спорам Верховного Суда Российской Федерации. Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований в части признания недействительным акта от 20.11.2013 № 47 о расследовании причин аварии, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 198, 200 АПК РФ, положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229, Правил расследования причин аварий в электроэнергетике , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» и пришли к выводу о соответствии оспариваемого акта, принятого уполномоченным органом, нормам действующего законодательства и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций. Возражения заявителя о том,
Арбитражного суда города Москвы от 18.03.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.12.2020, заявление общества оставлено без удовлетворения. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ПАО «МРСК Центра» просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм права. Согласно заявленным доводам, судами не дана оценка доказательствам отсутствия прерывания связи в понимании, приведенном в подпункте «н» пункта 4 Правил расследования причин аварий в электроэнергетике , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846 (далее – Правила расследования причин аварий в электроэнергетике, правила). Длительность потери диспетчерской связи составляла 55 минут, в то время как основанием для расследования аварии является потеря связи продолжительностью 1 час и более. Суды также не дали оценки обстоятельствам, на которые общество ссылалось в подтверждения нарушения его прав и законных интересов действиями Ростехнадзора. Согласно пункту 1 части 7 статьи 2916 Арбитражного процессуального кодекса
могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на истце. При этом лицо, требующее через суд от иного хозяйствующего субъекта возмещения причиненных убытков, должно доказать наличие состава правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности влечет отказ в удовлетворении иска. Суд первой инстанции обоснованно указал, что возражая по существу против заявленных требований, ответчик указал, что расследование аварий в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 №846 (далее - Правила №846). Согласно пункту 3 Правил №846 расследованию и учету подлежат аварии на всех объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, расположенных на территории Российской Федерации, соответствующие указанным в пунктах 4 и 5 Правил критериям. В силу пункта 4 Правил №846 орган Ростехнадзора осуществляют расследование причин аварий, в результате которых произошли, в том числе,
обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на истце. При этом лицо, требующее через суд от иного хозяйствующего субъекта возмещения причиненных убытков, должно доказать наличие состава правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности влечет отказ в удовлетворении иска. Возражая по существу против заявленных требований, ответчик указал, что расследование аварий в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846 (далее - Правила №846). Согласно пункту 3 Правил № 846 расследованию и учету подлежат аварии на всех объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, расположенных на территории Российской Федерации, соответствующие указанным в пунктах 4 и 5 Правил критериям. В силу пункта 4 Правил № 846 орган Ростехнадзора осуществляют расследование причин аварий, в результате которых произошли,
распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Отказывая в удовлетворении иска о возмещении убытков, суды исходили из недоказанности ОАО «ТЭЦ-ЗИЛ» юридического состава, наличие которого является основанием возложения ответственности за причинение вреда. ОАО «ТЭЦ-ЗИЛ» не доказало ни факт повреждения кабеля, ни факт взрыва на ТЭЦ. В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Расследование аварий в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846 (далее - Правила). Согласно пункту 3 Правил расследованию и учету подлежат аварии на всех объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, расположенных на территории Российской Федерации, соответствующие указанным в пунктах 4 и 5 Правил критериям. На основании пункта 5 Правил, собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация осуществляют
дефекты и поломки, возникшие в период действия договора, несовместимые с дальнейшей работой машин и оборудования, которые были выявлены во время дефектации оборудования стандартными процедурами и методами (тестирование, контроль, испытание и т.п.) при выводе оборудования в капитальный ремонт и во время проведения капитального ремонта, и которые не могли быть выявлены существующими методами при эксплуатации машин и оборудования в межремонтный период. В разделе 8 договора сторонами согласован полный перечень документов, представление которых страховщику является обязательным. Расследование аварий в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике» (далее - Правила № 846). Согласно пункту 1 Правил № 846 настоящие Правила определяют порядок расследования причин аварий в электроэнергетике, за исключением аварий на атомных станциях. В соответствии с пунктом 20 Правил № 846 результаты расследования причин аварий оформляются актом о расследовании причин аварии, форма и
кВ. Как следует из актов служебного расследования аварии на объекте: «Открытое распределительное устройство 35 кВ подстанции Зерновая, прием и распределение электроэнергии» (инв. № 46126) от 03.06.2020 и 10.06.2020, во время проведения капитального ремонта по результатам испытаний масляного выключателя В35 Т2 типа ВТ-35-630-10 на ПС 35/10кВ Зерновая протоколы от 02.06.2020 № 63000000002873 и от 09.06.2020 № 63000000002875 обнаружены дефекты диэлектрических свойств изоляции вводов 35 кВ. Ввода к дальнейшей эксплуатации не пригодны (т.1 л.д.21, 61). Расследование аварий в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике» (далее – Правила). Согласно пункту 1 указанных Правил, настоящие Правила определяют порядок расследования причин аварий в электроэнергетике, за исключением аварий на атомных станциях. В соответствии с пунктом 20 указанных Правил, результаты расследования причин аварий оформляются актом о расследовании причин аварии, форма и порядок заполнения которого утверждаются уполномоченным органом в сфере электроэнергетики. Как установлено
быть признаны состоятельными и доводы апелляционной жалобы о том, что ущерб ФИО2 был причинен вследствие неверно собранной истцом схемы электроснабжения вводно-распределительного устройства (по системе ТТ, а не по системе ТN-C-S) без применения устройства защитного отключения, что, по мнению автора жалобы, следует из п.п. 4, 5 акта от 16.04.2020 № 1-2020, заявления ФИО2 от 08.07.2013 (т. 1 л.д. 32-36, 179). Действительно, в п.п. 4, 5 акта от 16.04.2020 № 1-2020, подписанного членами комиссии по расследованию аварий в электроэнергетике главным инженером К.М.П., начальником ПТО Т.В.Е., старшим диспетчером З.Ж.Р., указано, что к выходу из строя бытовых приборов привело неправильно собранная потребителем схема подключения заземления ТТ в ВРУ жилого дома в нарушение п. 1.7.59 ПУЭ без использования устройства защитного отключения (УЗО). Между тем, в п. 1 данного акта также указано, что выход из строя бытовой техники потребителя произошел вследствие аварийного режима работы на участке сети 0,4 по ул. .... Обстоятельства скачка напряжения на участке
постановление, принятое в отношении ФИО1– отменено, производство по делу- прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В протесте, поданном в порядке ст.30.2-30.8 КоАП РФ, заместитель прокурора г.Норильска Красноярского края Васильева Е.Г. просит решение судьи городского суда- отменить, поскольку ФИО1 обоснованно постановлением был привлечен к административной ответственности, описание правонарушения в постановлении не противоречит требованиям законодательства, чему не была дана надлежащая правовая оценка судьей городского суда. Кроме того, ФИО1 вменялось нарушение требований п.7 Правил расследования аварий в электроэнергетике , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 г. №846, судом же неверно применены положения пп. А п.4 названных Правил. На протест заместителя прокурора г.Норильска Васильевой Е.Г., защитником ФИО1- Шукшиным Д.Ю. были поданы возражения, в которых указывается на необоснованность доводов поданного протеста. Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, участники процесса в краевой суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем в силу п.4 ч.2
может быть расследовано совместно с представителями филиала АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Республики Коми» с составлением соответствующего акта и его занесением в программный комплекс «База аварийности в электроэнергетике». Кроме того, начиная с 2011 года, при комиссионном расследовании допущенных повреждений котельного оборудования на электростанциях (Воркутинская ТЭЦ-2, Интинская и Сосногорская ТЭЦ) филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» и управляемого им ООО «Воркутинские ТЭЦ», принимали участие представители Печорского управления Ростехнадзора в качестве членов комиссий по расследованиюаварий в электроэнергетике . Указанные аварии в электроэнергетике расследованы строго в соответствии с порядком, определенным Правилами, от государственных надзорных органов требований по дополнительному расследованию данных нарушений как инцидентов на опасных производственных объектах и составления дублирующих актов расследования инцидентов на опасных производственных объектах не поступали. Следовательно, квалификация события, указанного в п. 1 постановления, как нарушения в области промышленной безопасности, не является законным, так как, в числе прочего, к аналогичным событиям не могут быть применены одновременно два отличных
экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 года № 846 утверждены Правила расследования причин аварий в электроэнергетике . В соответствии с п. 7 указанных Правил (в ред. от 05.12.2011 года № 996), собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация незамедлительно уведомляют о возникновении аварии диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в операционной зоне которого находятся объект электроэнергетики и (или) энергопринимающая установка, а также орган федерального государственного энергетического надзора в соответствии с порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утверждаемым федеральным