ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Расходование средств гранта - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 N 260 (ред. от 26.02.2021) "О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации" (вместе с "Положением о Совете по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации", "Правилами предоставления грантов в форме субсидий в области науки из федерального бюджета для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 146 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук" (гранты Президента Российской Федерации), а также ведущих научных школ Российской Федерации")
статей и издание монографий учеными по направлению научных исследований; ж) оплата работ, выполняемых сторонними организациями; з) компенсация расходов организации по предоставлению условий для выполнения работ по гранту в размере, не превышающем 10 процентов суммы гранта, а именно: затраты на коммунальные услуги; затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда сотрудников, которые не принимают непосредственное участие в выполнении работ по гранту; затраты на прочие общехозяйственные нужды. 20. Расходование средств грантов осуществляется получателем гранта с согласия молодого ученого или ведущей научной школы Российской Федерации. 21. Оценка эффективности осуществления получателем гранта расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на основе достижения значений целевых показателей (индикаторов), установленных пунктом 14 настоящих Правил и соглашением. 22. Информация о размерах и сроках перечисления грантов учитывается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления
Приказ Минэкономразвития России от 24.04.2013 N 220 (ред. от 16.05.2013) "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации"
1 млн. рублей на покрытие расходов одного субъекта малого и среднего предпринимательства, связанных с получением соответствующих сертификатов. V. Условия участия в конкурсном отборе по мероприятиям по направлению "Реализация иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства" 5.1. Для участия в конкурсном отборе по мероприятиям, связанным с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции, субъект Российской Федерации принимает обязательство о расходовании средств субсидии по одному или нескольким из нижеперечисленных мероприятий. 5.1.1. Поддержка начинающих малых инновационных компаний - гранты инновационным компаниям, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров. Гранты малым инновационным компаниям - субсидии субъектам малого предпринимательства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Гранты на создание инновационной компании - субсидии, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых
Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2012 N 223 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации"
1 млн. рублей на покрытие расходов одного субъекта малого и среднего предпринимательства, связанных с получением соответствующих сертификатов. V. Условия участия в конкурсном отборе по мероприятиям по направлению "Реализация иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства" 5.1. Для участия в конкурсном отборе по мероприятиям, связанным с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции, субъект Российской Федерации принимает обязательство о расходовании средств субсидии по одному или нескольким из нижеперечисленных мероприятий. 5.1.1. Поддержка начинающих малых инновационных компаний - гранты инновационным компаниям. Гранты малым инновационным компаниям - субсидии юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Гранты на создание инновационной компании - субсидии, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического
Определение № 16АП-3003/19 от 15.05.2020 Верховного Суда РФ
Министерством сельского хозяйства Ставропольского края и предпринимателем было заключено соглашение от 04.09.2012 № 173/12. Соглашение заключено сроком на 5 лет, в течение которых предприниматель обязалась реализовать мероприятия по созданию семейной животноводческой фермы согласно бизнес-плану и плану расходов, осуществлять деятельность по производству мясомолочной продукции. Предприниматель также обязалась софинансировать реализуемые мероприятия за счет собственных средств в размере не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг; обеспечивать целевое расходование средств гранта . Решением конкурсной комиссии от 22.03.2016 предпринимателю согласован срок завершения реализации проекта до 04.09.2017. Невыполнение предпринимателем условий соглашения явилось основанием для обращения министерства в суд с иском по настоящему делу. Встречный иск ФИО1 КФХ ФИО2 был обоснован тем, что в ходе исполнения соглашения она столкнулась со сложностями в получении кредитов, в связи с чем не имела возможности обеспечить софинансирование проекта. Однако ею предпринимались все возможные меры по завершению проекта, полученные средства гранта использованы
Определение № 15АП-16116/19 от 12.05.2020 Верховного Суда РФ
Как следует из судебных актов, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 на 2013-2020 годы, СССПК «Песчанокопскагроснаб» был предоставлен грант в сумме 7 113 040 рублей на развитие материально-технической базы, о чем между кооперативом, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и Администрацией Песчанокопского района Ростовской области заключено соглашение от 26.03.2015 № 209. Кооператив обязался осуществлять расходование средств гранта в соответствии с планом расходов, в порядке и сроки, оговоренные в соглашении, регулярно предоставлять в министерство отчетность о реализации соглашения, а также сведения о результатах ежегодной ревизии финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивать выполнение показателей эффективности расходования бюджетных средств, установленных в соглашении. На основании сведений, поступивших из Управления ветеринарии по Ростовской области, конкурсная комиссия по грантовой поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов министерства (далее – комиссия) установила факт невыполнения кооперативом показателей эффективности, предусмотренных соглашением,
Определение № А40-135497/20 от 13.12.2021 Верховного Суда РФ
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 395, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 34, 38. 162, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды, установив, что фондом и контрагентами были заключены договоры по текущему содержанию и развитию инфраструктуры и объектов комплексного благоустройства территории инновационного центра, по которым, в том числе неправомерно приняты и оплачены завышенные объемы работ, необоснованно применены расценки, включающие в себя работу специальной техники, пришли к выводу о неправомерном расходовании средств гранта , в связи с чем удовлетворили исковые требования. Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
Определение № А41-28344/20 от 31.08.2021 Верховного Суда РФ
доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды отказали в удовлетворении иска, придя к выводу о том, что предпринимателем сумма полученного гранта израсходована в соответствии с целевым назначением; при этом не утрачена возможность представления отчета в период действия соглашения на предоставление гранта. Судами установлено, что согласно отчетам о целевом расходовании гранта в разделе II «Подтверждение целевого расходования средств грантов на развитие семейной животноводческой фермы крестьянского (фермерского) хозяйства» в части информации о направлениях использования средств гранта в соответствии с планом расходов не содержалось сведений по статьям расходов (включая марку (бренд, порода, сорт) объекта, адреса, возраста, количества, цены); оборудование приобретено ответчиком в 2018 году, соответствующие документы представлены для выполнения контрольных мероприятий в 2018 году, а о наличии каких-либо несоответствий в порядке согласования документов ответчик проинформирован только в ноябре 2019 года. Кроме того, ответчиком закуплено
Определение № А40-28509/20 от 29.09.2021 Верховного Суда РФ
соглашения, фондом не исполнено, что послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд. Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика заявленной суммы субсидии, с чем согласился суд округа. Судебные инстанции исходили из доказанности истцом факта ненадлежащего исполнения условий заключенного соглашения, выразившегося в непредставлении доказательств целевого расходования средств гранта и средств софинансирования, нарушении требований пункта 4.3.5 соглашения, необеспечении экономного и результативного использования средств гранта, непредставлении документов, подтверждающих расходование субсидии, а также реализации заявленного проекта. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Руководствуясь статьями 291.6
Постановление № А32-38309/14 от 16.06.2015 АС Северо-Кавказского округа
указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, единовременной помощи, собственных и заемных средств) предприниматель должен приобрести автомобиль «Газель», трактор Т-1221, сеялку СЗУ и создать откормочную площадку. Во исполнение указанного соглашения предпринимателю из краевого бюджета предоставлен грант в размере 1450 тыс. рублей, что подтверждается платежными поручениями от 27.12.2012 № 43005 и от 27.12.2012 № 6696400. Денежные средства перечислены предпринимателю на расчетный счет со специальным режимом, предусматривающим расходование средств гранта только на основании письменного разрешения министерства. Для получения разрешения на перечисление денежных средств с расчетного счета предпринимателя на расчетные счета других юридических лиц ответчик представил в министерство следующие документы: договор от 19.06.2013 № KRS-003040 с ООО «Сеть Агромаркетов» на поставку техники («Беларус – 1221.2») на сумму 1 242 500 рублей; договор купли-продажи товара от 31.07.2013 № 72 с ООО «АгроКапитал» на покупку сеялки СЗУ-3,6, а также счет на оплату от 31.07.2013 № 137
Постановление № А33-13110/14 от 08.07.2015 АС Восточно-Сибирского округа
30 приложения № 28 к разделу 3 Программы грант и (или) единовременная помощь подлежат возврату в краевой бюджет получателем гранта и (или) единовременной помощи в том числе, в следующих случаях и размерах: выявление факта нарушения получателем гранта и (или) единовременной помощи условий, установленных статьей 27.4 Закона края от 21.02.2006 № 17-4487, - в полном объеме; представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на получение гранта и (или) единовременной помощи, - в полном объеме; расходование средств гранта и (или) единовременной помощи на цели, не предусмотренные планом расходов, - в размере суммы, которая не соответствует наименованиям (статьям) расходов, предусмотренным планом расходов; невыполнение получателем гранта и (или) единовременной помощи обязательств по созданию рабочих мест, предусмотренных соглашением - в полном объеме. По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили факт несоблюдения предпринимателем требований по предоставлению достоверных данных Министерству для
Постановление № А05-8503/2021 от 06.05.2022 АС Северо-Западного округа
заявленное требование оставлено без удовлетворения. В кассационной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя кассационной жалобы, глава КФХ не исполнил свои обязательства по использованию гранта для финансового обеспечения затрат, связанных созданием и развитием крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению «разведение крупного рогатого скота (далее - КРС)», поскольку расходование средств гранта осуществлено главой КФХ в нарушение условий Соглашения без использования собственных средств, то есть не выполнено условие софинансирования. Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и следует из материалов дела, по итогам конкурсного отбора «Агростартап», проведенного в соответствии с Порядком предоставления субсидий и грантов на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской
Постановление № А56-128121/18 от 31.07.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
этого остаток гранта был израсходован должником за пределами срока реализации инновационного проекта по Соглашению. Обстоятельства и факт образования указанной задолженности установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2016 по делу № А40-204844/15 и послужили основанием для возбуждения настоящего дела о банкротстве, в котором Фонд «Сколково» является мажоритарным кредитором. При этом, как указал суд первой инстанции, согласно выписке по специальному счету должника, открытому в Петербургском филиале АО ЮниКредитБанк, должник осуществлял расходование средств гранта за рамками сроков реализации проекта, вплоть до 29.02.2016. Кроме того, за период с 31.04.2013 по 29.02.2016 на счет должника поступил возврат денежных средств от аффилированных лиц ЗАО «Оптоган» и ЗАО «Оптоган Таллинское» в общей сумме 28 729 526 руб. 80 коп., которые также, вместо возврата Фонду «Сколково», были израсходованы должником на свое усмотрение. На основании указанного суд первой инстанции сделал вывод о том, что факт возникновения задолженности перед Фондом «Сколково», опосредованный расходованием денежных
Решение № 2А-588/20 от 07.12.2020 Джидинского районного суда (Республика Бурятия)
условиями Соглашения и Планом расходов, Вершинин должен приобрести земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в Плане расходов на эти цели предусмотрено 454500 руб. средств гранта. В соответствии с п.2.17 и 2.18 Порядка, сумма гранта должна быть израсходована на цели, указанные в Плане в течении 18 месяцев со дня поступления на счет получателя, при этом, получатель гранта вправе проводить операции по расходованию средств гранта исключительно с согласия Министерства. Заявление ФИО3 о даче согласия на расходование средств гранта на приобретение земельного участка с кадастровым номером № официально в Министерство не поступало, согласия Министерства на расходование средств гранта на вышеуказанные цели не давалось. Выслушав участников процесса, свидетеля, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частями 2,4,5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (ред. от 31 июля 2020) "О государственной регистрации недвижимости» (далее- Федеральный закон № 218-ФЗ), Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных
Решение № 2-574/2016 от 21.11.2016 Терского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)
имеется. Кроме того, ФИО2 пояснил, что с момента заключения договора от <дата> с местной администрацией Терского муниципального района КБР о занятии им деятельностью в сфере закладки «яблоневого сада интенсивного типа с применением капельного орошения», он не занимается данным видом деятельности по настоящее время. Согласно п.2.2 договора № от <дата>, грант мог использоваться в следующих случаях: регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, либо регистрации юридическим лицом – субъекта малого предпринимательства; получение письменного согласия администрации на расходование средств гранта . Указанные требования, ФИО2 были нарушены, то есть согласие на использование гранта от администрации Терского муниципального района КБР он не получил. <адрес> предоставляет субсидию за счет средств поступивших из средств федерального бюджета и средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики, выделяемых в 2014 году на со финансирование мероприятий, в размере, указанном в п.1.2 соглашения с Министерством экономического развития КБР №-АДМ от <дата>. В связи с изложенным, прокурор <адрес> КБР в интересах Российской Федерации, просит взыскать с
Решение № 2-615/2016 от 12.12.2016 Терского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)
он израсходовал указанную сумму наличным платежом. Кроме того, ФИО2 пояснил, что с момента заключения договора от <дата> с местной администрацией Терского муниципального района КБР о занятии им деятельностью в сфере выращивания томатов в защищенном грунте, он занимается данным видом деятельности по настоящее время. Согласно п.2.2 договора № от <дата>, грант мог использоваться в следующих случаях: регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, либо регистрации юридическим лицом – субъекта малого предпринимательства; получение письменного согласия администрации на расходование средств гранта . Указанные требования, ФИО2 были нарушены, то есть согласие на использование гранта от администрации Терского муниципального района КБР он не получил. <адрес> предоставляет субсидию за счет средств поступивших из средств федерального бюджета и средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики, выделяемых в 2014 году на со финансирование мероприятий, в размере, указанном в п.1.2 соглашения с Министерством экономического развития КБР №-АДМ от <дата>. В связи с изложенным, прокурор <адрес> КБР в интересах Российской Федерации, просит взыскать с
Определение № 2-5138/19 от 17.12.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции
на чей расчетный счет были перечислены денежные средства (грант), доказательств целевого использования гранта в полном объеме не представлено. Соглашение и Порядок содержат обязательства перед Министерством именно главы КФХ ФИО1, а не всего хозяйства. Согласно п. 2.2.4 раздела 2 Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ Участник программы обязан использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы. Расходование средств гранта осуществлять путем безналичных расчетов. Также Участник программы обязан использовать грант в строгом соответствии с планом расходов глав крестьянского (фермерского) хозяйства. В случае изменения плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, согласовать его с Конкурсной комиссией. (п.2.2.8.) В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области, настоящим Соглашением (п.3.4). Абзацем 5 пункта 11 Порядка предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам средств