ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приватизация служебного жилого помещения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № ВКПИ03-124 от 27.05.2004 Верховного Суда РФ
частей, имеющие систему пропусков, а так же отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения , за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Установленное вышеуказанным нормативным правовым актом ограничение права неопределенного круга лиц на приватизацию жилых помещений, находящихся на территории закрытых военных городков, направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным
Определение № А40-3736/20 от 20.11.2023 Верховного Суда РФ
и не имеет самостоятельного значения. Согласно заключению судебной экспертизы подвальное помещение площадью 447,6 кв.м (кадастровый номер 77:05:0001012:7675) является техническим, вспомогательного назначения по отношению к другим помещениям данного многоквартирного дома. Судами указано, что спорное служебное помещения ( в котором находятся обслуживающие весь дом общедомовые коммуникации и инженерное оборудование) на момент первой приватизации квартиры в доме якобы имело самостоятельное назначение. Весь подвал в доме является общим имуществом, не имеющим самостоятельного назначения. Государственный технический учет нежилых помещений в качестве «служебных» означает, что они предназначены именно для обслуживания жилого дома. Судами сделан неверный вывод о том, что право собственности города Москвы на спорное помещение возникло на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также, что право собственности города Москвы возникло раньше
Решение № А76-13229/08 от 12.11.2008 АС Челябинской области
с утвержденным порядком самостоятельно либо через органы управления Администрации города в пределах их компетенции передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, отчуждать их, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов с обязательным установлением контроля за выполнением указанных условий. В соответствии с п.3 Решения Челябинской городской Думы от 25.04.2006 №12/7 «Об утверждении порядка приватизации служебных жилых помещений в г.Челябинске» приватизация служебного жилого помещения осуществляется после принятия соответствующего решения комиссией по рассмотрению вопросов приватизации гражданами предоставленных им служебных жилых помещений (далее - комиссия), созданной в соответствии с распоряжением Главы города Челябинска от 18.07.2005 №764. Как уже было указано выше соответствующее заседание было администрацией г.Челябинска проведено, о чем свидетельствует протокол от 14.02.2007. В Решении Челябинской городской Думы от 25.04.2006 №12/7 «Об утверждении порядка приватизации служебных жилых помещений в г.Челябинске» установлена категория граждан, в отношении которых может быть принято
Решение № А76-26025/08 от 04.09.2009 АС Челябинской области
с утвержденным порядком самостоятельно либо через органы управления Администрации города в пределах их компетенции передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, отчуждать их, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов с обязательным установлением контроля за выполнением указанных условий. В соответствии с п.3 Решения Челябинской городской Думы от 25.04.2006 №12/7 «Об утверждении порядка приватизации служебных жилых помещений в г.Челябинске» приватизация служебного жилого помещения осуществляется после принятия соответствующего решения комиссией по рассмотрению вопросов приватизации гражданами предоставленных им служебных жилых помещений (далее - комиссия), созданной в соответствии с распоряжением Главы города Челябинска от 18.07.2005 №764. В Решении Челябинской городской Думы от 25.04.2006 №12/7 «Об утверждении порядка приватизации служебных жилых помещений в г.Челябинске» установлена категория граждан, в отношении которых может быть принято решение о приватизации служебного помещения. В соответствии с п.8 указанного постановления на основании решения комиссии оформляется распоряжение
Решение № А76-1542/10 от 12.04.2011 АС Челябинской области
общей юрисдикции в вышеназванных судебных актах, вступивших в законную силу, подлежат отклонению и доводы заявителя, приведенные в обоснование заявленных требований в рамках настоящего спора. Помимо этого, арбитражный суд учитывает также и следующие обстоятельства. Решением Челябинской городской Думы от 25.04.2006 №12/7 был утвержден Порядок приватизации служебных жилых помещений в городе Челябинске (далее – Порядок), который устанавливает условия приватизации служебных жилых помещений, предоставленных гражданам до 1 марта 2005 года. В соответствии с п. 3 Порядка приватизация служебного жилого помещения осуществляется после принятия соответствующего решения комиссией по рассмотрению вопросов приватизации гражданами предоставленных им служебных жилых помещений (далее - комиссия), созданной в соответствии с распоряжением Главы города Челябинска от 18.07.2005 N 764. Пунктом 4 Порядка установлены случаи, когда в соответствии с Порядком служебное жилое помещение может быть приватизировано. Такая возможность имеется, в том числе, в случае, когда заявителем является лицо, проработавшее в организации, предоставившей им служебное жилое помещение, более 10 лет, а также уволившиеся
Решение № от 30.05.2011 Азовского городского суда (Ростовская область)
весь многоквартирный дом, в котором она расположена, была отнесена к числу специализированного служебного помещения и включена в муниципальный жилищный фонд. Право собственности муниципального образования зарегистрировано в установленном порядке как на жилое помещение. Технический паспорт на спорную квартиру и заключение о соответствии жилого помещение предъявляемым к нему требованиям не существует, а на момент ее вселения квартира находилась в состоянии «стройварианта». Заслуживает внимания тот факт, что в этом же многоквартирном жилом доме ранее была осуществлена приватизация служебного жилого помещения . Истица в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истца по доверенности адвокат Туроверова Г.И. поддержала заявленные требования и дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Ответчик- Администрация , в лице представителя по доверенности Политовой Л.В., иск не признала, ссылаясь на то что, служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Третье лицо- МАУ «Департамент ЖКХ», в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела, поэтому
Решение № 2-1040/11 от 30.05.2011 Азовского городского суда (Ростовская область)
многоквартирный дом, в котором она расположена, была отнесена к числу специализированного служебного помещения и включена в муниципальный жилищный фонд. Право собственности муниципального образования <адрес> зарегистрировано в установленном порядке как на жилое помещение. Технический паспорт на спорную квартиру и заключение о соответствии жилого помещение предъявляемым к нему требованиям не существует, а на момент ее вселения квартира находилась в состоянии «стройварианта». Заслуживает внимания тот факт, что в этом же многоквартирном жилом доме ранее была осуществлена приватизация служебного жилого помещения . Истица в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истца по доверенности адвокат Туроверова Г.И. поддержала заявленные требования и дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Ответчик- Администрация <адрес>, в лице представителя по доверенности Политовой Л.В., иск не признала, ссылаясь на то что, служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Третье лицо- МАУ <адрес> «Департамент ЖКХ», в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела,
Апелляционное определение № 2-370/2023 от 09.08.2023 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
установлены нарушения при проведении приватизации жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Ипатовского городского округа Ставропольского края. На основании решения Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № Г.Н.С., занимающему в настоящее время должность заместителя главы администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, разрешено осуществить приватизацию жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между Г.Н.С. и администрацией Ипатовского городского округа Ставропольского края заключен договор № передачи служебного жилого помещения в собственность ( приватизация служебного жилого помещения ), согласно которому администрация Ипатовского городского округа Ставропольского края обязуется передать в собственность участнику приватизации в обусловленный договором срок квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Указанную сделку истец считает незаконной, поскольку спорная квартира относится к специализированному жилищному фонду, предоставлена Г.Н.С. по договору найма на время муниципальной службы, и без ее исключения из специализированного жилищного фонда не может быть предоставлена Г.Н.С. на праве собственности в порядке приватизации. Кроме того, не был соблюден порядок приватизации помещений