организацией как исполнителем коммунальных услуг и подлежащей оплате собственниками жилых помещений многоквартирного дома. Между тем судами не учтено следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую
Определение № 305-ЭС19-3781 от 17.06.2019 Верховного Суда РФ
Москвы от 14.07.2015 № 435-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11.01.1994 № 41» (далее – Постановление № 435-ПП), суды оценили представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды исходили из неправомерности применения обществом повышающего коэффициента 12/7 к нормативу на отопление, поскольку действие Постановления № 435-ПП не имеет обратной силы и не может применяться к правоотношениям сторон, возникшим до его принятия. Судами отмечено, что рассчитанные энергоснабжающей организацией количество и стоимость коммунального ресурса (тепловой энергии для нужд отопления) значительно превышают объемы и стоимость коммунальной услуги , предоставленной управляющей организацией как исполнителем коммунальных услуг и подлежащей оплате собственниками жилых помещений многоквартирного дома. В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что вывод судов о незаконности применения в расчетах между ответчиком и истцом коэффициента 12/7 является ошибочным и основан на неверном толковании норм материального права. Компания ссылается
Решение № А28-15690/19 от 20.08.2020 АС Кировской области
от 18.07.2019 № 2537/2019 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении АО «ККС» при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору. В ходе проверки установлено, что 02.04.2019 в квартире №18 МКД №46 установлен ИПУ холодной воды с начальным показателем 435 куб.м, что подтверждается актом ввода прибора учета в эксплуатацию № 48. АО «ККС» произвело начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению за апрель 2019 года исходя из норматива потребления (с применением повышающего коэффициента за коммунальную услугу по холодному водоснабжению) на сумму 658,17 рублей, из них: холодная вода – 440,46 руб., водоотведение – 217,71 руб. В мае 2019 года потребителем переданы показания ИПУ холодной воды – 474 куб.м. В едином платежном документе за май 2019 года АО «ККС» произвело начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению исходя из показаний ИПУ холодной воды в размере 1877,85 рублей, из них: холодная вода (39 куб.м*27,65 руб.) – 1078,35 руб.,
Постановление № А71-4553/2021 от 16.08.2022 АС Уральского округа
а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела. Заявитель оспаривает выводы судов о правомерности применения обществом «Т Плюс» повышающего коэффициента к нормативам потребления при расчете размера платы за тепловую энергию, указывая, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), применение повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению отменено, формулы 2(2) и 2(3) Приложения № 2 названных Правил исключены. Кассатор считает, что судами применены не подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), отмечая, что письменный договор теплоснабжения между сторонами
Постановление № 13АП-9395/2022 от 17.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
частью 4 статьи 12 частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении). Согласно разъяснениям, изложенным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 02.06.2017 N 19506-00/04, повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении). Таким образом, в случае, если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности. Полученные доходы от применения повышающих коэффициентов не учитываются при корректировке тарифов, утверждаемых на очередной год. Такой доход
Постановление № 03АП-3431/18 от 06.08.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно пункту 2 письма Минстроя России от 18.03.2015 N 7288-ач/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг ", из положений действующей редакции Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный норматив". Как обоснованно установил суд первой инстанции, исходя из буквального толкования п. 1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от
Постановление № А33-21426/16 от 01.08.2017 АС Восточно-Сибирского округа
том, что, повышающие коэффициенты не применяются при определении в соответствии с пунктом 42 Правил № 354 размера платы за коммунальные услуги по водоотведению, суды двух инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований у истца для применения повышающего коэффициента при определении объемов водоотведения, поскольку применение повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги по водоотведению действующим законодательством не предусмотрено. Ссылка истца при обосновании необходимости применения им при расчете повышающего коэффициента на разъяснения, содержащиеся в пункте 5 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.03.2015 № 7288-ач/04, обоснованно отклонена судами, как противоречащая нормам законодательства, подлежащего применению при определении размера платы за коммунальные услуги по водоотведению. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено. По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные
Решение № 2-943/2017Г от 20.02.2017 Балашихинского городского суда (Московская область)
расчетного периода, в котором составлен такой акт; TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Письмом Минстроя России от 02.09.2016 года № 28483-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства РФ постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг» разъяснен порядок применения положений действующего законодательства, в том числе порядок применения повышающих коэффициентов за коммунальную услугу по отоплению. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется - в указанном случае в период после 1 июля 2016 года в следующим образом: а) в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии, - по формуле 2 приложения N 2 к Правилам N 354, а в случае наличия обязанности собственников помещений в многоквартирном доме установить общедомовый прибор учета тепловой энергии
Решение № 12-568/16 от 16.08.2016 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)
административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25000 руб., Исследовав представленные материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд УСТАНОВИЛ: Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба представителя ФИО1 – ФИО2 на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении от Дата . Согласно обжалуемому постановлению, Дата в Управление Госжилстройтехинспекции Пензенской области поступило обращение Б.Т, (вх. № ЛП-Б-632-1) по вопросу применения повышающего коэффициента за коммунальную услугу по ГВС и отоплению в многоквартирном Адрес . В ходе проведенной документарной проверки было установлено, что техническая возможность установки одного общедомового прибора учета тепловой энергии в МКД на систему отопления отсутствует, начисление платы собственника (пользователям) помещений в МКД за коммунальную услугу по отоплению по нормативам с учетом повышающего коэффициента не соответствует действующему законодательству. Поскольку применение повышающего коэффициента при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам (пользователям) помещений в МКД нарушает права
Решение № 12-567/16 от 16.08.2016 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)
административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25000 руб., Исследовав представленные материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд УСТАНОВИЛ: Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба представителя ФИО1 – ФИО2 на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении от Дата . Согласно обжалуемому постановлению, Дата в Управление Госжилстройтехинспекции Пензенской области поступило обращение Б.Т. (вх. № Б-2097-1) по вопросу применения повышающего коэффициента за коммунальную услугу по ГВС и отоплению в многоквартирном доме Адрес . В ходе проведенной документарной проверки было установлено, что техническая возможность установки одного общедомового прибора учета тепловой энергии в МКД на систему отопления отсутствует, начисление платы собственника (пользователям) помещений в МКД за коммунальную услугу по отоплению по нормативам с учетом повышающего коэффициента не соответствует действующему законодательству. Поскольку применение повышающего коэффициента при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам (пользователям) помещений в МКД нарушает
Апелляционное определение № 11-151/19МИРОВО от 31.07.2019 Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург)
о правильности начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги суд апелляционной инстанции признает несостоятельными, поскольку взысканный судом размер задолженности подтверждается материалами дела, в частности представленными истцом сведениями о начислениях и оплате коммунальных услуг помесячно, направленными в адрес истца квитанциями с указанием размера начисленной платы и задолженности и с учетом оплаты истцом задолженности. Расчет истца, произведенный с учетом оплаты ответчиками квитанций, проверен судом первой инстанции, принят во внимание довод ответчиков о необоснованном применении повышающего коэффициента за коммунальные услуги «горячее водоснабжение инд.», «холодное водоснабжение инд.», поскольку из представленных ответчиком документов следует, что квартира ответчика оборудована индивидуальными приборами учета воды, которые находятся на обслуживание у истца; представителем истца данный факт не оспаривался. При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в части, поскольку размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из
Апелляционное определение № 11-242/18 от 06.11.2018 Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург)
о правильности начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги суд апелляционной инстанции признает несостоятельными, поскольку взысканный судом размер задолженности подтверждается материалами дела, в частности представленными истцом сведениями о начислениях и оплате коммунальных услуг помесячно, направленными в адрес истца квитанциями с указанием размера начисленной платы и задолженности и с учетом оплаты истцом задолженности. Расчет истца, произведенный с учетом оплаты ответчиком квитанций, проверен судом первой инстанции, принят во внимание довод ответчика о необоснованном применении повышающего коэффициента за коммунальные услуги «горячее водоснабжение инд.», «холодное водоснабжение инд.», поскольку из представленных ответчиком документов следует, что квартира ответчика оборудована индивидуальными приборами учета воды, которые находятся на обслуживание у истца; представителем истца данный факт не оспаривался. При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в части, поскольку размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из