ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Продолжительность отдыха - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 224-КА21-5 от 25.03.2021 Верховного Суда РФ
государства, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 февраля 2017 г. № 95дсп. Такие выводы суда кассационной инстанции основаны на неправиль- ном применении норм материального права. Основания выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха определены Федеральным законом «О статусе военнослужащих». В соответствии с п. 3 ст. 11 названного Федерального закона военно- служащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться де- нежная компенсация. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. № 492 (далее - Пе- речень мероприятий), а порядок и условия выплаты
Кассационное определение № 221-КА21-3-К10 от 20.04.2021 Верховного Суда РФ
приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 февраля 2017 г. № 95дсп. Такие выводы суда кассационной инстанции основаны на неправиль- ном применении норм материального права. Основания выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха определены Федеральным законом «О статусе военнослужащих». В соответствии с п. 3 ст. 11 названного Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержден приказом Минист- ра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. № 492 (далее - Пе- речень мероприятий), а порядок и условия выплаты
Определение № 301-КГ16-13302 от 04.10.2016 Верховного Суда РФ
находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из представленных материалов, управлением в ходе внеплановой выездной проверки общества выявлено нарушение лицензионных требований: не организована работа водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, не обеспечено соблюдение режима труда и отдыха водителей (ежедневная продолжительность рабочей смены планируется и фактически составляет более 12 часов, а междусменный отдых некоторых водителей составляет менее 12 часов). По итогам проверки обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений при осуществлении планирования продолжительности рабочей смены водителей и междусменного отдыха (пункт 1 предписания), при обеспечении соблюдения режима труда водителей в части ограничения продолжительности смены не более 12 часов (пункт 2 предписания), при обеспечении соблюдения продолжительности междусменного отдыха водителей не менее 12 часов (пункт 3 предписания). Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением. Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с
Апелляционное определение № АПЛ20-394 от 03.12.2020 Верховного Суда РФ
возможности в соответствии с установленными правилами полетов. На основании вышеприведенных законоположений суд пришел к обоснованному выводу о том, что определенные пунктом 39 Положения особенности режима рабочего времени при непредвиденных обстоятельствах, при которых командир воздушного судна обладает исключительным правом увеличить установленную продолжительность полетной смены на два часа при выполнении полетной смены в минимальном составе летного экипажа и на три часа при выполнении полетной смены в увеличенном составе летного экипажа, не вступают в противоречие с законоположениями, имеющими большую юридическую силу. Отказывая ФИО2 в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции правильно исходил из того, что такое увеличение установленной продолжительности полетной смены в системе действующего правового регулирования особенностей рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов, принимаемое по решению командира воздушного судна, обусловлено наличием непредвиденных обстоятельств, связанных с метеоусловиями, невозможностью выполнить посадку в аэропорту назначения, отказами авиационной техники в полете и других случаях, не предусмотренных заданием на полет, то есть имеет объективно
Постановление № 13АП-24956/2022 от 15.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
противоречат друг другу, из положений однозначно следует возможность привлечения исполнителем ГБР по договору субподряда. При этом к сотрудникам ГБР (как исполнителя, так и субподрядчика) в любом случае будут предъявляться требования, предусмотренные пунктами 2.9.1. – 2.9.10 технического задания. В соответствии с пунктом 2.1 технического задания исполнитель должен обеспечить охрану объектов заказчика, указанных в Приложении № 2 к договору, силами не менее трех смен (своими сотрудниками). Продолжительность работы каждой смены не должна превышать 24 часа. Минимальная продолжительность отдыха между сменами, должна быть не менее двойной продолжительности работы в предшествующей отдыху смене (работа вахтовым методом не допускается, в том числе с перемещением охранника с объекта на объект). Устанавливая требование о недопуске вахтового метода, Заказчик не вкладывал понятие вахтового метода, закрепленное в Трудовом кодеке Российской Федерации, а исходил из безопасности и высокого качества оказываемых услуг, с целью недопущения привлечения одного сотрудника к выполнению должностных обязанностей непрерывно, без отдыха, на протяжении нескольких дней подряд, в
Постановление № 02АП-310/2016 от 27.05.2016 Второго арбитражного апелляционного суда
часов 19 минут; водителя ФИО4 между сменами 10.08.2015 и 11.08.2015 составляет 9 часов 15 минут. Вместе с тем суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с имеющимися в материалы дела соглашениями от 02.06.2015 (т.1 л.д.38-39), заключенными ООО «Автохозяйство» с водителями ФИО5 и ФИО4, данным водителям продолжительность междусменного отдыха сокращена на 3 часа. Соглашением предусмотрено, что после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным междусменным отдыхом, водителям предоставляется отдых не менее 48 часов. При этом продолжительность отдыха водителей после окончания рабочих смен, следующих за уменьшенным ежедневным междусменным отдыхом, заявителем не устанавливалась, а с учетом представленных в материалы дела документов не представляется возможным установить продолжительность отдыха водителей после рабочих смен, следующих за уменьшенным ежедневным междусменным отдыхом. Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, принимая во внимание положения абзаца 4 пункта 25 Положения № 15, а также наличие упомянутых соглашений от 02.06.2015, нельзя признать доказанным факт
Постановление № 02АП-9718/2015 от 15.12.2015 Второго арбитражного апелляционного суда
10.08.2015 составляет 10 часов 35 минут, между рабочими сменами 13.08.2015 и 14.08.2015 составляет 9 часов 25 минут. Вместе с тем суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с представленными в материалы дела соглашениями от 04.01.2015, заключенными Обществом с водителями ФИО6, ФИО7, ФИО4, ФИО5, данным водителям продолжительность междусменного отдыха сокращена на 3 часа. Соглашением предусмотрено, что после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным междусменным отдыхом, водителям предоставляется отдых не менее 48 часов. При этом продолжительность отдыха водителей после окончания рабочих смен, следующих за уменьшенным ежедневным междусменным отдыхом, заявителем не устанавливалась, а с учетом представленных в материалы дела документов не представляется возможным установить продолжительность отдыха водителей после рабочих смен, следующих за уменьшенным ежедневным междусменным отдыхом. Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с учетом положений абзаца 4 пункта 25 Положения № 15, а также упомянутых соглашений от 04.01.2015 нельзя признать доказанным факт нарушения продолжительности
Постановление № 5-195/20 от 01.12.2020 Алейского городского суда (Алтайский край)
в период с 22.09.2020 по 26.09.2020 – 51 час 30 минут, в период с 29.09.2020 по 02.10.2020 – 44 часа 40 минут. Выявлено нарушение режима отдыха водителя ФИО3, нормальная продолжительность ежедневного междусменного отдыха не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (период с 22 часов 20 минут по 12 часов 30 минут следующего дня), междусменный отдых должен составить минимум 15 часов 30 минут. Так, в период с 18.09.2020 по 19.09.2020 – продолжительность отдыха 14 часов 10 минут, в период с 23.09.2020 по 24.09.2020 – продолжительность отдыха 14 часов 10 минут, в период с 25.09.2020 по 26.09.2020 – продолжительность отдыха 14 часов 10 минут, в период с 30.09.2020 по 01.10.2020 – продолжительность отдыха 14 часов 10 минут. Данные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 23.10.2020; лицензии № № от 20.05.2019 на осуществление перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования
Решение № 12-2825/18 от 22.08.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
перевозки. Статьей 8 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (Женева, 01.07.1970 года), установлено, что в течение каждых двадцати четырех часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее одиннадцати часов, который может быть сокращен минимум до девяти часов непрерывного отдыха не более трех раз в течение любой одной недели при условии, что до конца следующей недели в качестве компенсации водителю предоставляется отдых эквивалентный продолжительности. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается в соответствии с первым подпунктом, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение двадцати четырех часов, один из которых должен составлять не менее восьми последовательных часов. В этом случае минимальная продолжительность отдыха увеличивается до двенадцати часов. Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.23 КоАП РФ подтверждается карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевым листом, международной товарно-транспортной накладной, показаниями прибора учета периодов отдыха,
Решение № 12-24/20 от 02.09.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)
соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). В соответствии с п. 1 ст. 8 ЕСТР в течение каждых двадцати четырех часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее одиннадцати часов, который может быть сокращен минимум до девяти часов непрерывного отдыха не более трех раз в течение любой одной недели при условии, что до конца следующей недели в качестве компенсации водителю предоставляется отдых эквивалентный продолжительности. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается в соответствии с первым подпунктом, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение двадцати четырех часов, один из которых должен составлять не менее восьми последовательных часов. В этом случае минимальная продолжительность отдыха увеличивается до двенадцати часов. Согласно п. 3 ст. 8 ЕСТР в течение каждой недели один из периодов отдыха, упомянутых в пунктах 1 и 2, должен составлять в качестве еженедельного отдыха в общей сложности сорок пять последовательных
Решение № 7-524/2021 от 23.06.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
с п.25 приказа Минтранса России от 20.08.2004 N 15 на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Согласно п.26 приказа Минтранса России от 20.08.2004 N 15 еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов. В соответствии с п.15 приказа