ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Признание права собственности на бесхозяйные сети - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минэнерго России от 29.03.2017 N 06-439 "О рассмотрении обращения"
принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931. По вопросу организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов необходимо отметить, что частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Аналогичное положение в отношении содержания бесхозяйных газовых сетей в законодательстве Российской Федерации отсутствует, поэтому следует учитывать, что запрет органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по выявлению,
Определение № 17АП-11398/19 от 14.05.2020 Верховного Суда РФ
арбитражного апелляционного суда от 19.09.2019 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.01.2020 по делу № А50-8749/2019 по иску индивидуального предпринимателя Валеева Рината Максумовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным отказа от 21.02.2019 Управления Росреестра в погашении записи о праве собственности муниципального образования «Всеволодо-Вильвенское городское поселение» Александровского муниципального района Пермского края на канализационные сети и водопроводные сети; обязании Управление Росреестра аннулировать записи в ЕГРН о праве собственности муниципального образования «Всеволодо-Вильвенское городское поселение» Александровского муниципального района Пермского края на указанное имущество; признании незаконными действий Управления Росреестра по принятию на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей: насосной станции 2 подъема; здание канализационной станции; канализационные сети ; нежилого здания насосной станции II подъема; здание насосновоздушной станции; обязании Управление Росреестра аннулировать в ЕГРП записи о принятии на учет в качестве указанных бесхозяйных недвижимых вещей (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49
Определение № 13АП-25084/19 от 13.04.2020 Верховного Суда РФ
общество) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2019, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.12.2019 по делу № А56-108167/2018 по заявлению общества к Комитету по энергетике и инженерному обеспечению (далее – комитет), открытому акционерному обществу «Аккумуляторная компания «Ригель» (далее – компания) о признании незаконным выраженного в письме от 14.05.2018 № 01-16-21421/17-1-1 решения комитета об отказе в совершении действий, связанных с признанием права собственности на бесхозяйную тепловую сеть от задвижек на фасаде корпуса № 29 ОАО НИАИ «Источник» до тепловой камеры на пересечении ул. Даля с ул. Профессора Попова, и определением теплосетевой организации, сети которой непосредственно соединены с ней, а также об обязании комитета совершить действия по признанию права собственности Санкт-Петербурга на бесхозяйную сеть и определить компанию в качестве теплосетевой организации, сети которой с ней соединены, установила: решением суда первой инстанции от 02.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда
Определение № 02АП-32/19 от 12.11.2019 Верховного Суда РФ
работ по признанию права собственности муниципального образования объектов холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством. Не согласившись с постановлением администрации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного кодекса, статьями 225, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491(далее – Правила № 491), приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» и исходил из следующего. Спорные коммуникации находятся за пределами внешних границ стен многоквартирного жилого дома и не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, поэтому в силу пункта 8 Правил № 491 они являются наружными и не могут находиться в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома. Спорные участки инженерных сетей предназначены для
Определение № 309-КГ16-17473 от 23.12.2016 Верховного Суда РФ
муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Вступившим с законную силу судебном акте по делу № А07-6233/2014 установлено, что общество «Октябрьский» является абонентом предприятия «Уфаводоканал», потребителем услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод. При заключении договоров между обществом «Октябрьский» и предприятием «Уфаводоканал» согласована схема эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что наличие у объекта водоснабжения либо объекта водоотведения (водопровода) статуса бесхозяйного имущества само по себе не наделяет абонента (общество «Октябрьский»), организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (предприятие «Уфаводоканал»), правом требования от органа местного самоуправления (администрация) принятия этого объекта в муниципальную собственность. Согласно схеме присоединения объекта абонента к системам городской канализации в границах эксплуатационной ответственности общества «Октябрьский» находятся канализационные сети , расположенные по улице Лесотехникума и улице Клавдии Абрамовой,
Постановление № А81-6476/2017 от 06.03.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда
норма направлена на обеспечение поставки тепловой энергии конечным потребителям, ввиду чего невозложение обязанностей по содержанию бесхозяйных сетей может нарушить их права и законные интересы. Таким образом, из указанных норм права следует, что до момента регистрации права собственности на бесхозяйные тепловые сети орган местного самоуправления обязан в течение 30 дней с даты выявления таких сетей определить теплоснабжающую организацию, которая должна обслуживать сети. После выполнения, указанного действия орган местного самоуправления должен предпринимать действия по признанию права собственности на бесхозяйные сети , как того требует статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом из представленных заявителем документов, в том числе из актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжения, не усматривается принадлежность спорных участков тепловых сетей кому-либо на каком-либо праве, поскольку соответствующие документы не являются правоустанавливающими. Спорные участки тепловых сетей не числятся в реестре муниципального имущества, не находятся в законном владении потребителей, не числятся на балансе учреждений, в отношении принадлежности этого имущества
Решение № А38-1925/2022 от 23.06.2022 АС Республики Марий Эл
объект КТП-537 в п. Новый принадлежал муниципальному образованию, долг в настоящее время не оплачен (протокол и аудиозапись судебного заседания от 23.06.2022). Ответчик в судебное заседание не явился, заявил о рассмотрении без участия, в письменном отзыве на иск признал долг в сумме 10 487 руб. 05 коп., пояснил, что он будет оплачен до конца июня, против взыскания неустойки возражал. Им также указано, что в настоящее время в суде общей юрисдикции рассматриваются дела о признании права собственности на бесхозяйную сеть (л.д. 36-37). Информация о принятии искового заявления к производству, о времени и месте судебных заседаний была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети «Интернет». Кроме того, копия судебного акта направлялась арбитражным судом по последнему известному и зарегистрированному в едином государственном реестре адресу и была вручена ответчику, что подтверждается почтовым уведомлением. Тем самым ответчик признается надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела (статьи 121 и 123 АПК
Постановление № 08АП-75/14 от 19.02.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда
и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. Из указанных норм права следует, что до момента регистрации права собственности на бесхозяйные тепловые сети орган местного самоуправления обязан в течение 30 дней с даты выявления таких сетей определить теплоснабжающую организацию, которая должна обслуживать сети. После выполнения указанных действия орган местного самоуправления должен предпринимать действия по признанию права собственности на бесхозяйные сети , как того требует статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. В рассматриваем случае, как следует из материалов дела (т.1 л.д. 83, 84), теплоснабжение жилых домов №№ 1-28 поселка Северный микрорайона «Входной» осуществляется от газовой котельной, эксплуатацию которой осуществляет Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области «Омский психоневрологический интернат», тепловые сети жилых домов непосредственно не соединены с тепловыми сетями Учреждения, но они присоединены к котельной Учреждения, следовательно, последнее является единой теплоснабжающей организацией в
Постановление № А46-3359/17 от 16.11.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда
норма направлена на обеспечение поставки тепловой энергии конечным потребителям, ввиду чего невозложение обязанностей по содержанию бесхозяйных сетей может нарушить их права и законные интересы. Таким образом, из указанных норм права следует, что до момента регистрации права собственности на бесхозяйные тепловые сети орган местного самоуправления обязан в течение 30 дней с даты выявления таких сетей определить теплоснабжающую организацию, которая должна обслуживать сети. После выполнения, указанного действия орган местного самоуправления должен предпринимать действия по признанию права собственности на бесхозяйные сети , как того требует статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. В рассматриваем случае, как следует из материалов дела спорная теплотрасса непосредственно подключена от тепловых сетей, принадлежащих ПАО «Омскшина», следовательно, Общество является единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, поэтому ПАО «Омскшина» было правомерно определено Администрацией в качестве теплосетевой организации для осуществления эксплуатации бесхозяйных тепловых сетей протяженностью 253,4 м, диаметром 273 мм, проложенных надземной прокладкой от тепловой камеры № ОШЗ-4 до тепловой камеры №
Постановление № А32-52788/2017 от 25.06.2018 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
эксплуатационной ответственности сторон с установлением границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности подлежит по общему правилу по внешней границе стены многоквартирного жилого дома. Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Апеллянт настаивает на доводах о том, что в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» орган местного самоуправления до признания права собственности на бесхозяйную сеть в течении тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями, или теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей. Орган регулирования, в свою очередь, обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. Из данной нормы следует, что процедура передачи
Решение № 2А-1178/2016 от 22.07.2016 Конаковского городского суда (Тверская область)
обязан в течение 30 дней с даты выявления таких сетей выявить теплоснабжающую организацию, которая должна обслуживать сети, и, соответственно, включить расходы по обслуживанию бесхозяйных сетей в тарифы соответствующей организации. Обслуживающая организация должна быть выбрана исходя из следующих критериев: - бесхозяйные тепловые сети непосредственно соединены с некоей теплоснабжающей организацией; - бесхозяйные сети входят в систему единой теплоснабжающей организации. После выполнения процедур, указанных в ч. 6 статьи, органу местного самоуправления предписано предпринимать действия по признанию права собственности на бесхозяйные сети , как того требует статья 225 ГК РФ. В соответствии с п.п.4,8 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Таким образом, органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения. Выявление бесхозяйных тепловых сетей
Апелляционное определение № 33-2859/2012 от 06.09.2012 Брянского областного суда (Брянская область)
обязан в течение 30 дней с даты выявления таких сетей выявить теплоснабжающую организацию, которая должна обслуживать сети, и, соответственно, включить расходы по обслуживанию бесхозяйных сетей в тарифы соответствующей организации. Обслуживающая организация должна быть выбрана исходя из следующих критериев: - бесхозяйные тепловые сети непосредственно соединены с некоей теплоснабжающей организацией; - бесхозяйные сети входят в систему единой теплоснабжающей организации. После выполнения процедур, указанных в ч. 6 статьи, орган местного самоуправления должен предпринимать действия по признанию права собственности на бесхозяйные сети , как того требует статья 225 ГК РФ. В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом о теплоснабжении. Таким образом, органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения. Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных