ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Производственный экологический контроль - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 46-АД21-77 от 26.07.2021 Верховного Суда РФ
судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам. В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное
Определение № 13АП-9046/19 от 19.02.2020 Верховного Суда РФ
выброс от 08.08.2014 № 26-22793- В-14/19, которое выдано на основании разработанных и согласованных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сроком действия с 08.08.2014 по 07.08.2019. В указанных нормативах отсутствуют взвешенные частицы РМ10 и взвешенные частицы РМ2,5. Плата за выбросы загрязняющих веществ исчислена и представлена в Разделе 1 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год. Фактическая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определена на основе данных производственного экологического контроля , которые были направлены в адрес департамента в ответ на требование от 03.08.2018 № s 04-28/8612. Платежными поручениями от 06.04.2016 № 5916, от 12.07.2016 № 12550, от 12.10.2016 № 19332, от 27.02.2017 № 4428 обществом внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду от стационарных объектов в 2016 году в размере 562 361 руб. 46 коп. Департамент, установив, что общество в декларации по веществам кальций оксид, цинк оксид, дибутилфталат, эмульсол, натрий гидрооксид, масло
Определение № 13АП-35321/18 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255), департамент направил обществу требование от 09.10.2017 № 04-28/11854 с предъявлением задолженности в размере 279 929 руб. 27 коп., в котором указал на несоответствие массы сброса, указанной в декларации, произведенному расчету массы сброса загрязняющих веществ на основании приложенных копий первичных документов, и необходимости произведения расчетов в соответствии с пунктом 9 Правил № 255 на основе данных производственного экологического контроля . Обществу в соответствии с пунктом 41 Правил № 255 предложено в течение 7 рабочих дней со дня получения требования в случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, представить письменные возражения с приложением заверенных копий обосновывающих документов. Общество, полагая, что масса сброса и сумма платы определены департаментом на основании ошибочных данных, представленных при постановке объектов на учет и не отражающих фактических данных негативного воздействия на окружающую среду по спорным объектам, обратилось в арбитражный
Определение № А65-7023/2022 от 19.12.2023 Верховного Суда РФ
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, и исходили из следующего: ответчик, использующий объект III категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, предоставил своевременно за спорный период отчет (в том числе с учетом уточнений) об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду; превышения размещения отходов не имеется; следовательно, при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежит применению коэффициент 0,3, поэтому с ответчика надлежит взыскать только часть испрашиваемого Управлением долга. Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III
Постановление № А33-8618/17 от 25.01.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии с частью 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Частью 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что программа производственного экологического контроля содержит сведения: - об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; - об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; - об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их
Постановление № 17АП-681/2024-АК от 12.02.2024 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
в Перечне методик, допущенных к применению в 2021 году, отсутствуют методики на определение в промышленных выбросах загрязняющих веществ «пыль каменного угля», «пыль неорганическая: до 20% SiО2». Соответственно, нет необходимости в аккредитации лабораторий на проведение измерений по этим веществам; достаточно аккредитовать лаборатории на определение (измерение) по веществу взвешенные частицы (пыль). Однако заявителем не учтено, что в соответствии со статьей 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды ( производственный экологический контроль ) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с
Постановление № А70-2284/2022 от 20.02.2024 АС Западно-Сибирского округа
и потребления и объектов их размещения (пункты 2, 3). Юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 7). Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха является составной частью производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 25 Закона № 96-ФЗ). Исходя из пункта 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный экологический
Решение № 12-57/2022 от 15.06.2022 Ачинского городского суда (Красноярский край)
и применения использованных расчетных методов, чем нарушены требования ст. 22 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", п. 17 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утв. Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 352; - в 2020 году и за истекший период 2021 года АО «РУСАЛ Ачинск» не осуществлен производственный экологический контроль промышленных выбросов на источниках выбросов №№, 0086, 0087, 0088, 0089, 0090, 0107, 0108, 0109, 0110, 0111, 0112, 0113, 0114, 0268, 0269, 0274, 0275, 0276, 0300, 0277, 0301 по загрязняющему веществу диНатрий карбонат. В 2020 году и за истекший период 2021 года АО «РУСАЛ Ачинск» не осуществлен производственный экологический контроль промышленных выбросов, согласно план-графика, на источниках выбросов №№, 0100, 0103, 0104, 0105, 0106, 0270, 0271, 0096, 0097, 0098, 0203, 0204, 0205, 0206, 0207, 0208,
Решение № 7-1343/2016 от 07.12.2016 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Из материалов дела следует, что 29.07.2016 года * по результатам проведения выездной проверки в отношении юридического лица - ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» обнаружено, что юридическое лицо ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» допустило несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятия, сооружений и иных объектов, а именно: производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды, в части контроля качества сбрасываемых сточных вод и контроля за промышленными выбросами с 02.06.2015 по 16.03.2016 года ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» велся не аккредитованной лабораторией. По результатам рассмотрения данного дела, должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу вынесено постановление о признании юридического лица ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» виновным в совершении правонарушения, предусмотренным статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа. Согласно
Решение № 12-4588/2016 от 05.12.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей. Согласно ст. 67 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
Решение № 7-499/2022 от 01.06.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»; ч. 2, ч. 3, ч. 4 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74; - не осуществляется достоверный производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха по участкам водозаборных скважин, с учетом исследований проб выбросов вредных (загрязняющих) веществ из газоотводных трубок, дыхательных клапанов и патрубков, обустроенных на устьевых площадках скважин, в том числе прискважинных резервуаров, что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01249 МЭ от 29.05.2018 г., СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01246 МЭ от 08.11.2017, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ