ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Профилактика коррупции - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 21-КГПР20-2 от 27.07.2020 Верховного Суда РФ
правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции ( профилактика коррупции ) (подпункт «а»); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) (подпункт «б»); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (подпункт «в»). Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ установлено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет
Решение № АКПИ23-464 от 30.08.2023 Верховного Суда РФ
определяет особенности соблюдения ограничений, запретов и требований, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции упомянутым федеральным законом и другими федеральными законами (пункты 2, 3 части 1). Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции (часть 3). Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (часть 4). Одной из основных мер осуществления профилактики коррупции согласно пункту 3 статьи 6 Закона о противодействии коррупции является предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами. В статье 7 поименованного закона приведены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, которыми также являются введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов,
Постановление № 18-АД21-1 от 17.03.2021 Верховного Суда РФ
нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции » в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение
Постановление № 32-АД22-5 от 03.08.2022 Верховного Суда РФ
бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции » в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как усматривается из материалов дела,
Постановление № 5-АД23-62 от 28.12.2023 Верховного Суда РФ
крупным размером - превышающие двадцать миллионов рублей. Статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. В силу статьи 14 Закона о противодействии коррупции в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1). Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к
Постановление № 06АП-1523/20 от 14.05.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда
обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Исходя из пункта 2 статьи 1 Закона о противодействии коррупции противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции ( профилактика коррупции ), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно части 1 статьи 10 Закона о противодействии коррупции под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных)
Решение № А59-5406/18 от 12.11.2018 АС Сахалинской области
(пункт 12); устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности (пункт 13); совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения (пункт 14); оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах (пункт 21). Согласно статье 6 этого же Закона профилактика коррупции осуществляется путем применения, в том числе антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам
Постановление № 4А-606/2013 от 22.08.2013 Самарского областного суда (Самарская область)
др.), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта. Варламовой М.В. в разделе 4.1 справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга не были отражены сведения об участии в деятельности коммерческой организации, обязательность представления которых установлена Указом Президента №559. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 г. №273-ФЗ, одним из принципов противодействия коррупции является приоритетное применением мер по ее предупреждению. Статьей 6 указанного закона закреплено, что профилактика коррупции осуществляется путем предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверки в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами. Профилактика коррупции является основным направлением деятельности государственных органов. В соответствии со ст.19.7 КоАП РФ, за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной
Постановление № 4А-754/2013 от 26.12.2013 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
В разделе 2.2 справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Г. не были отражены сведения о наличии в ее собственности в 2012 году транспортного средства «марка авто», обязательность которых установлена Указом Президента Российской Федерации № 559 от 18.05.2009 года. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, одним из принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по ее предупреждению. Статьей 6 указанного закона закреплено, что профилактика коррупции осуществляется путем предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверки в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами. Профилактика коррупции является основным направлением деятельности государственных органов. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: - постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.09.2013 года (л.д.3-5); - копией справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального
Решение № 2-563 от 31.10.2011 Прохладненского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)
Прокурор , действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Прохладненский районный суд КБР с иском к Совету депутатов городского округа , в котором просит признать бездействие Совета депутатов местного самоуправления городского округа по исполнению в приоритетном порядке муниципальной целевой программы «Профилактика и коррупция в городском округе на 2011-2013 годы» незаконным, обязать Совет депутатов местного самоуправления городского округа предусмотреть в бюджете городского округа на 2011-2014 годы средства на реализацию мероприятий муниципальной целевой программы « Профилактика коррупции в городском округе на 2011 - 2013 годы». В обоснование своих требований Прокурор действующий в интересах неопределенного круга лиц указал, что прокуратурой на поднадзорной территории проведена проверка исполнения органами местного самоуправления г.о. законодательства о противодействии коррупции, по итогам которой установлено, что муниципальная целевая программа «Профилактика и коррупция в городском округе на 2011-2013 годы» утверждена Решением Совета местного самоуправления городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за № и опубликована официальном сайте местной администрации городского округа . Для
Решение № 21-1037/2016 от 26.05.2016 Самарского областного суда (Самарская область)
действий, предусмотренных статьями 2.27, 4.11, 4.23 и 10.3 настоящего Закона в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере до четырех тысяч рублей, на должностных лиц - до восьми тысяч рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей. В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции. Таким образом, профилактика коррупции является основным направлением деятельности органов государственной власти. Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Согласно ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к
Решение № 2-8499/16 от 20.10.2016 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)
данной информационно-телекоммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет-странице с адресом: - http://vprave.kiev.ua/articles/statya-kak-berut-vzyutki-suddi.html («Как берут взятки наши судьи»), – статьи, которая содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные деяния, как дача взятки и получение взятки, являющиеся элементами коррупционного поведения. В соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», противодействие коррупции это деятельность, по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции ( профилактика коррупции ). Указанная информация побуждает неопределенный круг граждан к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, облегчает их совершение. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Как следует из пункта 4 ст. 2 Закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для