ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Противопожарные минерализованные полосы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 08АП-7158/18 от 12.04.2019 Верховного Суда РФ
об объемах и сроках исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению. До 2015 истец по встречному иску не имел доступа к арендуемому лесному участку (до принятия постановления Правительства Тюменской области от 26.01.2015 № 19-П). После принятии Постановления Правительства Тюменской области от 26.01.2015 № 19-П доступ на участок разрешен только в период полного промерзания почвы. Арендуемый участок является труднодоступным, почва на нем частично заболочена, имеет глубокие торфяные отложения, что не позволяет выполнить противопожарные минерализованные полосы , а также выполнить мероприятия по лесовосстановлению. Оспариваемые условия договора аренды лесного участка № 87\др от 15.03.2013 являются по утверждению заявителя, явно обременительными и нарушающие баланс интересов сторон. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной
Определение № А41-55096/19 от 23.11.2020 Верховного Суда РФ
представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:35:0010303:2 на котором обязано было обеспечить противопожарную безопасность на земельном участке, что не было сделано (территория земельного участка не очищена от сухой травянистой растительности валежника, порубочных остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, не отделена от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером), признал доказанным, что возгорание со спорного земельного участка распространилось на территорию лесного фонда и повлекло возникновение низового беглого, средней интенсивности лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, в связи с чем пришел к выводу, что обществом был причинен ущерб истцу в качестве затрат на тушение лесного пожара, и, руководствуясь пунктом 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями статьи 15, пунктом 1 статьи
Определение № А41-50006/20 от 15.02.2022 Верховного Суда РФ
Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», пришли к выводу о том, что оспоренное предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы администрации. Суды установили, что в ходе проверки населенных пунктов, входящих в состав городского округа, управлением выявлены нарушения требований пожарной безопасности в границах застройки поселений до лесного массива, в том числе по причине отсутствия защитных противопожарных минерализованных полос и подъездов к пожарным водоемам, отсутствия указателей по направлению движения к пожарным водоемам (водоисточникам), непригодности пожарных водоемов для использования (заросли растительностью), неисправности водонапорных башен, отсутствия средств звуковой сигнализации для оповещения людей в случае возникновения пожара. Доказательств обратного администрацией не представлено. Суды отметили, что вступившим в законную силу решением от 15.02.2021 по делу № 12-8/2021 признано законным постановление от 28.04.2020 № 58 о назначении административного наказания администрации за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1
Постановление № А13-9509/14 от 22.06.2015 АС Северо-Западного округа
объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности. В силу пункта 1 статьи 59 Закона № 123-ФЗ ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться, в том числе, устройством противопожарных преград. Согласно пункту 1 статьи 37 Закона № 123-ФЗ противопожарные преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара подразделяются, в том числе на противопожарные разрывы и противопожарные минерализованные полосы . В соответствии с пунктом 36 статьи 2 Закона № 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) — нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. В силу пункта 3 статьи 69 Закона № 123-ФЗ противопожарные расстояния от критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов до границ лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны составлять не менее 100 метров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Частью 2 статьи 70
Постановление № 17АП-5238/2022-АК от 22.06.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
замеры расстояний от конкретных домов до лесных массивов, а также не указаны наименования массивов (лесных кварталов, урочищ и т.п.), граничащих с жилыми домами и их собственник; утверждает, что органы местного самоуправления не компетентны осуществлять устройство противопожарных разрывов в отношении лесов, расположенных на земельных участках, окружающих населенные пункты городского округа Верхняя Пышма. Оспаривая законность пунктов 6, 9, 15, 17, 21, 25, 29, 34, 39 50, 61 предписания заявитель указывает, что устроенные осенью 2020 года противопожарные минерализованные полосы на территориях земельных участков, прилегающих к лесу, способны выполнять свою пожаропредупредительную функцию, значит, п. 70 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, администрацией соблюден; кроме того, при вынесении предписания надзорным органом не были исследованы все обстоятельства, в том числе не учтена невозможность устранения нарушений по причине, не зависящим от заявителя, а именно наличие естественных преград, которые не позволят осуществить мероприятия. Оспаривая законность пунктов 30, 71 предписания, администрация
Решение № 7/21-516/2021 от 28.10.2021 Костромского областного суда (Костромская область)
совершение которого ФИО1 назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ***. А именно в том, что на *** не исполнены требования пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима на территории населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров по адресу: Костромская область, Кадыйский район, п. Кадый: - в целях исключения возможного перехода природного пожара на территорию п. Кадый до начала пожароопасного периода вокруг населенного пункта не созданы (обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, что является нарушением пункта 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, Постановления главы городского поселения п. Кадый Кадыйского района ФИО1 № 50 от 16 июня 2021 года; - к естественным и искусственным водоисточникам п. Кадый *** не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды
Решение № 420007-01-2023-002185-92 от 02.08.2023 Кемеровского районного суда (Кемеровская область)
5.2 СП 8.13130.2020 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» в населенном пункте: Кемеровский муниципальный округ, п. Привольный отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения; 80. В нарушение п. 70 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 на территории: Кемеровский муниципальный округ, с. Барановка в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов не создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров; 81. В нарушение п. 70 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 на территории: Кемеровский муниципальный округ, д. Старая Балахонка в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов не создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров; 82. В нарушение п. 70 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства