ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Публичные слушания по проектам генеральных планов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Глава 5.1. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОМПЛЕКСНОМУ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИИ И ПОРЯДОК ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (СТАТЬИ 46.1 - 46.11)
Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов , проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 455-ФЗ) 1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков
Статья 28. Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов
Статья 28. Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1 - 2. Утратили силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции) 3. Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. (в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4. При проведении общественных обсуждений или публичных слушаний в целях обеспечения участников общественных обсуждений или публичных слушаний равными возможностями
Статья 63. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе
планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом. Согласование проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя не осуществляется. Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя должны быть проведены в каждом внутригородском муниципальном образовании городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.1. Подготовка проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя осуществляется с учетом нормативов градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Статья 1.
ст. 6983; 2014, N 16, ст. 1837; N 19, ст. 2336; N 26, ст. 3377; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6640; 2015, N 1, ст. 9, 11; N 29, ст. 4339, 4342; 2016, N 1, ст. 79; N 27, ст. 4248, 4302, 4305, 4306; 2017, N 27, ст. 3923; N 31, ст. 4740, 4766, 4771, 4829) следующие изменения: 1) главу 1 дополнить статьей 5.1 следующего содержания: "Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов , проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства 1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных
Статья 4.
жилищного строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3617; 2009, N 52, ст. 6419; 2012, N 29, ст. 3998; 2013, N 30, ст. 4072; 2014, N 26, ст. 3377; N 48, ст. 6637; 2015, N 10, ст. 1418; 2016, N 1, ст. 25; N 26, ст. 3890) следующие изменения: 1) в пункте 34 части 1 статьи 12.2 слова "публичных слушаниях по проектам документов территориального планирования" заменить словами "общественных обсуждениях или публичных слушаниях по проектам генеральных планов ", слова ", публичных слушаниях" заменить словами ", общественных обсуждениях или публичных слушаниях"; 2) в абзаце первом части 2 статьи 16.2 слова "публичных слушаний" заменить словами "общественных обсуждений или публичных слушаний".
Апелляционное определение № 11-АПА19-15 от 08.08.2019 Верховного Суда РФ
об обоснованности административного иска и признал Генеральный план недействующим. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не имеется. В данном случае судом установлено нарушение органом местного самоуправления порядка принятия проекта генерального плана, который предусматривался градостроительным законодательством, действовавшим в период принятия оспариваемого нормативного правового акта. При этом статья 28 ГрК РФ как в прежней, так и в действующей редакциях не предусматривает исключений, допускающих возможность проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений не во всех населенных пунктах муниципального образования. Подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы о том, что граница населенного пункта в настоящее время не пересекает земельный участок административного истца, так как данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта. Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы. Оснований для отмены
Апелляционное определение № 56-АПА19-9 от 30.05.2019 Верховного Суда РФ
24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты. Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана, осуществление его подготовки с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана , а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Законом Приморского края от 18 ноября 2014 г. № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» к полномочиям Администрации Приморского края или уполномоченных ею органов исполнительной власти Приморского края отнесены полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа по подготовке и утверждению генерального плана городского
Определение № 127-АПА19-15 от 15.08.2019 Верховного Суда РФ
- Устав городского округа Евпатория), суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом и надлежащем доведении его до всеобщего сведения. Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана , а также предложений заинтересованных лиц. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ). Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более
Апелляционное определение № 1-АПА19-9 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана , а также предложений заинтересованных лиц. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ). Суд первой инстанции установил, что процедура и порядок проведения публичных слушаний по проекту генерального плана соблюдены.
Постановление № А11-4013/2009 от 29.12.2009 АС Волго-Вятского округа
плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (пункт 12 статьи 24 Кодекса). В пунктах 1 и 3 статьи 28 Кодекса установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов , в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений проводятся в обязательном порядке в каждом населенном пункте муниципального образования. Из представленных в дело документов следует и суд первой инстанции установил, что публичные слушания по проекту генерального плана муниципального образования «Сельское поселение Филипповское» проведены не во всех населенных пунктах, входящих в состав данного муниципального образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса и пунктом 20 части 1 статьи
Постановление № А67-1618/14 от 10.02.2015 АС Западно-Сибирского округа
самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса. Публичные слушания по проектам генеральных планов городских округов проводятся в соответствии со статьей 28 ГрК РФ. В соответствии с частями 1-6, 8 статьи 28 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее – публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке. Порядок организации и проведения
Постановление № 17АП-3880/2022-АК от 12.05.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
обсуждений. Согласно п. 3.3. Технического задания Исполнитель оказывает содействие Заказчику в согласовании проектов, путем участия в процедурах согласования, проведения публичных слушаний (общественных обсуждений), подготовке демонстрационных и информационных материалов, необходимых для проведения публичных слушаний и организации процесса согласований и информационного взаимодействия с населением муниципального образования. Согласно п. 3 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ «Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов» общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов городских округов проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. Также принимая во внимание отсутствие возможности в настоящий момент проведения на территории муниципальных образований Пермского края общественных обсуждений по причине отсутствия информационной системы, обеспечивающей проведение общественных обсуждений, необходимо будет в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации проводить публичные слушания в каждом населенным пункте каждого муниципального образования, которых в данных муниципальных образованиях в соответствии с законами Пермского края о преобразовании муниципальных образований имеется
Постановление № А24-5279/2017 от 10.04.2018 АС Камчатского края
территориальной зоны К1 в районе земельных участков с кадастровыми номерами 41:01:0010121:39, 41:01:0010121:113, 41:01:0010121:81, 41:01:0010121:82, 41:01:0010121:84, 41:01:0010121:1242 на публичных слушаниях, назначенных на иную дату, оформленного заключением о результатах публичных слушаний от 04.07.2017. Согласно части 1 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период (далее по тексту – ГрК РФ) в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов , в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке. В силу части 2 этой же статьи порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. В соответствии с положениями части 1 статьи 7 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 12.10.2010 №294-нд «О Правилах землепользования
Решение № 2-1830/2013 от 26.09.2013 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)
№ 118 принято Собранием депутатов Волошинского сельского поселения с нарушением закрепленных в ст. 28 Градостроительного кодекса РФ требований, в части проведения публичных слушаний по проекту генерального плана. Главой Волошинского сельского поселения 16.07.2012 принято постановление № 40 «О назначении публичных слушаний по проектам генеральных планов населенных пунктов Волошинского сельского поселения Родионово - Несветайского района Ростовской области и проекту правил землепользования и застройки Волошинского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области», в соответствии с которым публичные слушания по проектам генеральных планов населенных пунктов Волошинского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области назначены к проведению на 01.08.2012, 02.08.2012 и 03.08.2012, и на основании которого осуществлялось оповещение жителей Волошинского сельского поселения о месте и времени их проведения. В назначенные сроки публичные слушания по проектам генеральных планов населенных пунктов Волошинского сельского поселения Родионово - Несветайского района Ростовской области были проведены и 03.08.2012 подготовлено Заключение о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования «Волошинское сельское поселение»
Решение № 3А-1059/2021 от 20.07.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
образования город Краснодар проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар. Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар указанным постановлением, было поручено провести работы по внесению изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 28 ГрК РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов , в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке. Согласно части 2 статьи 28 ФЗ от 6 октября 2003 года, публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой